Лечилась от депрессии и выучила триксель благодаря Туктамышевой. Кто такая Эмбер Гленн

Два года назад Эмбер Гленн на мировом первенстве не вошла даже в десятку, став только 12-й. Сейчас ей 25 лет, и она будет бороться за дебютное золото чемпионата. И если выиграет, станет первой американкой, взявшей этот титул, почти за 20 лет. Последний раз спортсменка из США добивалась таких успехов в далёком 2006 году. Тогда чемпионкой стала Кимми Майсснер – она опередила всех, в том числе и россиянку Елену Соколову. Спустя два десятилетия охоту за престижной наградой открывает спортсменка, о которой несколько лет назад в мире никто особо и не знал.
Смотри чемпионат мира по фигурному катанию с 25 по 30 марта в Okko!
«Это было лучшее время в моей жизни»
Путь к вершинам у Эмбер получился непростой. Её история – не про молниеносный взлёт и последующую россыпь наград, а скорее про медленное, но верное восхождение по спортивной лестнице. Начиналось всё, как и у многих – на «коробке» в торговом центре рядом с домом в пригороде Далласа. Гленн настолько нравилось скользить по льду, что владельцы катка даже поместили её изображение на автобус, который использовался для разных мероприятий. «Это было лучшее время в моей жизни», – говорила спортсменка в интервью Washington Post в 2024 году.

Семья Гленн была самой обычной представительницей американского среднего класса, так что лишних денег особо не было. Сначала Эмбер и её младшая сестра Брук занимались фигурным катанием вместе и параллельно учились на дому. Но потом их пути разошлись. Брук надоело отсутствие общения, и она уговорила родителей вновь вернуться в школу. Эмбер же осталась на домашнем обучении и продолжала посвящать себя целиком и полностью спорту. «Вся её жизнь была о фигурном катании, фигурном катании и снова фигурном катании», – отмечает Брук. Такая самоотдача любимому делу дала свои плоды.
«Мой разум – то, что привело меня сюда. Но он же и мой главный противник»
В 14 лет Гленн стала чемпионкой США среди юниорок. Часто так и стартуют успешные карьеры. Однако дорога Эмбер к званию лучшей фигуристки Америки, но уже на взрослом уровне, оказалась гораздо более извилистой. От спортсменки требовали больше артистизма, изящности, элегантности, но такой стиль не подходил её складу характера. В мире фигурного катания ей было неловко и одиноко. Все эти переживания, сомнения привели к тому, что Гленн столкнулась с пищевым расстройством и через год после триумфального для неё юниорского первенства страны попала в больницу с депрессией и тревожностью. Ситуация была критической – юная спортсменка на протяжении недели даже не выглядывала в окно.
Ещё в 2014 году, после первых успехов на юниорском уровне, она делилась, что самая сильная её черта – «рабочая этика», а самая слабая – перфекционизм. И когда жизнь Гленн пошла под откос, кажется, именно эти два качества смешались в одну гремучую смесь, которая привела только к ухудшению ситуации. Через десять дней после госпитализации Эмбер отправилась на свой первый взрослый старт в Канаде – с бутылочкой антидепрессантов и предупреждением от доктора, что такое решение может усугубить её болезнь. Врач оказался прав: Гленн даже не помнит, как выступала на том старте – в сознании закрепилось лишь шестое место и катастрофические ощущения после соревнований. «Мой разум – то, что привело меня сюда. Но он же и мой главный противник», – отмечала она уже годы спустя после череды успехов.

Когда она вернулась в Техас, терапевт посоветовал ей пока что взять паузу в карьере. Гленн так и сделала – она занималась учёбой и отдыхала от фигурного катания. Потом спортсменка начала возвращаться к тренировкам. Сначала Эмбер чувствовала себя хорошо, но затем её состояние ухудшилось. «Я пыталась быть той, кем я не являюсь. Пыталась казаться идеальной девушкой, идеальной фигуристкой, идеальным примером для подражания», – рассказывает Гленн, анализируя тот период. Тогда же она и пришла к своему главному жизненному девизу: «К черту всё, я буду собой». Эмбер поняла: для неё самое главное – получать удовольствие от любимого дела.
«В какой бы дыре ты ни оказался, надо помнить, что выход есть»
В российском фигурном катании похожего подхода придерживалась Елизавета Туктамышева. Именно она вдохновила Эмбер выучить элемент ультра-си уже во взрослом возрасте. «Я долго изучала, как она его прыгает, – бесконечно смотрела её прокаты и рассматривала каждый нюанс прыжка. Она одна из очень редких примеров, когда тройной аксель делает не девушка с юниорским телом, а взрослая фигуристка», – приводил слова спортсменки Sports.ru. Как объясняла Гленн, после пубертата на прыжок невозможно заходить с той же техникой, что и в 15 лет. Эмбер сравнивала свой триксель с мужским и говорила, что именно такая амплитуда элемента у Туктамышевой. В этом сезоне на международной арене, где нет российских фигуристов, Гленн – единственная, кто приземляет тройной аксель.

Сейчас кроме спортивных вершин у Эмбер есть ещё одна, на которую она старательно карабкается – борьба с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). «Это моя гора, на которую я должна взобраться. И я пытаюсь достичь этой вершины. Шаг за шагом, соревнование за соревнованием», – делилась Гленн. Диагноз фигуристке поставили в 2019 году. И тогда многое из того, что происходило с ней в последние годы, сложилось в единый пазл. Именно из-за этого заболевания у спортсменки усилились когда-то депрессия и тревожность.
Ещё одна проблема, с которой ей приходится бороться, – последствия сотрясений мозга. В интервью Sports.ru в 2024-м она отмечала, что самое главное для неё – «научиться выходить из состояния «бей-беги»», то есть справляться с острой реакцией на любой стресс. «Раньше я выходила на лёд – и у меня было ощущение, что за мной гонится медведь», – описывала свои ощущения Гленн. На обвинения в том, что у неё улучшились результаты благодаря препаратам, Эмбер ответила так: «С 2019 года у меня один и тот же список базовых лекарств – от повышенной тревожности и депрессии – который не менялся с тех пор. И дозировка тоже не менялась».
В прошлом году у Эмбер не получилось чисто выступить на чемпионате мира, в итоге она заняла только 10-е место. В этом – ей прочат чуть ли не победу. Последние годы, начиная с 2022-го, как раз когда случился бан российской сборной, золото мирового первенства не отдаёт Каори Сакамото. Кто станет первой в этом году, предположить сложно. По баллам фаворитом, безусловно, выглядит Каори: её лучший результат в сезоне – 231.88. Правда, показан он на домашнем NHK Trophy. У Эмбер показатели более скромные: самым успешным для неё получился этап в Китае – там она преодолела отметку в 215 баллов. Но, как известно, лёд скользкий.

В целом, само участие в главном старте сезона, так ещё и в качестве одной из фавориток, – огромная победа для американской спортсменки. Гленн никогда не думала, что будет кататься так долго. Она представляла себе собственный путь таким же, как у многих фигуристок своего поколения – в 18-19 лет выступить на Олимпийских играх и завершить карьеру. Год назад при вопросах про Милан-2026 Гленн лишь качала головой, подчёркивая, что до этого ещё очень далеко, и она прошла через разное, и так достигнув многого. Сейчас Олимпиада всё ближе, и у Гленн шансов туда поехать всё больше. Возможно, ей удастся воплотить в жизнь то, что так и не получилось у Елизаветы Туктамышевой. Ведь они похожи не только тройным акселем. Для обеих фигуристок спортивная карьера – не только про результаты, но и про ментальный путь, поиск себя, самовыражение и возрождение в душе любви к фигурному катанию.