Даниил Глейхенгауз: Этери Тутберидзе – идеальный тренер
На минувшей неделе в Сараеве прошел XIV Европейский юношеский олимпийский фестиваль. В соревнованиях девушек по фигурному катанию уверенно победила 14-летняя Анна Щербакова, та самая, которая опередила всех соперниц на декабрьском чемпионате России. Мы поговорили о юной звездочке с Даниилом Глейхенгаузом – хореографом группы Этери Тутберидзе, который сопровождал фигуристку в Боснии.
«АНЯ САМА РЕШАЛА – ПРЫГАТЬ ЛИ ЧЕТВЕРНОЙ»
Начали мы беседу с инцидента, произошедшего во время утренней раскатки перед произвольной программой. Анна готовилась к прыжку, и увидела, что может столкнуться с одной из соперниц. Ценой падения спортсменка избежала столкновения, но при этом ушибла бедро. Глейхенгауз заверил, что вечером Аня выступать будет. Не было ясноcти только насчет четверного лутца.
– Бедро у нее побаливало, выпила обезболивающее, намазали мазью, но решение было за ней, я дал ей возможность его принять, – рассказывал Даниил вечером после произвольной программы, во время которой Аня упала как раз с четверного лутца. – Ее падение в программе – это технический сбой, а не результат последствий неприятных ощущений в бедре. Приедем в Москву, сделаем обследование. Дадим ей отдохнуть, восстановиться, чтобы она дальше готовилась к юниорскому чемпионату мира.
– Что сказала Этери Тутберидзе по поводу выступления Ани в Сараеве?
– Поздравила, пожалела, что не получился лутц во время произвольной программы. На разминке утром Аня прыгнула его два из двух. Поэтому была уверенность, что получится и вечером. Думаю, на следующих соревнованиях Аня будет идти на него позлее. Она сама сказала, что ей надоело с него падать.
– Было очевидно, что у Щербаковой в Сараеве соперников не будет. Выступление на олимпийском фестивале для нее, выражаясь футбольным языком, можно назвать контрольным матчем с заранее известным результатом.
– Выступление в Сараеве – отличная возможность лишний раз прокататься в боевых условиях. Фактически, европейский фестиваль стал одним из этапов подготовки к главному старту – юниорскому чемпионату мира.
– Аня в 14 лет четко и грамотно излагает мысли. При этом не только по-русски, но и по-английски.
– Мне добавить нечего, вы все правильно описали. Это хорошо воспитанный, очень ответственный ребенок. При своем, скажем так, небольшом размере, внутри Ани крепкий стержень, у нее сильный характер. Она не раз уже демонстрировала это, проявляя самые настоящие бойцовские качества.
– Видимо, у вас в работе с ней не возникает проблем в плане дисциплины. Она подчиняется беспрекословно, или может вступить в дискуссию с тренером?
– Мы никому не запрещаем дискутировать, главное, чтобы спортсменка высказывала свое мнение с должным уважением к тренеру. Но мы всегда прислушиваемся к мнению наших спортсменов. Что касается Ани, она точно не станет перечить тренерам. Она послушная, с ней приятно и легко работать.
«ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ – ЭТО НЕ ПРО АНЮ»
– Но при работе с такими юными дарованиями тренеру приходится быть и психологом. Аня уже сейчас одна из сильнейших в мире. Возможна звездная болезнь, или это не про Щербакову?
– Это точно не про Аню. Она не считает себя лучшей в мире, у нее даже таких мыслей нет. Если б вы ей такое сказали, она бы сильно удивилась. А что касается того, что надо быть психологом, это часть нашей работы. Тренер и должен быть хорошим психологом.
– Публика очень горячо ее приветствовала. Босния на карте мирового фигурного катания едва заметная точка. Вас не удивило, что и здесь есть поклонники нашей фигуристки?
– Интернет есть везде. Не сложно найти и посмотреть на YouTube выступление Ани. Поэтому немалая часть публики понимала, кто к ним приехал, и кто перед ними выступает.
– Никому здесь не бросали столько игрушек. Получается, что Аня чемпионка и по игрушкам.
– На этом турнире, да. Можно присвоить ей и этот неофициальный титул.
– Во время выступления Ани вы не выпускаете из рук мишку. Оказалось, это салфетница, которая уже стала и талисманом.
– У каждой нашей девочки есть салфетница. У Ани салфетница в виде медведя. Для нее он и вправду стал талисманом. Как зовут? Салфетницу японцы подарили, у него какое-то сложное имя.
«ДАЕМ ЗАГИТОВОЙ УДОЧКИ НА ЧЕТВЕРНЫЕ»
– Опять возникла дискуссия: разрешать ли 14-летним выступать на взрослых чемпионатах мира. Но если разрешить, турнир может превратиться в чемпионат мира среди детей.
– Не надо ничего менять. На взрослых чемпионатах можно выступать с 15 лет. Пусть все так и остается.
– Новая система судейства дает серьезное преимущество юным спортсменкам. У них в программе четверные прыжки, а у Евгении Медведевой и Алины Загитовой – их нет. Поэтому молодые у них выигрывают, это же чистая арифметика.
– Наоборот, новая система осложнила задачу тем, кто рискует, кто исполняет сложные элементы. Из-за ошибки во время исполнения четверного прыжка можно потерять намного больше, чем заработать. В этом году в финале Гран-при Саша Трусова из-за падения во время второго четверного лутца набрала 0,72 балла. Это меньше чем, если б она исполнила одинарный лутц. Новая система показывает, что риск не стоит того, она тормозит прогресс. Теперь сложно объяснить спортсмену, что стоит идти на такой опасный и сложный элемент. Ведь при падении можно получить низкие баллы.
Медведева готовится в Питере, а Туктамышева может сняться. Все интриги Кубка России
*
– Но если чисто все исполнить, конкуренты сразу остаются позади.
– Так всегда и было. Кто первый прыгнул тройной аксель, тот побеждал. Например, Мао Асада первой начала прыгать тройной аксель, если делала его чисто, побеждала. Затем побеждал тот, кто прыгал лутц-риттбергер, а другие не прыгали. Прогресс не стоит на месте, идет усложнение элементов.
– Но Загитова и Медведева вряд ли смогут прыгать четверные. Или еще есть шанс их научить?
– По поводу Медведевой ничего сказать не могу, не знаю, как Женя сейчас тренируется. Что касается Алины, она выросла, но при этом мы стараемся не отставать. Даем ей удочки (приспособление, с помощью которого тренер придерживает спортсмена в воздухе при прыжках. – Прим. ред.) на четверные, но важно, чтобы это было безопасно – сезон продолжается. А что будет дальше – покажет время.
– Загитова выросла, но такая же проблема наверняка возникнет и у Щербаковой. Она вытянется, прибавит в весе. Тогда придется менять технику?
– Технику менять не нужно, она должна быть поставлена с самого детства. Тогда при физиологических изменениях организма элементы сильно не пострадают. Что касается Ани, если посмотреть на ее маму, вряд ли можно предположить, что она сильно вырастет или наберет вес.
– Этери Тутберидзе производит впечатление жесткого тренера. Внутри вашей команды существует жесткая вертикаль управления или у вас демократия?
– У нас жесткая демократия. А вообще, скажу так: Этери Георгиевна – идеальный тренер.