Открытая рана, 15 швов и тройная доза обезболивающих. Вспоминаем подвиг Евгении Тарасовой

На чемпионате мира в 2017 году российская фигуристка выступала сразу после ужасной травмы ноги – на силе воли и уколах.
news

В Бостоне стартовал чемпионат мира по фигурному катанию. К величайшему нашему сожалению, в нём не примут участие российские звёзды. Смотреть мировой форум мы, конечно же, будем. Но и забывать о самых ярких подвигах российских фигуристов не станем. Вот одна из самых трогательных и невероятных историй.

Перед первенством мира, проходящим в Хельсинки, переживаний касательно парников особо не было. Тогда в составе сборной бороться за олимпийские квоты приехали три сильных дуэта: Ксения Столбова и Фёдор Климов, Наталья Забияко и Александр Энберт и, конечно, первый номер команды – Евгения Тарасова и Владимир Морозов, незадолго до старта выигравшие чемпионат Европы. Было понятно, что они будут претендовать в Финляндии как минимум на пьедестал. Но вдруг прилетела жуткая новость: на тренировке перед короткой программой Евгении сильно рассекли ногу под коленом.

Череда страшных случайностей

В том сезоне могло возникнуть ощущение, что Евгению Тарасову сглазили. Накануне победного чемпионата Европы Владимир уронил её с поддержки – всё обошлось без серьёзных повреждений, к огромному счастью, ведь такие падения могут привести к плохим последствиям. Достаточно вспомнить трагический случай с Татьяной Тотьмяниной в 2004-м или травму Эшли Кейн-Гриббл, полученную в 2022 году. «Это случайность. Я не испугалась, чувствовала, что Вова держит меня. Я ему верю», – рассказывала Евгения корреспонденту «Бизнес Online».

Евгения_Тарасова_и_Владимир_Морозов,_Хельсинки_2017,_произвольная (1).webp
Источник фото: РИА Новости

Из-за произошедшего Тарасова и Морозов немного упростили программу и отказались от четверной подкрутки, их коронного на тот момент элемента. Уже после выступления спортсменов к журналистам вышла тренер пары Нина Мозер. Она показала видео случившегося и добавила: «Обезболивающие были. Но падение выглядело страшнее, чем оказалось на самом деле». На тот момент фигуристы не знали, что это не последний их прокат на анестезии и самое страшное ещё впереди.

«Видел рану в разрезе, там реально торчала кость»

В день короткой программы всё шло как обычно – ровно до тренировки. Во время прогона Евгения упала в конце дорожки шагов. В целом, вполне рабочий момент. Однако в тот день звёзды явно были не на стороне пары. В момент падения партнёрши Владимир уже повернулся спиной и, не увидев Евгению, перелетел через неё. «Первое, что я подумала: встанет ли Вова? Потому что он летел назад, на спину», – делилась Тарасова в интервью для ФФККР. С Владимиром всё было хорошо, и Евгения начала подниматься со льда вслед за ним. Но встать и продолжить тренировку не получилось. «Посмотрела на ногу, а она разрезана», – воспроизводила события того дня фигуристка в интервью.

Спортсмены тут же отправились в медицинский кабинет. После тренировки там собрались все: тренеры, врачи сборной, финский хирург и даже технический специалист ISU. Евгении наложили 15 швов, включая 5 внутренних. Чуть позже видео с падением пары и подробности о травме разлетелись по интернету. Многие думали: после такого остаётся только сниматься с соревнований. В том числе и партнёр Евгении. «Сначала показалось, что этот чемпионат для нас, не начавшись, закончился, потому что я видел рану в разрезе, там реально торчала кость. Рана оказалась очень глубокой», – рассказывал Владимир.

Но Евгения твёрдо решила, что хочет кататься. Как отмечала спортсменка позже, безусловно, она понимала, что выходить с травмой – это риск. «Но раз сказала, то выбора уже не было. Надо идти и делать элементы, которые задуманы», – добавляла фигуристка уже после чемпионата.

Евгения_Тарасова_и_Владимир_Морозов,_Хельсинки_2017,_короткая_программа (1).webp
Источник фото: РИА Новости

«Всё решалось на последней шестиминутке»

Несмотря на то, что Евгения сразу сказала команде, что сможет выступить, уверенности относительно принятого решения не было до самого начала соревнований. По словам Морозова, возможность всё-таки выйти на финский лёд – чудо, не иначе. «До последнего момента мы не знали, будем ли выступать. Как выйдем, как Женя будет чувствовать, как нога, какие ощущения, сможет – не сможет. Всё решалось на последней шестиминутке», – говорил фигурист.

После короткой программы Тарасова и Морозов замыкали тройку лидеров с минимальным отрывом от второго места. Задорный свинг, постоянная улыбка, чистый тройной прыжок и четвёртый уровень на всех остальных элементах. Из неточностей – лишь небольшая помарка на выбросе. Остальное – идеально. Если смотреть без знания контекста, внешне даже незаметно, что за несколько часов до этого Евгении наложили более десятка швов. Фигуристка делилась: «В короткой меня подстёгивало то, что всё только случилось, вроде обезболивающие вкололи, и я сама сказала, что хочу кататься».

Большая ответственность, разумеется, лежала на Владимире. Во-первых, он старался стать опорой для партнёрши. Во-вторых, постоянно контролировал все свои движения, чтобы лишний раз не касаться раны. Морозов подчёркивал: таким сконцентрированным он не был никогда. После успешной короткой паре предстояло выдержать произвольную – более сложную, насыщенную и банально более долгую по времени.

Евгения_Тарасова_и_Владимир_Морозов,_Хельсинки_2017,_произвольная.webp
Источник фото: РИА Новости

«Нога становится хуже»

Как рассказывала Евгения, второе выступление на чемпионате мира далось ей тяжелее – к тому моменту она уже очень устала из-за стресса и переживаний. Более того, с каждым днём нога опухала всё сильнее и сильнее – к концу чемпионата синяк был во всю ногу, от колена. «Каталась на обезболивающих и на морально-волевых качествах сразу. Сегодня было чуть сложнее, чем вчера, – тогда нога не настолько опухла, я ещё не поняла, что произошло. Сегодня было больнее, но всё зависело от меня. Хочешь кататься – давай кататься. Это важный опыт с точки зрения характера. Серьёзная проверка нервов», – отмечала Тарасова в эфире программы «Все на матч» после произвольной. Во время соревнований Евгения принимала чуть ли не тройную дозу обезболивающих, чтобы выходить на лёд и выступать.

В произвольной, в отличие от короткой, получилось не всё. Спортсмены ошиблись на поддержке, причём на той же самой, с которой упали перед чемпионатом Европы. Фигуристы объясняли, что после Остравы отработали этот элемент, но в Хельсинки «немного не совпали в ритм». А ещё им назначали несправедливый дедакшн. Как выяснилось позже, во всём оказался виноват «тейп», оставленный на льду, но не принадлежавший ни Евгении, ни Владимиру. Кроме того, что Тарасова и Морозов получили за этот предмет минус балл, он ещё и отвлекал их во время программы. Однако даже при такой тяжёлой травме и помехах в виде неизвестной детали на льду спортсмены пошли на четверной подкрут и сделали его, пусть и не на максимальный балл.

В результате российская пара осталась на третьем месте. Золото взяли Суй Вэньцзин и Хань Цун из Китая, будущие олимпийские чемпионы 2022 года, серебро – Алёна Савченко и Бруно Массо из Германии, которые впоследствии выиграли Игры в Пхёнчхане.

Евгения_Тарасова_и_Владимир_Морозов,_Хельсинки_2017,_награждение.webp
Источник фото: РИА Новости

При этом, учитывая все обстоятельства, оба проката Евгении и Владимира – героизм и мастерство высшего уровня, безо всяких сомнений. И эта бронза точно стала особенной для российского спорта.

Заглавное фото: РИА Новости
Новости. Фигурное катание