Зеленый поток

Российский футбол нынче переживает экономический подъем. Нашумевшие в межсезонье соглашения между «Норильским никелем» и «Торпедо-Металлургом», ЮКОСом и «Динамо», наконец между РФС и «Ростелекомом» — тому подтверждение. Это удивительно, ведь реальной пр
news

ПАРАДОКС

 Российский футбол нынче переживает экономический подъем. Нашумевшие в межсезонье соглашения между «Норильским никелем» и «Торпедо-Металлургом», ЮКОСом и «Динамо», наконец между РФС и «Ростелекомом» — тому подтверждение. Это удивительно, ведь реальной прибыли от футбола в России как не было, так и не ожидается.

НА СВЯЗИ С ФУТБОЛОМ

В начале февраля этого года РФС подписал 4-летний контракт с компанией «Ростелеком». Сумма сделки держится в тайне, однако, по нашей информации, она составляет 10 миллионов долларов. При этом бюджет российской футбольной федерации увеличится вдвое.

Помимо материальных выгод сборная России получит информационное обеспечение. В частности, планируются телеконференции с руководством и игроками главной команды страны, подобные так запомнившемуся нашим соотечественникам телемосту с Владимиром Путиным. Спонсорская поддержка «Телекома» будет распространяться на все и любые официальные матчи чемпионата Европы 2004 года, чемпионата мира 2006 года, а также на все товарищеские матчи, в которых примет участие сборная России.

«Матчи с участием национальной сборной собирают у телеэкранов несколько десятков миллионов зрителей, — заметил Игорь Захаров, гендиректор фирмы «Инфобанк Спорт-Маркетинг», которая помогла РФС обрести-таки генерального спонсора. – Так что сотрудничество с РФС для «Ростелекома» — отличный шанс заявить о себе во весь голос на всю страну».

Предыдущим генеральным спонсором футбольной сборной была компания «Газпром». Но контракт с «Газпромом» закончился в 1996 году, и с тех пор все четыре сборные команды страны по футболу — основная, юношеская, женская и инвалидов — оставались без генерального спонсора. Кстати, «Ростелеком» – единственная российская компания, которая является официальным партнером нашей сборной. Остальные — Coca-Cola, Nike, LG и Efes (продвигавшая пивной брэнд «Старый мельник») – иностранного происхождения..

Между прочим, в этом году Coca-Cola отказалась продлевать контракт, сославшись на то, что спонсирование сборной не позволило компании решить все поставленные ранее маркетинговые задачи.

ЮКОСу ОБИДНО ЗА «ДИНАМО»

Если брать в совокупности, бюджет российских клубов приближается к отметке 200 миллионов долларов. То есть деньги в наш футбол поступают. Парадокс, да и только! Можно долго говорить о грамотной маркетинговой политике клубных менеджеров, однако, на мой взгляд, никакие песни о «прекрасном далеком» не могут быть слаще сиюминутной коммерческой выгоды.

Футбол у нас еще долго будет убыточным предприятием. Честно говоря, я вообще не очень-то представляю, за счет чего сейчас могут покрываться расходы на содержание приличного футбольного клуба. Видимо, на это идут деньги, которые приходят в футбол из других областей бизнеса, для реализации каких-то целей. Это могут быть, например, личные амбиции президента или хозяев клуба, надежды на будущий скачок вперед, в класс сильнейших, Лигу чемпионов.

Вот как объясняет соглашение ЮКОСа с московским «Динамо» пресс-секретарь этой нефтяной компании Александр Шадрин: «Спонсируя клуб «Динамо», мы не ставили перед собой никаких маркетинговых целей. В том числе и задач по продвижению брэнда. Это была чистая благотворительность. Просто нам стало обидно, что такой прославленный клуб, как «Динамо», не имеет надежного спонсора и нуждается в деньгах. Поэтому мы решили выделить ему средства».

КРУЧЕ, ЧЕМ В АМСТЕРДАМЕ

Наша газета уже рассказывала в прошлом году о мертвой хватке менеджеров московского «Локомотива», успешно привлекающих спонсоров. Первое чемпионство, а также выход во второй этап Лиги чемпионов добавило железнодорожникам дивидендов.

Помимо генерального и технического спонсоров – МЖД и «Делта Спорт – NIKE», «Локо» имеет партнерские отношения еще с несколькими компаниями. В их числе – «Pepsico», которая поставляет безалкогольные напитки на стадион в Черкизове, клуб-ресторан «Баликоти», где прошли уже два торжественных вечера, посвященные победам «Локомотива» в чемпионате и Суперкубке России, а также строительная фирма «Энергоремстрой».

— Если раньше мы помогали «Локомотиву» и получали скорее моральное, нежели материальное удовлетворение, то теперь наши взаимоотношения с клубом можно назвать взаимовыгодным сотрудничеством, — признался генеральный директор компании «Энергоремстрой» Юрий Баликоев. – Мы выполняем заказы «Локо» и оснащаем стадион в Черкизове согласно требованиям евростандартов.

— Что уже сделано и каковы ваши планы?

— Сейчас мы заканчиваем отделку VIP-лож, офисных помещений для клуба. В мае начнем строительство ресторана, который не будет иметь аналогов не только в России, но и в Европе. Он будет располагаться на одной из трибун за воротами, и каждый болельщик, купивший билет на матч «Локомотива», сможет его посетить. Что-то подобное существует на «Арене» в Амстердаме, однако там нет такого хорошего обзора, как у нас. Поклонник «Локо», сидя за столиком, сможет наслаждаться игрой своей команды.

Мы планируем также модернизацию других сооружений на территории стадиона в Черкизове.

— Предусмотрены ли для «Локо» какие-либо скидки?

— Естественно, стоимость наших услуг ниже. Клуб в свою очередь бесплатно размещает нашу щитовую рекламу.

— По-прежнему болеете за «Спартак»?

— Да, конечно. И мне очень жаль, что мой любимый клуб находится в глубоком кризисе. Все большей симпатией проникаюсь к «Локо». Мне очень приятно, что команду уважают в Европе. Я ощущал растущий интерес к ней по мере успехов подопечных Семина на зарубежной арене.

Считаю, что благополучие «Локомотива» является следствием выбранной руководителями клуба стратегии. С ними приятно иметь дело!

— Слышал, что благодаря элитному клубу-ресторану «Баликоти», к которому вы имеете некоторое отношение, в Москве появится аллея звезд российского футбола…

— Мы планируем запечатлеть в камне имена лучших футболистов чемпионата России начиная с 1992 года. Правда, есть сложности. Скажем, лучший футболист России 1994 года Игорь Симутенков проживает сейчас в Америке, но мы его обязательно пригласим для участия в торжественной церемонии.

КСТАТИ

Из шестнадцати клубов премьер-лиги лишь пять – «Локомотив», «Спартак», «Крылья Советов», «Динамо» и «Зенит» – имеют официальных спонсоров. Причем три из них – «Лукойл», ЮКОС и «Газпром» – представляют топливную промышленность, МЖД – транспорт, а группа «Сибал» – инвестиции и промышленность.

Новости. Футбол