Под Свифт и Бейонсе не станцуешь. Американских фигуристов ограничили в правах

Спортсменам станет сложнее подбирать музыку для выступлений после ужесточения политики, связанной с защитой авторских прав.
news

В преддверии старта сезона Ассоциация фигурного катания США (US Figure Skating) приняла новую музыкальную политику. Причём случилось это уже после того, как многие спортсмены поставили новые программы.

Во главу угла нового документа поставлено усиление защиты авторских прав. Теперь фигуристы имеют право выступать только под композиции с приобретённой лицензией.

Для того чтобы спортсменам не приходилось самостоятельно связываться с музыкантами и лейблами, ассоциация заключила партнёрский контракт с двумя крупнейшими каталогами – ASCAP (American Society of Composers, Authors and Publishers) и BMI (Broadcast Music, Inc.). Их библиотеки находятся в открытом доступе. Согласно новым правилам, фигуристы и тренеры до постановки программы должны убедиться, что нужный им трек находится в базе хотя бы одной из компаний.

С одной стороны, это решение облегчает жизнь спортсменам. Теперь у них есть каталоги для упрощённого поиска музыки. При этом сама ассоциация обезопасила себя от возможных исков по авторским правам, а артисты получат законные отчисления. Однако есть загвоздка: у ASCAP и BMI есть лицензии не на все композиции. Американские фигуристы с введением новой политики остались без десятков треков Тейлор Свифт, Бейонсе и других звёзд индустрии. В этом контексте стоит вспомнить, что Международный союз конькобежцев (ISU) утвердил темой ритм-танца на сезон-2024/2025 «Хиты XXI века».

Алекса_Книрим_и_Брэндон_Фрейзер,_Getty_Images.webp
Источник фото: Getty Images

Если фигурист хочет использовать трек, недоступный в базе указанных компаний, он может самостоятельно приобрести права через сервис ClicknClear. При этом ассоциация не выделяет средства на покупку лицензии и не ведёт переговоры с представителями лейблов. Однако это ещё не всё. Партнёрское соглашение с ASCAP и BMI предполагает предоставление фигуристам самых дешёвых лицензий. По этим условиям спортсмены могут использовать музыку только во время прокатов. Записывать выступления под эти композиции на видео, делиться ими в соцсетях и обрабатывать треки запрещено – для этого необходимо приобретать права дополнительно. Каверы тоже не станут выходом из положения, так как и у них есть владельцы.

У новой музыкальной политики был и свой триггер. В феврале 2022 года на американских фигуристов Алексу Книрим и Брэндона Фрейзера подала в суд группа Heavy Young Heathens. Спортсмены катались с короткой программой под песню The House of the Rising Sun в их исполнении. На самом деле это народная песня. К тому же свою популярность она приобрела благодаря британской группе The Animals. Участники Heavy Young Heathens обвиняли в нарушении авторских прав не только фигуристов, но и вещателей, и ассоциацию.

ISU задумался о возвращении российских спортсменов. Диалог начнётся в сентябре

Вопросом авторских прав на музыку в фигурном катании начали заниматься совсем недавно, и то лишь организаторы ледовых шоу и турниров. Наибольший ущерб новый регламент нанесёт любителям и спортсменам из резерва. На крупных соревнованиях об авторских правах заботится вещатель, чтобы не пришлось вырезать композиции из прокатов условного Ильи Малинина. Примечательно, что в новом сезоне Илья планирует выступать под трек Running, принадлежащий рэперу NF. В каталогах ASCAP и BMI его нет.

Кажется, это происходит в США и какое дело другим до их внутреннего регламента. Но не всё так просто. Уже вовсю ведутся разговоры, что подобную модель регламента могут принять как другие национальные федерации, так и ISU. Пока ISU перекладывает всю ответственность за использование музыки на фигуристов. Однако перспектива исков и судов может побудить организацию к пересмотру отношения к вопросу.

Евгения_Медведева,_ОИ_2018,_РИА_Новости.webp
Источник фото: РИА Новости

Хотя многие исполнители положительно относятся к использованию своей музыки в программах: например, Элтон Джон восхищался олимпийским выступлением Нэйтана Чена под композицию Rocket Man, а Джошуа Белл был приятно удивлён, когда Евгения Медведева выбрала его версию исполнения ноктюрна Шопена на Олимпиаде в Пхёнчхане.

Использование популярной музыки – это ещё и простой способ расширить аудиторию фигурного катания. Фанаты с радостью распространяют по соцсетям видео выступлений под треки их любимых музыкантов.

Теперь музыкальный выбор фигуристов, вынужденных метаться между «Лебединым озером» и «Мулен Руж», ещё сократится. А возможность покупать отдельные лицензии на оригинальные треки есть не у всех.

Заглавное фото: Getty Images
Новости. Фигурное катание