Александр Еленский: Из-за футбола меня выгнали из школы
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
На прошлой неделе мы стали свидетелями счастливой развязки самых громких дел последнего времени — скандальных переходов Дмитрия Сычева во французский «Марсель» и экс-капитана киевского «Динамо» Владислава Ващука в «Спартак». Казалось, что ни в первом, ни во втором случае скорого разрешения конфликтов ждать не придется. Боссы «Динамо» до последнего отстаивали свои права на игроков, мотивируя свою уверенность наличием «соответствующих документов». Однако на деле все оказалось проще. Хватило одной-единственной неформальной беседы (правда, в стенах штаб-квартиры ФИФА под бдительным надзором ее функционеров), чтобы истцы пошли на попятную и отказались от своих претензий. Вчера война, а сегодня ни с того ни с сего — «дружба и мир навеки». Возможно, снятию напряжения больше других способствовал технический директор «Спартака» Александр Еленский, посетивший на днях редакцию «Советского спорта». На всевозможных правовых разбирательствах он собаку съел, но разве вытянешь из опытного юриста хоть одно откровение о секрете перемирия с Киевом?
ПОДАРКОВ НЕ ДОЖДАЛИСЬ
— О разговоре с руководителями «Динамо» Игорем и Григорием Суркисами я не имею права ничего говорить, — уверяет Александр Еленский. — Как договаривались и о чем — это наше дело. Никто и никогда об этой тайне узнать не должен. В конце концов мы пожали друг другу руки, а слово нужно держать.
— А если все-таки информация просочится? Например, от тех же Суркисов?
— Тогда в силу вступит соглашение с четко оговоренными санкциями. Но я уверен, что подобной неприятности не произойдет.
— Признайтесь, спартаковской стороне все же пришлось пойти на уступки?
— Скажу так: был найден компромисс. В результате переговоров появилось взаимовыгодное сотрудничество между нашими клубами.
— Вы говорили о том, что президент ФИФА Зепп Блаттер не оказывал давления на стороны переговоров, тем более не участвовал в самом процессе урегулирования. Зачем же нужно было собираться в Цюрихе?
— Действительно, Блаттер поучаствовал лишь в открытии и закрытии заседания. Говорил общие слова — мол, договоритесь полюбовно. Почему нужно было ехать в Цюрих? Так ведь вести переговоры по телефону и с глазу на глаз при гарантиях ФИФА — совершенно разные вещи. Может, по Ващуку мы с Киевом и раньше бы договорились, но, к сожалению, не имели возможности пообщаться лично.
— Спартаковская сторона участвовала в обсуждении вопроса с Сычевым?
— Нет. Просто посидели и послушали. Когда стало известно о том, что ФИФА настаивает на нашем участии в обсуждении вопроса по Сычеву, я немало удивился: при чем здесь «Спартак»? Но раз уважаемая организация сочла это необходимым, нельзя было не подчиниться.
— Что больше всего запомнилось из неформальных событий в день заседаний?
— Злополучная история с адвокатом «Марселя». При входе в здание штаб-квартиры он поскользнулся, упал и сломал руку. В результате пропустил почти все заседание. Еще стоит отметить вручение подарков. Суркисам приготовили какой-то пакет и вручили по окончании переговоров. Потом вспомнили, что ничего не приготовили для «Спартака». Начали суетиться, искать что-то. Но мы с Андреем Владимировичем (президентом клуба Червиченко. — Прим. ред.) подарков дожидаться не стали и уехали.
СМИРНОВ — В «СПАРТАКЕ», И ТОЧКА
— Как считаете, кто в результате вышел победителем, кто проигравшим?
— Победителем вышел «Спартак». Неприятно, что вокруг переходов возникли конфликты. Но приход в «Спартак» Владислава Ващука — однозначно приобретение со знаком плюс.
— А как же возраст футболиста, до сих пор недолеченная травма и долгое отсутствие игровой практики?
— Время покажет, что мы не ошиблись с выбором.
— Как, по-вашему, первые успехи Сычева в новом клубе — явление временное?
— Уверен, что Сычев заиграет и в клубе, и в сборной — для меня это очевидно. Жаль, что мы потеряли его как футболиста.
— Проблема с Ващуком решена, а впереди еще одно разбирательство — со Смирновым, права на которого предъявляет «Торпедо-Металлург».
— Есть решение КДК, согласно которому Смирнов стал свободным агентом. Мы заключили с футболистом контракт, и теперь он будет играть за «Спартак». Точка. Что касается претензий «Торпедо-Металлурга», то комментировать я их не буду, пусть все решит суд, который, кстати, назначен на 20 февраля.
ЯРОШИКА НЕ ПРОИГРАЛИ, А УСТУПИЛИ
— Опишите в общих чертах, как в «Спартак» приглашаются игроки на просмотр?
— Приглашение того или иного футболиста — целиком и полностью прерогатива главного тренера. Олег Иванович озвучивает, на какую позицию и какой ему требуется игрок, а мы ищем, договариваемся. Ващук, Павлюченко, Смирнов, Деменко — вот результат нашей точечной селекции.
— Иржи Ярошик из «Спарты» был в их числе?
— Да, но мы не сочли возможным отдать за него запрашиваемую сумму.
— Можно ли говорить о том, что вы попросту проиграли ЦСКА в борьбе за чеха?
— Не совсем так. Не проиграли, а уступили. Мы были готовы отдать за Ярошика 3 миллиона евро, продавцы гнули свое — фигурировали цифры от 8 до 5 миллионов по нисходящей. В конце концов, Ярошик ушел в ЦСКА за 3,7 миллиона. Мы вполне могли купить футболиста за такие деньги, но посчитали это нецелесообразным — это действительно было бы слишком накладно даже для игрока уровня Ярошика, члена национальной сборной. Сейчас в футбольной Европе царит очевидный кризис, и та сумма, которую выручили чехи на продаже Ярошика, просто огромна. Рынок есть рынок — «Спарта» и ЦСКА сошлись в цене, а мы нет.
— Выходит, желание Романцева видеть в команде того или иного футболиста часто не совпадает с возможностями клуба. Подтверждение тому — недавний уход Бесчастных в «Фенербахче».
— Почему для многих в истории с Бесчастных существует только черное и белое?! Между тем история эта — серая. Олег Иванович действительно выразил желание видеть Бесчастных в «Спартаке»-2003. Мало того, мы не предлагали худшего контракта футболисту, как об этом говорили и писали. Напротив, условия были предложены даже лучше прежних. Другое дело — возникло множество всяческих нюансов, из-за которых наша совместная работа не продолжилась. Но из «Спартака» Володя ушел по-хорошему.
— Как скоро «Спартак» решит вратарскую проблему?
— Поиск достойных кандидатур идет полным ходом. Думаю, до начала сбора в Турции мы окончательно определимся с вратарями.
— Почему в расположение «Спартака» до сих пор не прибыл Мариан Марущак из киевского «Динамо», чей возможный переход анонсировался в СМИ?
— Вариант с Марущаком возник в ходе встречи с руководителями киевского «Динамо» в Цюрихе. Заметьте, информация пошла от киевской стороны, публичный интерес к Марущаку мы не проявляли. Быть этому футболисту в «Спартаке» или не быть – решать тренерам и президенту (как стало известно перед самым подписанием номера, Марущак прибыл в расположение «Спартака». – Прим. ред.).
— Что с переходом Колинько?
— Ситуация по-прежнему остается в подвешенном состоянии.
— За нападающим «Шерифа» Тудором продолжаете следить?
— Тудор входил в список интересующих нас футболистов, но не более того.
— Не кажется ли вам, что в этом году скамейка запасных «Спартака» как никогда коротка?
— Команда пока не укомплектована. Но межсезонье еще продолжается, и у нас есть время для маневров.
КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ
— В профессиональный футбол вы не играли, поэтому вопрос напрашивается сам собой: как вы пришли в эту сферу?
— Было время, я прошел курс по спортивному менеджменту в Швейцарии. Еще не закончив МГУ, начал работать с Вагизом Хидиятуллиным — основателем российского профсоюза футболистов и тренеров (ПСФТ). За годы работы в этой организации убедился: футболистам хорошо только тогда вместе, когда дела у них ладятся. Стоит кому-нибудь выпасть из обоймы, то помощи извне не дождешься — каждый сам за себя. Если зарплату не получал один футболист, то остальным членам команды это было зачастую безразлично.
— Какие страны, по-вашему, можно считать наиболее неблагоприятными в плане выполнения клубами обязательств перед футболистами?
— Даже в Англии случаются конфликты. Но Турция стоит особняком. В «Фенербахче», например, не побоялись обидеть Ревиво, деньги ему недоплачивали…
— «Повезло», выходит, Владимиру Бесчастных…
— Там действует негласное правило: играешь — платят, не играешь — не платят. Что же, остается пожелать Володе здоровья и успехов.
— Недавнее убийство агента Юрия Тишкова, возрастающее количество трансферных разбирательств — не является ли это свидетельством активного проникновения криминала в футбол?
— Если создать четкую отлаженную СИСТЕМУ, то никакой криминал страшен не будет. Но на уровне законодательной власти футболом серьезно никто не занимается. Даже не стоит перечислять несоответствия между КЗОТом и футбольным законодательством, к общему знаменателю приводить их очень долго. Если игроки хотят хорошо зарабатывать, то они должны поступиться абсолютной свободой. Клубам нужна контрактная стабильность, только тогда зарплата футболистов будет высокой.
ОЦЕНКА — ДЕЛО ТОНКОЕ
— Каковы критерии, по которым определяется стоимость того или иного игрока?
— Цена футболиста — достаточно относительное понятие. Я больше правовед, чем оценщик. Футболист — не товар в прямом смысле слова. Есть множество факторов, влияющих на его трансферную стоимость, — возраст, перспективы, уровень мастерства… Исходя из этого, могу сказать, что Ярошик, например, не стоит 8 миллионов евро.
— А Титов?
— Оценить Титова можно будет только по окончании лечения.
СТРАДАНИЯ ЗА «СПАРТАК»
— А в детстве за какую команду болели?
— За «Спартак» — страстно, одержимо. Но длилось это до 93-го года, до злополучного матча Кубка кубков с «Антверпеном». Помните, когда наших откровенно засудили? После того матча стал другим человеком — переболевшим футболом. Так было обидно, что на следующий день не стал даже читать «Советский спорт», на который я, кстати, всю жизнь подписывался.
— А выездные матчи, как теперь говорят, «пробивали»?
— Где я только не был! Начиная с 7-го класса — везде со «Спартаком». Днепропетровск, Киев… Всякое случалось, в Киеве бутылкой по голове засадили, а уж сколько раз под милицейскую «раздачу» попадал… В 87-м, когда «Спартак» с «Гурией» играл, мне так влетело, что потом неделю все болело.
— Понятие «выезд» нынче нередко ассоциируется с хулиганством…
— Во мне жили романтика и страсть к путешествиям. Хотелось посетить новый город, ознакомиться с его достопримечательностями. Ну и адреналин в кровь получить — как без этого.
— С шарфом, наверное, никогда не расставались…
— Это моя главная фанатская гордость — четырехметровая «розетка»! Раньше «розы» были без надписей, полосочка красная, полосочка белая. Сейчас такие только старые фаны носят, бывалые.
— А как к вашему увлечению относились в семье, в школе?
— Ясное дело, близкие люди были не в восторге. А из школы меня вообще из-за футбола и за все эти выезды выгнали.
— ?!
— Учился я в элитной 20-й московской школе. Там дети-внуки чуть ли не всех членов Политбюро образование получали — Брежневы, например. С успеваемостью у меня проблем не было, а вот с внешним видом — беда (достает из кармана потрепанный советский паспорт старого образца и показывает фото, сделанное в 16-летнем возрасте. Представьте себе, тогда Еленский носил длиннющие волосы под «битлов» — Прим. авт.).
— Да это же настоящий вызов обществу!
— Но мне так нравилось. Преподаватели пытались повлиять, заставить постричься. Как-то дал мне завуч 1 рубль 10 копеек и говорит: «Так, Еленский, марш в парикмахерскую!» Я даже и не подумал последовать указанию, а деньги потратил на поход в кино. Завуч второй раз всучивает ту же денежную сумму, отправляет в другую парикмахерскую, а я в кино. Потом учителям надоело мучиться, и они от меня избавились. Среднее образование получал в вечерней школе.
— Там вы продолжали вести себя подобным образом?
— Директриса, перед тем как меня принять в школу, спросила: «Еленский, ты будешь в классе курить?» Думаю, зачем курить в классе, конечно, нет! Прихожу на занятие, а там все курят. Перед приходом преподавателя разом выкидывают сигареты в окно. Начинается скандал: почему накурено? Все показывают на меня — мол, пришел новенький, вот и накурено. Вот такая «подстава», наука на всю жизнь.
НАША СПРАВКА
Еленский Александр Владимирович, технический директор ФК «Спартак». Родился в 1973 году в Москве. Образование высшее. Закончил юридический факультет МГУ.
КСТАТИ
Александр Еленский является одним из трех представителей России в Международной футбольной ассоциации помимо президента РФС Вячеслава Колоскова и генерального секретаря РФС Владимира Радионова. Еленский входит в Палату разрешения конфликтов при Комитете ФИФА по статусу игроков, как единственный представитель от Восточной Европы. Комитет призван рассматривать все споры, которые затрагивают права игроков, в том числе о расторжении контрактов, о расчете компенсации за подготовку футболистов, а также вопросы наложения спортивных и финансовых санкций на клубы и игроков. Незадолго до рассмотрения «дела Ващука» ФИФА даже отказала Еленскому как заинтересованной стороне в праве присутствовать на заседании. Он все же выступил на встрече как представитель «Спартака», так как заседание не получило официального статуса.