Владимир Федотов горд тем, что входит в клуб отца
ФУТБОЛ
Сотня забитых мячей Андрея Тихонова, вдохнувшая новую жизнь в Клуб Федотова, заставила вспомнить нас о славном прошлом отечественного футбола. То, что болельщики, юные и постарше, знают совсем немного о знаменитых советских футболистах – чудовищная несправедливость. Наш долг – как можно больше рассказывать о них. Сегодня о прославленном Григории Федотове вспоминает его сын Владимир Федотов, в прошлом нападающий ЦСКА, а ныне тренер московского «Спартака».
ИСПЫТАНИЕ СЛАВОЙ
— Я никогда не видел, как играет отец, и о том времени знаю только по рассказам, — признается Владимир Федотов. – Но даже после окончания карьеры он играл потрясающе! Футболисты его боготворили не только как тренера, но и как действующего мастера. Среди подопечных в ЦДСА Григорий Иванович пользовался непререкаемым авторитетом. Ребята просили его показать свой коронный прием, в народе прозванный «федотовским», — с фланга идет передача, и отец, положив корпус параллельно земле, не раздумывая, с ходу бьет, сильно, точно. Ну, может, из десяти попыток одну промажет, но в целом показывал потрясающий процент попаданий. Какой ногой бить – без разницы. Что левая, что правая – обе «пушки».
А как люди его любили! Помню, поход с отцом на футбол превращался для меня в испытание славой. Идем от метро к служебному входу стадиона «Динамо», по пути – буфеты. Так все сразу же прекращали пить-есть, кругом слышалось: «Смотрите, Федотов идет!» Я до сих пор не могу понять: в те времена телевидение было развито слабо, иллюстрация в журнале — большая редкость, но при этом отца знали все!
— Наверное, многие мечтали войти в круг общения Григория Ивановича…
— И еще как! Но до амикошонства, фамильярностей никогда не доходило. Если только на родине, в Глухове — Гришей, Гришкой окликали. А в Москве все называли отца исключительно по имени-отчеству. Ни разу не слышал, чтобы кто-то обратился к нему, как обычно принято у футбольных людей: «Эй, Иваныч!» Нет, такого не было.
Отец относился к славе совершенно спокойно и даже стеснялся ее. Всегда высоко поднимал воротник пальто, носил английский козырек. Думал: может, не узнают?
СОТЫЙ ГОЛ НЕ ПОМНЮ
— Вероятно, вам было нелегко нести на себе бремя славы родителя…
— Здесь другое. Папу я потерял еще ребенком, когда мне не исполнилось и пятнадцати. Для всей семьи, друзей это стало огромной трагедией. Знаете, столько лет прошло, а пережить ее не могу. И я никогда не испытывал неловкость, если меня сравнивали с папой. А люди, которые были рядом с ним – Николай Дементьев, Константин Бесков, Никита Симонян и много других, во всем мне помогали, в том числе и в становлении как футболиста.
— Помните, как сами вошли в Клуб имени своего отца?
— Горжусь тем, что попал в этот клуб, знаю, на моем счету 105 мячей, но свой сотый гол, признаться, не помню. Радовался не столько забитому мячу, сколько обретению членства.
— Как относитесь к возрождению Клуба Григория Федотова?
— Это действительно возрождение, но только в том смысле, что долгое время в клуб никто не мог войти. За последнее время это удалось только Олегу Веретенникову да Андрею Тихонову. Очень рад за них. А всем кандидатам в Клуб Федотова хочу пожелать: дерзайте!
ЛЮБОПЫТНО
Владимир Федотов женат на дочери Константина Бескова Любови Константиновне. Между Бесковым и Федотовым прекрасные семейные отношения, однако на футболе им приходилось выступать друг против друга. Так, в 1981 году ростовский СКА под руководством Федотова в финале Кубка СССР обыграл бесковский «Спартак». Рассказывают, Константин Иванович после этого матча сильно обиделся на своего зятя. Правда, уже через день отошел.
НАША СПРАВКА
Владимир ФЕДОТОВ
Родился 18 января 1943 года в Москве. Воспитанник ФШМ. Амплуа: нападающий. Выступал за ЦСКА (1960–1975). В чемпионатах СССР провел 382 матча, забил 92 гола. Рекордсмен ЦСКА по матчам, проведенным в чемпионатах СССР. В 1970–1974 годах входил в сборную СССР (22 матча, 4 гола).
Член Клуба Григория Федотова (105 голов).
С 2002 года – тренер московского «Спартака».