Почему все так носятся с акселем Валиевой? Объясняем на пальцах и цифрах
Казалось бы, делов: 14-летняя девочка на внутреннем турнире сделала триксель. Самый дешевый из суперпрыжков, который фигуристки выполняют уже более тридцати лет. Это ж не четверные…
Так-то оно так – да не совсем. Начнем с того, что оба крупных международных турнира, состоявшихся за последний год, – финал Гран-при и чемпионат Европы, выиграла Алена Косторная, которая тройным акселем владеет, а четверными нет, – в отличие от своих основных конкуренток Анны Щербаковой и Александры Трусовой. И дело здесь не только в качестве катания Косторной, ее высоких надбавках и компонентах. Без технической сложности топ-уровня, только за счет вращений, хореографии и прочей «красоты», большие победы сегодня невозможны, тут не о чем спорить. Просто правила «фигурки» таковы, что триксель, несмотря его на относительно невысокую базовую стоимость в 8 баллов, дает практически тот же «навар», что и четверные с их «ценой» от 9,5. В каком-то смысле он даже выгоднее.
ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛА
Прежде всего, тройной аксель можно включать в короткую программу, где четверные у женщин запрещены. Это означает, что Косторная может (точнее, могла в прошлом сезоне – в нынешнем триксель она еще не пробовала) распределить три суперпрыжка на два дня и две программы по схеме «1+2». В то время как Щербаковой и Трусовой приходится делать свои подряд, в произвольной, а это существенно тяжелее. Недаром даже такая космическая «летунья», как Трусова, не раз заявлявшая по четыре-пять четверных, больше трех «на плюс» не делала никогда. Сорванные же квады никакого преимущества не дают – скорее наоборот, особенно при падениях.
Другой важный момент из регламента ISU: аксель – единственный прыжок, который фигуристки должны минимум по разу исполнить в каждой из программ. 2,5 или 3,5 оборота – неважно, но делать надо обязательно. То есть, Щербакова с ее дупелями по 3,3 (совсем как маленькие раки у Жванецкого) автоматически давала трикселям Косторной почти десять баллов форы «по базе». А с учетом надбавок, этой базе пропорциональных, – так и добрую дюжину.
И последнее важное правило: ограничения на повторы одинаковых прыжков. В короткой повторяться разрешено только в каскаде (например, «3Т+3Т»), но нигде больше, а в произвольной можно исполнить по два раза (но не по три) максимум два типа тройных или четверных. Допустим, пара 4T, пара 3Т (то, что все они тулупы, повтором не считается, так как число оборотов разное), и все, лимит исчерпан. Все остальные – лутц, флип, сальхов, ритбергер, аксель – максимум по разу, иначе «лишний» элемент не засчитают вообще.
Там еще много разных нюансов (короткая – это 4 прыжка, включая один каскад, произвольная – 11, включая три, причем каскады нельзя компоновать, как угодно – в основном, они заканчиваются тулупом, реже – сальховом, совсем редко – ритбергером и больше ничем), но на них мы сейчас задерживаться не станем, дабы не замыливать суть. А она такова: чтобы вставить в программу суперсложный прыжок, надо какой-то другой оттуда непременно выбросить. И этот «другой» далеко не всегда может быть самым простым и дешевым.
ПАРАДОКСЫ ЛЕДОВОЙ АРИФМЕТИКИ
Для примера возьмем свеженькую произвольную Валиевой – с московского этапа КР и с двумя четверными тулупами. По сравнению с типовым набором фигуристок, не владеющих многооборотными прыжками, первый валиевский 4Т занимает место одного из двойных акселей, что означает «+6,2» по базе. Но проделать то же самое со вторым тулупом нельзя. Во-первых, один дупель в программе должен быть, как обязательный. А во-вторых, из-за двух 4Т мы получаем новый повтор и должны отказаться от какого-то из старых – тройных лутца или флипа.
Лутцы дороже, поэтому оставляем оба. Но флип, один из которых придется выкинуть, тоже весит неплохо, на два балла больше дупеля. Так что «навар» со второго четверного получится заметно скромнее, всего «+4,2». То есть (внимание!), на 0,5 меньше выигрыша от тройного акселя в короткой программе.
Врубаетесь потихоньку? Вот то-то и оно. Поймите, суперпрыжки хороши не только, когда их много, – тем более, что мы уже выяснили, что больше трех на одном турнире все равно никто не делал. Они хороши, когда они разные, – чтобы не повторяться и получать больше преимущества. А с этой точки зрения сочетание «триксель+четверной» – самое гибкое. Вот вам еще парочка наглядных иллюстраций на эту тему.
Если бы в воскресенье в «Мегаспорте» Валиева заменила один из четверных на триксель, который вроде дешевле (8 против 9,5), то только выиграла бы. Причем со всех сторон! По «оценочной» сложности – потому что, убрав дупель, вернула бы второй флип (см. выше), а по сложности реальной – потому что могла бы исполнить оба суперпрыжка отдельно, не рискуя включать их в каскады. При наличии повтора это привело бы к снижению «базы», а если прыжки разные – пожалуйста.
Или возьмем такую ситуацию. Допустим, одна фигуристка владеет четверными тулупом и сальховом, а другая – тройным акселем и четверным тулупом. Вопрос: если за две программы они делают по три суперпрыжка (разумеется, каждая – из своего арсенала), то у кого суммарная сложность будет выше?
Догадались? Правильно, у той, что с трикселем. Правда, всего на 0,2, но ведь по номиналу ее «2х3А+4Т» на три с лишним балла дешевле, чем «2х4С+4Т». И вдобавок размазаны по двум программам – между первым и вторым прыжками ультра-си можно отдыхать не секунды, а сутки.
КУРС – НА ПЕКИН
Вот почему все так носятся с Валиевой и ее акселем.
Вот почему все так опасаются камилиной ровесницы Алисы Лю – до минувшего воскресенья единственной фигуристки в мире, которая будет кататься на Олимпиаде-2022 и при этом исполняла на одном турнире и триксель, и четверной.
Вот почему Трусова, освоившая все квады, продолжает без особого успеха биться именно над акселем, а специалистки по акселю Рика Кихира и Елизавета Туктамышева – наоборот, корпят над четверным.
Плюс сюда же, как пример «от противного», можно добавить Щербакову. Да, она обыгрывала Косторную-2019/20 без трикселя, но это потому, что ее набор из трех четверных был уникален – два лутца и флип весом в 34 балла! Стоить больше три прыжка не могут физически, это вам не тулупы с сальховами. И на прошлогоднем чемпионате страны, где Щербакова единственный раз сделала всю эту убойную комбинацию «на плюс», она получила гигантские, невиданные в истории оценки – 261,87.
Хотя Косторная и там была недалеко, всего в паре баллов позади. Что же до Валиевой, то ее цель теперь очевидна: четырех чистых суперпрыжка на одном турнире. Триксель в короткой и еще три в произвольной – либо «2х3А+4Т», либо «3А+2х4Т». Это будет почти гарантия олимпийского золота, и к этому барьеру Камила подошла, пожалуй, ближе всех.
Вот что мы на самом деле узнали позавчера. На вроде бы проходном этапе Кубка России.