Поколение антикарреры. Генетический сбой в тренерском корпусе

Обозреватель «Советского спорта» Юрий Цыбанев задается вопросом: почему у Юрия Семина и Массимо Карреры нет российских конкурентов?
news

На первый взгляд, тренерский корпус премьер-лиги не испытывает нынче недостатка в отечественных специалистах. Но дьявол, как известно, всегда прячется в деталях.

Итак: девять отечественных командиров игры. Четверо – аксакалы. Юрий Семин, Курбан Бердыев (будем уже считать его российским спецом по принципу оседлости), Александр Тарханов и Гаджи Гаджиев. Все четверо работают с запасом прочности. Да, у Бердыева после возвращения в Казань не получается пока, как получалось в Ростове, - но отказывать Курбану Бекиевичу в запасе профессиональной прочности было бы странно. Семин работает так вообще гениально. Тарханов - замечательно.

Также при деле четверо новичков. Сергей Семак, Дмитрий Парфенов, Дмитрий Хохлов и Алексей Поддубский. Все они пока, можно сказать, без году неделя в амплуа начальников игры. Окей. Продолжаем со всем вниманием их делами интересоваться и пока не оцениваем.

Cтатьи | Массимо Каррера: Счастливого пиджака у меня нет. Я хожу в клубном костюме

Наконец, - Игорь Шалимов. Единственный в этой девятке, кто попробовал войти в профессию главного тренера в нулевом десятилетии. Тогда, с «Ураланом», - не получилось. По словам самого Игоря Михайловича, был еще не готов. Но у тех, кто следит за поступью «Краснодара», методично упускающего все подворачивающиеся ему шансы на тот или иной успех, напрашивается вопрос: а готов ли теперь?

А заодно напрашивается сравнение с Массимо Каррерой. Шалимов, учитывая его человеческий контакт с владельцем «Краснодара» Сергеем Галицким, попал, скажем прямо, в тепличные условия. Тогда как итальянец словно вошел в клетку с хищниками. Шалимов, судя по его рабочему вектору в краснодарском клубе, к позиции главного подходил постепенно, а значит, мог себя к этой работе готовить. Каррера же попал в «Спартаке» на эту расстрельную должность, что называется, как кур в ощип. Он приехал ассистентом по защите и, как выяснилось задним числом, даже по этой узкой части оказался мастером невеликим.

Шалимов изначально располагал весомым кредитом доверия и товарищеским контактом с работодателем. Каррера очутился в чужой стране без языка и с мизерным опытом руководства игрой.

Не буду развернуто сравнивать работу одного и другого. В нашем разговоре важно одно – почувствовать разницу в хватке. Каррера в упавший с неба шанс вцепился, как голодающий в кусок хлеба. Шалимов свой – этак нежно погладил.

И нет ли в этом характерного для поколения, попробовавшего в нулевые не очень-то напористо войти в тренерскую профессию? Понимаю, обстоятельства, возможно, ненадолго сошлись так, что Шалимов представляет в премьер-лиге то поколение в единственном числе. Можно предположить, что не затянется простой у Рашида Рахимова. Славится рабочим упорством Станислав Черчесов, и слава богу! А то ведь коли дал бы он в нынешнем - тоже довольно-таки экстремальном - контексте слабину по примеру предшественника в сборной, - глядь, а у нас под рукой никого проверенного-надежного на срочную замену…

Леонид Слуцкий – особняком. И в силу биографии, и по причине, как сказал бы коллега Дзичковский, карьерного вывиха, направившего его стопы в туманный Альбион срочно по делу. К тому же, с учетом опыта Леонида Викторовича и в сборной, и в Англии, невольно задаешься вопросом: это он вырос в «топа», по российским меркам, - или устоявшийся-налаженный порядок вещей в цеэсковском клубе автоматически поднимает тренерский рейтинг?

Между тем, такой вот вывих карьеры показателен для поколения нулевых. Пробовали себя в профессии люди со звучными футбольными именами, предоставлявшими, легко догадаться, бонус, в отличие от случая Слуцкого. Андрей Кобелев. Сергей Юран. Валерий Карпин. Сергей Овчинников. Андрей Чернышов. Кого-то я и забыл наверняка. В следующее десятилетие, чуть припозднившись, к ним подключились Игорь Колыванов и Сергей Кирьяков. Овчинникова хорошо хоть можно разглядеть на скамейке ЦСКА, о Чернышове – услышать что-то с Балкан. Но ни про кого из них, людей уже в лучшем тренерском возрасте, не скажешь – сделал в профессии карьеру.

А теперь вернемся к четверке аксакалов, украшающих ныне собой тренерский корпус премьер-лиги. Заметьте, ни один из них не знал долгого простоя (единственно, Гаджиев занялся клубным тренерством уже в зрелом возрасте). Ни одного не постиг глубокий провал. А если случались сбои – то каждый умел быстро переформатировать неудачу в успех. Как Семин в Киеве. Или Бердыев в Ростове.

Cтатьи | Юрий Семин: Мемы про мой возраст придумывают дилетанты!

Другая закваска. Другое отношение к профессии. Люди, можно предположить, давали себе другую, более требовательную установку на входе в профессию. Связанную с тем, что надо и дальше кормить семью, а заработанного в советское время игрой или прочей (как у Гаджиева) деятельностью надолго не хватит.

А вот у следующего поколения отношение к профессии сложилось, пожалуй, как к эдакому факультативу. Получится – чудненько, не выйдет – обойдусь.

Уже, можно сказать, продолжительная практика Шалимова в «Краснодаре» выбивает у несостоявшегося тренерского поколения почву для оправданий. Мол, не доверяют, не пробьешься. Вот Игорю-то Михайловичу зачерпнули доверия

такой щедрой мерой, что любой позавидует. Ну и? Выиграет он с «Краснодаром» хоть что-то стоящее? И на какого игрока из россыпи имеющихся в команде он нам открыл глаза, заставив оценить по-новому?

А тем временем Семин Юрий Палыч, загибаем пальцы, а) обратил тушевавшихся полуфабрикатов Миранчуков в звездочек и снайперов уровня сборной, б) вернул Фернандеса не просто к футбольной жизни, а в сборную Португалии, в) превратил ехавшего уже с ярмарки Фарфана из праздного полевого бродяги в грозный наконечник атаки. И это – если не вдаваться в прочие мелочи. Как-то – в выход на лидирующую позицию команды, уж было списанной в середняки…

О том и разговор. О вырождении тренерской профессии. Но, быть может, поколение десятых - а оно многочисленное – сумеет нас по-новому обнадежить.

Новости. Футбол