Последний сезон Кебе. Сенегальцу предложили выбрать между «Спартаком» и сборной
ПЕРСОНА
Ибра Кебе, пожалуй, самая загадочная фигура в «Спартаке». Обычно легионер воздерживается от общения с журналистами, никогда не появляется в людных местах и почти всегда молчит – за два года пребывания в нашей стране он так и не овладел русским языком. Но читателям «Советского спорта» повезло. Однажды дав интервью нашей газете (о, это далось большой кровью!), Кебе остался вполне доволен вышедшим материалом и с охотой согласился побеседовать вновь.
СКУЧАЮ ПО ТЧУЙСЕ
— Ибра, в «Спартаке» вы почти уже два года – срок, вполне достаточный для адаптации. Можете ею сейчас похвастать?
— Отчасти. Когда я только-только оказался в «Спартаке», меня охватило уныние. Кругом незнакомые люди, непривычная обстановка, я с трудом ориентировался. Достаточно долго не мог влиться в коллектив – из-за языкового барьера. Только в клубной квартире чувствовал себя комфортно. Придешь с тренировки, приготовишь себе риса, включишь телевизор или магнитофон (я очень люблю национальную сенегальскую музыку)… А потом – спать.
— Как-то однообразно. А как же погулять, повеселиться?
— Какое там! Я и сейчас по Москве почти не гуляю, разве что если появляется необходимость совершить пробежку. Уж больно много в этом и без того огромном городе агрессивной молодежи, расистов, которые так и норовят расправиться с первым повстречавшимся на их пути чернокожим.
— Неужели вам от них доставалось?
— К счастью, нет. Но примеров, когда «бритоголовые» нападают на иностранцев, предостаточно. Если не сидится дома, заказываю такси и катаюсь по городу, пока не надоест.
— Компанию так себе и не подыскали?
— Раньше общался с Тчуйсе. Этот человек во всем меня поддерживал, и я очень расстроился, когда он ушел из «Спартака». Признаюсь, даже скучаю по нему. Сейчас почти не видимся, только созваниваемся.
— Почему не учите русский язык?
— А я и так его знаю. Вернее, понимаю практически каждое слово, но сказать ничего не могу. Объяснить стюардессе в самолете, что я хочу выпить кофе или чай, – не проблема, но с заданием посложней вряд ли справлюсь. Давайте не будем о грустном. В этом году у меня появился новый друг – Баги. Нас теперь часто можно увидеть вместе. Абдельила – парень общительный, добродушный, мы легко нашли общий язык. Было забавно: в первые дни пребывания в «Спартаке» он путал команды «вправо», «влево». Без Георгия (клубного переводчика. – Прим. авт.) вообще ничего не мог понять. А как он боялся московского мороза — прямо дрожал от холода, бедняга! Абдельила напоминает мне меня самого почти двухлетней давности. Однако у нас есть одно большое различие: он приехал в Россию женатым, с ребенком, а я до сих пор холост.
ОНА УЖЕ СТАРАЯ – ЕЙ 28
— Кстати, как поживает ваша подруга в Сенегале?
— (Смеется.) Не спрашивайте, это моя личная жизнь. Скажу одно: жениться в ближайшее время не собираюсь. У меня установка — сначала нужно обеспечить будущее своей семьи по финансовой части, а уж потом браться за ее создание. По моим расчетам, смысл в женитьбе появится лет в 27—28.
— Не грустно одному?
— Ко мне в гости постоянно кто-нибудь приезжает – у меня ведь четыре брата и три сестры. Частенько наведывается один из младших братьев, Папа Магат – он играет за казанский «Рубин». Делится со мной всеми своими проблемами и радостями. Гостит старший, Синди – он получил высшее образование в России, в Университете дружбы народов. Средний брат неплохо устроился в Италии. Работает в жандармерии и даже имеет возможность помогать родителям. А недавно из Сенегала приехала подруга сестры – с ней очень весело, и она вкусно готовит.
— Вот и проговорились – насчет подруги…
— Нет-нет! Она для меня очень старая, ей 28 лет.
ХОЧЕШЬ ИГРАТЬ В СБОРНОЙ – УЕЗЖАЙ ИЗ РОССИИ
— Вы пропустили почти все зимнее межсезонье – в течение двух месяцев отсутствовали в расположении «Спартака». Что же случилось?
— Все дело в гражданском паспорте. У него закончился срок действия. Мне нужно было обменять его, чтобы получить возможность выехать за пределы Сенегала. Но у меня на родине за один день ничего не делается. Казалось, паспортный кошмар никогда не закончится, это была настоящая катастрофа! По мере возможности тренировался и почти каждый день созванивался с Москвой — пытался объяснить ситуацию руководству.
— И как?..
— Каждый раз слышал в трубке: «Ждем». Вообще, я очень благодарен руководству команды за понимание. Когда осенью в нашей семье случилось несчастье (затонул паром, на котором находилась моя любимая тетя), никто не чинил мне препятствий со срочным отъездом на родину. Такое горе – у тети остались маленькие дети…
— В связи с вашими частыми отлучками в Сенегал у многих закралось большое сомнение в желании футболиста Кебе играть за «Спартак». Поговаривали, что вы подыскиваете команду во Франции…
— Поговаривали… Что же, отчасти это правда.
— ?!
— Разумеется, не я вел эти переговоры, а мои агенты. Предложений поступало немало – из той же Франции. Интересовались итальянцы, англичане. Клубы назвать? Нет, это секрет. Скажу только, что трансферные условия «Спартак» не устроили. Для себя же я четко решил: этот сезон станет последним в моей российской карьере, несмотря на действующий до лета 2004 года контракт. Одна из основных причин такого решения – проблемы с попаданием в состав сборной. Еще в прошлом году Брюно Метсю (бывший главный тренер национальной команды Сенегала. – Прим. авт.) выразил сожаление, что не имеет возможности наблюдать за матчами чемпионата России. Неудивительно, что спустя некоторое время я потерял место в сборной — подготовка к чемпионату мира прошла без меня. Когда Дьоп в матче открытия турнира протолкнул мяч в ворота чемпионов мира Бартеза, когда Сенегал вышел из группы, на душе мне было не только радостно, но и горько. Глядя в телевизор, думал: я должен быть сейчас там.
— Как вы прореагировали на то, что вся сборная Сенегала после успешно проведенного чемпионата мира первым делом отправилась чуть ли не в полном составе к проституткам?
— (Вспыхивает.) Футболисты – это прежде всего профессионалы. Они отлично отыграли на мировом первенстве. Люди отдыхают после работы, так почему нужно вмешиваться в их личную жизнь?! Ох уж эти журналисты…
— Кстати, как складываются отношения с сенегальскими средствами массовой информации?
— Когда я приезжаю в сборную, они меня только и спрашивают: как ты выдерживаешь холод, хорошо ли тебя кормят. Отвечаю на все вопросы терпеливо — с сенегальскими журналистами вообще нужно быть аккуратнее. Вот вы вежливо попросили об интервью, а у них это принято примерно так: «Эй, Кебе, иди сюда, мне поговорить надо».
— Не так давно произошли некоторые изменения в руководстве сборной Сенегала. Француз Метсю настоял на своей отставке, на смену ему пришел Ги Стефан. Изменилось ли к вам отношение со стороны главного тренера как к «россиянину»?
— У него та же позиция, что и у Метсю, только еще более категоричная. Мне так и сказали: за российским чемпионатом следить трудно и вообще он очень слабый. Если хочешь играть за сборную – бросай Россию, бросай «Спартак» и выбирай клуб в одной из «футбольных» стран Западной Европы.
НАША СПРАВКА
Ибра Баи КЕБЕ в матчах чемпионата России за «Спартак»
Дебютный матч – 18 августа 2001 года. «Факел» – «Спартак» — 0:5
Всего матчей | 33 |
Всего минут | 2628 |
Выходил в основном составе | 28 |
Выходил на замену | 5 |
Голов | 3 |
Предупреждений | 10 |
Удаление | 1 |