«Допинговые обвинения – театр абсурда, направленный против России». Открытое письмо экс-врача Валиевой

Медик Филипп Шветский – откровенно обо всех допинговых историях со своим участием.
news

«Доктор Допинг» – так с подачи немецкого журналиста Хайо Зеппельта называли в медиа спортивного врача Филиппа Шветского. Называли именно в прошедшем времени – Шветский, в резюме которого работа со сборными России по академической гребле, баскетболу, конькобежному спорту, хоккею, боксу и фигурному катанию, неизменно подавал на такие СМИ в суд с иском о защите чести и достоинства. И всегда выигрывал.

«Советский спорт» уже сообщал об очередном удовлетворённом иске, включая краткий комментарий самого Шветского.

Экс-врач Валиевой прокомментировал свою победу в суде над немецким журналистом Зеппельтом

После чего возникла идея – попросить рассказать его о своей спортивной карьере от первого лица, не скрывая всех спорных точек. Шветский откликнулся и написал письмо – не наговорил журналисту, как это происходит обычно, а написал лично. «Советский спорт» публикует его с минимальной редактурой. Нам показалось важным дать позицию врача, который имел отношение к работе со сборными командами России в последние 20 лет, без редакционных комментариев и вопросов.

Часть 1. «Начало»

«Сразу отвечу на самый частый вопрос в мой адрес: почему, где я – там допинг. Только по одной причине: так сложилась судьба, что я сразу попал в коллектив спортсменов высшего спортивного мастерства, где уже практиковались методы неспортивной борьбы, которые параллельно сопровождают спорт высокого уровня во всём мире и даже провоцируются правилами самих антидопинговых организаций. К моему сожалению, я попал туда, где допинг был, есть и будет оружием спортивного убийства.

Филипп Шветский слева, Getty Images.webp
Источник фото: Getty Images

В 1986 году я начал заниматься в одной из сильнейших в Пермской области школе баскетбола, где за годы учёбы меня научили спортивному духу, достижению результата тренировками на пределе возможностей, честной игре в рамках правил и на грани фола. Я полагаю, что эти уроки позволили мне достаточно долго проработать в будущем в сборных командах России.

С развалом СССР был нанесён огромный ущерб спорту высших достижений. Основным направлением было устранение наследия советского спорта и института сборных команд СССР. Уникального опыта подготовки спортсменов, основанного на традициях советского общества, с которым тяжело бороться, не понимая фундамента его образования.

Да, в определённый период 90-х годов была яма в спортивных результатах нашей страны на мировой арене. Но в 2004 году на Олимпиаде в Афинах «Красная машина» опять скромно, но уверенно показала свою силу. И нашим оппонентам ничего не оставалось, как придумать экспликацию нового театрального действия, направленного на подрыв её успехов».

Часть 2. «Капельницы»

«Это давняя история 2006 года, утратившая вроде бы свою актуальность, в умелых руках ожила и стала основным инструментом и триггером в доказательстве нашей вины 9 февраля 2022-го, когда объявили, что проба Камилы Валиевой дала положительный результат. Это была кульминация.

А началось всё в год её рождения – когда против нашей сборной команды по академической гребле устроили провокацию. Ещё на этапе подготовки к отбору на Олимпиаду-2008 российские гребцы начали показывать достойные результаты. Уже тогда начались «покусывания» российской сборной, которые не афишировались, но появлялись достаточно регулярно.

В 2006 году экипаж российской восьмёрки получил лицензию в Пекин. В том же году ВАДА опубликовало запрет на использование внутривенных инфузий как метода введения лекарственных средств. Я считаю, это был совершенно правильный шаг. Во всём мире была широкая порочная практика использования этого отнюдь не безопасного и не эффективного метода, навязанного зарубежными фармацевтическими компаниями с целью масштабной продажи своей продукции. И, конечно, после запрета повсеместно оставался хвост, обусловленный привычкой, верой в разрекламированное чудо. К тому же все эти препараты не входили в список запрещённых, поэтому не вызывали ощущения нарушения антидопинговых правил.

Тогда основной удар пришелся на российскую сборную, что до сих пор вызывает сомнения в истинных причинах запрета. Вся история вызывает неоднозначные впечатления от начала до конца. Удивителен сам факт утреннего обнаружения свёрнутого пакета с надписью на кириллице в своём мусорном баке неким бдительным швейцарцем. Именно в нём были найдены внутривенные системы российских спортсменов. И гражданин этот оказался настолько проницательным, что сразу отнёс пакет прямо в офис Международной федерации академической гребли и допинг-контроля Люцернской регаты, участниками которой, предположительно, могли быть русские спортсмены.

Видимо, в Люцерне местные жители настолько бдительны, что любую утреннюю пробежку начинают с осмотра мусорных баков на предмет обнаружения пакетов с кириллическими письменами и имеют инструкцию, куда нести. Допускаю, что это такая местная традиция или забава.

Представителям ВАДА и Международной федерации академической гребли оставалось только найти способ доказать вину российской сборной. В течение года они думали, совещались, искали и изобрели новый метод в формировании доказательной базы, найдя источники дополнительного финансирования, и определили генетический материал – ДНК в остатках биоматериала медицинского оборудования.

Оставалось только взять генетический анализ крови у всей сборной команды России, сравнить и наказать виновных, хотя в нашей стране без согласия нельзя использовать биоматериал для генетической экспертизы. Найдя трёх виновных гребцов, следователи ещё долгое время не закрывали дело. Ведь настоящей целью была дисквалификация всей федерации, а это было возможным только от восьми случаев нарушения правил и более в течение года. И нашли.

Академическая гребля. Дисквалифицированы еще два члена сборной России

Всей сборной и спортсменам устроили настоящий прессинг. Допросы с принуждением признания вины и обещаниями минимального наказания. Ребята верили, признавали свою вину и получали два года дисквалификации. Главный тренер сборной и я пытались их защитить и взять вину на себя. Но это никому не было интересно. Надо было утопить всю сборную команду России и федерацию по академической гребле, что в итоге и было сделано. Восемь спортсменов и федерация получили дисквалификацию.

Все тренеры и персонал по собственному желанию за недосмотр ушли с работы. Впоследствии, через два года вместе со спортсменами они были допущены к работе со сборными командами. Это было тяжёлое время для всех. Обвинение против меня лично было основано только на интервью одного гребца на федеральном телевизионном канале, где, если внимательно слушать, он обвиняет меня в неспособности осуществлять противоправные действия в виде непопадания в вену и халатной утилизации его медицинских отходов»

Часть 3. «Русский воздух»

«Поиском методов и средств восстановления спортсменов занимается весь мир. Часть из них запрещают, часть становятся легальными. Но, как показывает практика, в последнее время запрещают всё российское. И это становится навязчивой идеей и средством манипуляций для людей в международном спорте, которые пишут правила игры.

Врачи предлагают использовать инертные газы для подготовки спортсменов

Разумеется, и мне в своё время было интересно найти собственный уникальный способ восстановления спортсменов, профилактики травматизма, заболеваемости и внезапной смерти на фоне нефизиологичных нагрузок. Ведь всё это делается для сохранения максимального тренированного навыка у атлетов. Я нашёл этот способ, используя инертную часть воздуха. И, к сожалению, эту разработку запретили сразу же после Олимпиады в Сочи.

Меня стали обвинять в том, что после запрета ксенона я продолжил применять его у спортсменов. И что делал это якобы в Сочи-2014, аргументируя обвинения вышедшими после 2014 года моими научными статьями и патентами. Ксенон вошёл в запрещённые субстанции ВАДА с 2015 года, гораздо позже наших открытых исследований, доступом к которым так ловко воспользовались мои обвинители. Извините, но закон не имеет обратной силы. Мы уважаем правила игры и поэтому прекратили применять ксенон у спортсменов, перенеся вектор изучения его использования для адаптации астронавтов на космической станции.

Если затронуть тему Сочи и обвинений в системном применении допинга, то я могу сказать одно: бред – на то он и бред, что никакие аргументы больным сознанием не воспринимаются. Тех, кто обвинял российских спортсменов, надо только лечить, ну или обследовать как минимум».

Часть 4. «Мельдоний»

«В фигурном катании международные чемпионаты начинаются в январе, что объясняет, почему первые положительные пробы на мельдоний в 2016 году стали находить именно в этом виде спорта. В частности у олимпийской чемпионки Екатерины Бобровой.

На пике переживаний тренерский штаб и спортсменка стали искать объяснение. Нашли его в «допинговом прошлом» врача сборной команды России – тезис, который был поддержан в ряде российских СМИ.

Екатерина Боброва: Говорить, что мы свободны, пока нельзя, но новости хорошие

Через неделю положительные пробы на мельдоний были уже у более двух тысяч спортсменов по всему миру.

Я оказался в ситуации, из которой, к сожалению, смог выбраться только через судебный процесс. Суд рассмотрел достоверные факты моей биографии, разобрал случай десятилетней давности в академической гребле и принял решение в мою пользу. С печатным изданием мы пошли на мировое соглашение, я написал статью, оправдывая сложность ситуации в таких вопросах – врачебной тайной, этикой. Тренерский штаб, спортсменка, журналист принесли мне извинения за скоропостижные выводы, мы поцеловались, и я наивно предположил, что окончательно закрыл все вопросы к своему прошлому.

Здесь будет уместно вспомнить интервью Этери Тутберидзе на одном из федеральных каналов, которое ей не могут забыть. Хотя она не сказала ничего криминального. Да, подтвердила, что использовали мельдоний как легальное средство восстановления. Но если его запретили как русский метод, то мы будем искать другое, так как мы следуем правилам ВАДА и не применяем запрещённые вещества.

Разве это можно понять по-другому и использовать в качестве обвинения в рамках дела Камилы Валиевой?!»

Филипп Шветский, РИА Новости _.webp
Источник фото: РИА Новости

Часть 5. «Фантазёрка»

«Странная история, где в одном из стримов юная фигуристка обмолвилась о том, что в группе Тутберидзе используют допинг и выдают капсулы в таблетницах. Для меня это стало полной неожиданностью – я с этой несовершеннолетней девушкой даже ни разу не виделся на одном катке.

Я выяснил, что она была на просмотре у Этери Тутберидзе в межсезонье, но ничего с сотрудничеством не сложилось. В любом случае все эти детские фантазии были развеяны расследованием РУСАДА и Министерством спорта РФ публично. Странно также было указывать на то, будто бы из-за преследований в России она стала персоной нон грата и уехала выступать за Украину. Это вообще без комментариев».

Часть 6. «ТРИМЕТАЗИДИН»

«В этой истории сразу появились три фамилии. Остальные мелькали, как декорации. Первое действующее лицо – сама спортсменка Камила Валиева. Второе – её тренер Этери Тутберидзе. И я, Филипп Шветский, как врач сборной команды России.  

В этом спектакле нас всех объединяло только одно: у нас не было мотива использовать запрещённые препараты!

Валиева? Она была лидером мирового катания, и было бы настоящим самоубийством использовать запрещённое неэффективное вещество, зная о предстоящей неминуемой допинг-пробе после соревнований. Камила всегда проверяла у специалистов и в интернет-приложениях легальность всего, что принимала, в том числе и у меня.

Отвечу на второй самый частый вопрос ко мне: кто должен был отслеживать задержку результатов допинг-пробы в реестре системы ADAMS у юной спортсменки. Наверное, все. Она, родитель, её окружение, официальные организации при допуске на соревнования. Другое дело, что основной задачей в то время было уберечь спортсменов от вируса COVID-19, заражение которым вообще исключало участие в Олимпийских играх на любом этапе. Товарищи, даже если представить, что я допинг-король, о каком вообще допинге тогда могла идти речь! Да и подумайте сами: игнорирование задержки результатов в системе говорит только в пользу спортсменки и её окружения, подтверждая их уверенность в чистоте фигуристки.

Этери Тутберидзе? Я полагаю, все знают о её ситуации, которая исключает вообще приём лекарственных препаратов, несущих побочные эффекты и осложнения, особенно детям.

Филипп Шветский, замазанный в допинге «врач-рецидивист»? Расчёт был на волну пропаганды от «борца с допингом» Хайо Зеппельта, которую с радостью подхватили более 40 СМИ и развили её в цунами, утопившем меня без шансов на спасение. И результат достигнут. Есть преступление, есть инструмент.

Если говорить о версии, то после информации о положительной допинг-пробе у нас было несколько часов, чтобы высказать возможность попадания триметазидина в организм. Ко мне как к работающему в клинике врачу периодически обращаются по поводу своих близких. И, конечно, я вспомнил, что пожилой родственник Камилы, который в течение полугода ежедневно возил её на тренировки и которого я консультировал, страдал кардиальной патологией. Отталкиваясь от этих данных, я предположил о возможном назначении ему принятого в стандартную схему лечения в России препарата «Предуктал», что он и подтвердил.

Что неприличного и противозаконного в этой версии и почему она была предана массивной критике и насмешкам – мне до сих пор непонятно. На основе этого нами была доказана возможность случайного однократного попадания микродозы препарата в организм спортсменки, что нашло подтверждение в решении выездной панели CAS на Играх в Пекине. И, с учётом возраста спортсменки, это решение должно было остаться неизменным. Должно было быть – но не стало».

Часть 7. «Вердикт»

«Я был вызван свидетелем на основные слушания в CAS от Международного союза конькобежцев и понял, что всё обвинение основано на свидетельствах самой спортсменки о приёме двух легальных препаратов (Гипоксен и L-карнитин) и заключении высокого жюри, что с учётом этого она могла принимать и третий – запрещённую субстанцию.

Что же касается 60 наименований лекарств, якобы принимавшихся спортсменкой, то данные взяты из документов, по которым врач сборной отчитывается о заранее собранных препаратах перед выездом на спортивное мероприятие, а не из истории болезни, подтверждающих их приём. Спектр перечисленных препаратов совершенно не соответствует распространённой информации о лекарственной зависимости спортсменки.

Я подчеркнул на слушаниях, что для нас имеют значение, запрещён препарат или разрешён и показания для его назначения, так как фармакологическая нагрузка и безопасность – это приоритет лечения во всём мире, тем более в спорте, где практически все лекарственные препараты снижают кондицию спортсмена.

Что же касается триметазидина, то его эффективность изучалась однажды французскими исследователями. И это была единственная попытка доказать его эффективность при курсовом применении от трёх до шести месяцев. Более исследований не было. Его включили в мониторинг ВАДА в далеком 2009 году, потом внесли в запрещённый список, задолго до милдроната, который, кстати, вообще не имеет доказанной эффективности и не используется в клинической практике».

Часть 8. «Выводы»

«К сожалению, за последние 20 лет над Россией нависла мрачная тень допингового покрывала, искусно и искусственно сшитого нашими недоброжелателями. Куда я как непосредственный участник событий был невольно втянут. Я полагаю, рассмотрев несоответствие фактов моей биографии, распространённых публично, мы сможем экстраполировать их на опровержение обвинительных домыслов в допинговой истории Камилы Валиевой в Пекине и российском спорте в целом.

Не уверен, воспримется ли объективно моя информация сегодня. Думаю, нет, но мой долг оставить моё видение в истории, а в будущем оно само определит значимость и соответствие действительности.

К сожалению, у России много недоброжелателей внешних и внутренних, часто они объединяются для нанесения ущерба в разных отраслях.

Трудно найти более последовательного противника применения запрещённых препаратов, чем я. Мне удалось в судебном порядке на каждое слово недостоверного факта, представленного оппонентами, предоставить официальный документ с подписью и печатью.  

Сегодня в общей массе укоренилось навязанное мнение, что без экзогенного вмешательства невозможно достижение высоких спортивных результатов. И, как некоторые спортсмены подвержены поиску чуда, помогающего в достижении цели, так и обывателю комфортно объяснить чужой успех нарушением правил, а не трудом на пределе возможностей.

И с этим мнением непременно необходимо бороться!»

Заглавное фото: РИА Новости
Новости. Фигурное катание