Зико уже пятьдесят!
НА ФУТБОЛЕ
Ранее я говорил о происхождении термина «кобра», которым называют в Бразилии лучших виртуозов мяча, и вспомнил великих футболистов 20-х – 30-х годов. На этой неделе разговор о «кобрах» продолжается, но, как это было уже не раз, размеренное движение по хронологии от древности до наших дней приходится прервать.
Третьего марта исполнилось ровно полвека Зико: самому знаменитому футболисту Бразилии в промежутке между «Королем» Пеле и «Феноменом» Роналдо. Он тоже является «коброй» и определенно заслуживает по случаю юбилея отдельной нашей колонки.
Когда он впервые появился в 1966 году на стадионе «Фламенго», ему было всего тринадцать. Его привел к тренеру Модесто Бриа репортер радио «Тупи» Селсо Гарсиа, высмотревший мальчика Артурзико в дальнем пригороде Рио-де-Жанейро Кинтино Бокаюва. Модесто изумился: этот заморыш – 37 килограммов веса при росте полтора метра – никак не годился на роль футболиста. Но поглядев, как виртуозно работает с мячом этот малец, как выполняет самые сложные приемы, как по заказу забивает в заданные углы ворот, тренер тут же определил его в детский состав «Фла».
Потом были титанические усилия врачей, специалистов по лечебному питанию и тренеров по физподготовке: из заморыша сделали почти атлета. А виртуозная техника, отработанная еще в детских «пеладах» на пыльных мостовых далекого пригорода, почти не нуждалась в совершенствовании.
К середине семидесятых Зико стал признанным лидером самого популярного бразильского клуба «Фламенго», его предложили в сборную, отправлявшуюся на чемпионат мира 1974 года в Германию. Увы, тренер Загало предпочел ему мощного «танка» Дарио, которого любили правившие страной тогда генералы. Это было самой жестокой психологической травмой юного Зико. А последним его разочарованием стал не забитый им 21 июня 1986 года пенальти в ворота сборной Франции в четвертьфинале чемпионата мира в Мексике. После этого промаха блистательная бразильская команда вынуждена была отправиться домой. И этот выдающийся футболист, как и все мастера его поколения – Сократес, Фалькао, Тониньо Серезо, Жуниор, так и не стал чемпионом мира!
В промежутке между этими двумя «несчастьями» он прошел путь триумфов и побед: вместе с «Фламенго» выиграл 13 декабря 1981 года в Токио Межконтинентальный кубок у «Ливерпуля» со счетом 3:0! А вслед за этим ведомый им «Фла» дважды подряд становился чемпионом Бразилии.
За свою футбольную жизнь, продолжавшуюся до 1990 года, он забил 722 гола. Был универсалом: одинаково блистательно играл и на острие атаки, и в средней зоне, и на флангах. Отличался точнейшим ударом, ювелирным пасом и искусной обводкой. Именно эти качества он стал прививать мальчишкам созданного им в Рио-де-Жанейро после ухода из большого спорта «Футбольного клуба Зико».
В 1991 году Зико решил еще раз «тряхнуть стариной»: уехал в Японию. Сначала играл, потом стал тренером, а вскоре был назначен руководителем клуба «Кашима Антлерс». Именно благодаря его влиянию японский футбол начал стремительно прогрессировать. В 1996 году я побывал в Японии, посетил несколько футбольных клубов, посмотрел ряд матчей и убедился, что Зико там – кумир и самая авторитетная в футболе личность. Именно в Кашиме в коротком интервью перед очередным матчем своей команды Зико сказал мне, что начатый им процесс «оплодотворения» бразильцами японского футбола приносит прекрасные плоды: футбол Страны восходящего солнца становится ярким, техничным, красивым и вскоре займет достойное место среди лучших футбольных школ мира.
В какой-то мере эти прогнозы сбылись уже на последнем чемпионате мира, где японская сборная впервые в истории смогла достойно выступить и вышла из группы в 1/8 финала. И потому совершенно закономерным стало решение Японской федерации футбола по окончании этого чемпионата пригласить Зико к руководству национальной командой. Чего он добьется со своими питомцами, мы сможем увидеть уже в ходе отборочных матчей к чемпионату мира 2006 года.
ДОСЛОВНО
Из автобиографии «Зико рассказывает свою историю»:.
– Мяч – это цветок, рождающийся в ногах Зико, с ароматом гола.
Армандо Ногейра, бразильский журналист.