От доброго барина – на родные галеры. Почему Косторная хочет вернуться к Тутберидзе
Она рассчитывает, что ее снова возьмут к Этери Тутберидзе, от которой фигуристка сбежала прошлым летом.
Вчера вечером эта новость гуляла по интернету в формате слухов, но сегодня Евгений Плющенко в интервью ТАСС подтвердил: Косторная действительно уходит. «Мы с чистой совестью отпускаем ее обратно в «Хрустальный», - заявил двукратный олимпийский чемпион, между делом не забывший подчеркнуть, что работал с Косторной только как консультирующий второй тренер и куда больше был сосредоточен на другой «беглянке от Тутберидзе» - Александре Трусовой.
ДЕВИЧЬИ МЕТАНИЯ
В этой истории есть два пласта, две основных темы – тренерская и спортсменская. Ситуация, когда фигуристка, оказавшись в кризисе, начинает менять тренеров чуть ли не каждый год, - не такая уж редкость, но со звездами всемирной величины, подобного, по-моему, еще не бывало. Точнее, бывало, но уже тогда, когда они де-факто переставали быть звездами и их карьера резко шла под откос - вспомните хотя бы Юлию Липницкую.
Пока мы не можем утверждать наверняка, относится ли случай Косторной к той же безнадежной категории. Да, после перехода к Плющенко Алену преследовали сплошные неудачи. В этом сезоне она не выиграла ни одного турнира, в декабре переболела коронавирусом, последствия которого сказываются до сих пор, и на прошлой неделе с треском провалилась в финале Кубка России, где они с Елизаветой Туктамышевой боролись за место в сборной на чемпионате мира. Там у Косторной случилась истерика в тональности «все кончено», которая, видимо, и стала решающим толчком к расставанию с Плющенко.
Все это вовсе не означает, что на фигуристке Косторной пора ставить крест и окончательно переписывать ее «из графов Монте-Кристо в управдомы». Пример той же Туктамышевой доказывает: в женском катании и в 24 года можно много чего добиться. Просто для этого надо не бегать туда-сюда в поисках комфорта и сиюминутной материальной выгоды, а пахать на тренировочном катке. Годами, сжав зубы и не выставляя свои слезы напоказ. Иначе попадешь в анекдот, как сейчас Косторная, при которой теперь впору учреждать должность «дежурного тренера».
История-то, в общем, банальная. Девочка-школьница, взлетевшая на вершину, возомнила себя центром вселенной, начала капризничать, наломала дров, а когда запущенный ее же рукой бумеранг прилетел обратно и все стало плохо, она расплакалась и в ужасе побежала назад - к тем, кто когда-то сделал из нее чемпионку. Вот вам и весь нехитрый сюжет.
БЕРЕСТОВСКАЯ УЖЕ В «ХРУСТАЛЬНОМ». РЕШЕНИЯ ПО КОСТОРНОЙ ЕЩЕ НЕТ
Возьмут ли Алену обратно в «Хрустальный»? Пока вопрос открыт, но каким бы ни был выбор Тутберидзе, она имеет на него полное право. Уж у нее-то совесть точно должна быть «кристально чиста». Хотя я уверен, что точно не будет – или она станет потом жалеть, что не простила беглянку, или, наоборот, что простила. Сомневаться, терзаться, не спать ночами – естественно для человека, без остатка отдающегося делу своей жизни.
В любом случае, это будет выбор прежде всего этический, а уж потом профессиональный. За время отсутствия Косторной фигуристок экстра-класса в «Хрустальном» меньше не стало. Тутберидзе по-прежнему есть с кем побеждать – в финале КР, ставшем последним для тандема Косторная-Плющенко, ее воспитанницы опять заняли весь пьедестал. И приток новых талантов не ослабевает: только что в «Хрустальный» из ЦСКА перешла Елизавета Берестовская – одна из самых талантливых одиночниц мира, родившихся в 2007 году. Я уж не говорю про Евгению Медведеву, в декабре вернувшуюся к Тутберидзе от Брайана Орсера после двухлетней канадской «командировки».
А теперь давайте-ка посмотрим на последние достижения школы Плющенко. Про Косторную уже все сказано. 12-летняя Вероника Жилина, тоже пришедшая в прошлом году из «Хрустального», выступала крайне нестабильно и на главном турнире – юниорском первенстве страны – заняла 12-е место. Прыжковый талант у девочки феноменальный, но еще пара таких сезонов - и кто о нем вспомнит?
У Трусовой дела шли с переменным успехом. В сборную она, слава богу, отобралась, однако в новом году Сашу постоянно беспокоят травмы - еще неизвестно, как у нее получится на чемпионате мира в Стокгольме. Кроме локальных сдвигов в хореографии прогресса на новом месте у Трусовой не видно – может, даже наоборот. Разве что Софья Муравьева и Артем Ковалев действительно прибавили в школе Плющенко за нынешний сезон, хотя их к лидерам в своих возрастах отнести нельзя, это уже фигуры второго плана.
ПЕДАГОГИКА ПЛЮЩЕНКО: ПРЫГНУЛ ТРОЙНОЙ – ПОЛУЧИ ДЕНЕЖКУ
Я специально не упоминаю о скандальности Плющенко и его «интернет-войнах» со штабом Тутберидзе. Это все зола. Тренерская профессия состоит в другом: учить мальчиков и девочек искусству фигурного катания на коньках – так, чтобы они с каждым годом делали это все лучше и становились чемпионами. Тутберидзе это умеет прекрасно – сто раз доказала и продолжает доказывать вновь и вновь. Потому к ней и бегут куда чаще, чем от нее. А Плющенко… Знаете, после набивших оскомину рассуждений о «жестких методах Тутберидзе» мне бросилось в глаза недавнее интервью Евгения глянцевому журналу «Татлер», где он с гордостью рассказывает, что платит ученикам премии из своего кармана. Причем не только за призовые места: «Кто-то сделал первый тройной прыжок – я ему пять, десять, пятнадцать, тридцать тысяч рублей».
Вы все поняли, да? «Тридцать тысяч одних курьеров». Детям, которые только-только тройные разучивают, - пачки денег от доброго барина! Вот уж действительно гениальная методика, настоящий педагог. И главное, никаких терзаний-мучений: кошелек достал - и ты уже тренер. Не для пьедестала, конечно, но для глянцевого пиара сгодится вполне…
Впрочем, не будем преувеличивать. В конце концов, каждый человек имеет полное право делать со своими деньгами все, что ему заблагорассудится, а каждая фигуристка – выбирать тренера по вкусу. «Галеры» Тутберидзе Косторная попробовала, персональные коттеджи Плющенко тоже – и вот, наконец, сделала выбор.
Остается понять, запоздалым он окажется - или все-таки нет.