Илья Авербух: Не надо противопоставлять Медведеву и Загитову
Серебряный призер Олимпийских игр, хореограф Илья Авербух в эксклюзивном интервью «Советскому спорту» поделился впечатлениями от старта российских фигуристов в новом сезоне, а также оценил новый образ Евгении Медведевой, которая выступит на этапе Гран-при в Канаде.
«Я НЕ ПРОТИВ РЕКОРДОВ ЗАГИТОВОЙ»
- Что можете сказать о старте сезона для российских фигуристов? Некоторые из них бьют мировые рекорды один за другим.
- Я уже не раз говорил, что обращать внимание на рекорды в фигурном катании не стоит. Это не тот вид спорта, где все измеряется числами. После этого на следующий день в прессе я увидел заголовок: «Авербух не признает рекорд Загитовой».
Я считаю, что в фигурном катании есть два рекорда – это место и любовь зрителей. Говорить о рекордной составляющей сейчас нет смысла еще и потому, что после изменений в правилах все обнулилось, поэтому любой лучший результат, по сути, является рекордом. Это как в слаломе, когда трое спортсменов занимают промежуточный пьедестал и ждут соперников, которые еще не спустились. Я не против рекордов Загитовой, просто считаю, что в анализе выступлений в фигурном катании это всего лишь легкая краска.
- Но какие-то выводы можно делать по первым стартам? Или не стоит?
- Что касается, начала сезона и вхождения в сезон, то это всегда очень сложная история. При этом мне приятно, что сейчас пресса обращает внимание на такие турниры, которые мы-то в свое время не замечали: мемориал Ондрея Непелы, соревнования в Оберсдорфе.
Даже когда я сам катался, не интересовался, как там и кто выступает. Сейчас вокруг этих стартов нагнетается ажиотаж. Хотя, по сути, это просто разминочные турниры, которые не говорят ни о чем. Они нужны, чтобы фигуристы постепенно набирали форму. Делать по ним какие-то прогнозы – это гадание на кофейной гуще. Более того, сезон длинный. Все рассчитывают пик формы на вторую его половину.
- Что можете сказать о состоянии двух наших лидеров в женском катании – Евгении Медведевой и Алины Загитовой?
- Перед началом сезона я читал интервью тренера Жени Медведевой Брайана Орсера, который говорил, что «Мы будем постепенно входить в сезон, не будем ничего форсировать». Обычно за такими фразами скрывается мысль: «мы будем копить силы на главный старт». Поэтому я очень боялся, что Медведева выпадет из обоймы. А ведь в постолимпийский сезон очень важно продолжать находиться в соревновательном цикле. Можно проигрывать, выигрывать – не важно. Пусть она там что-то кому-то проиграла. Главное – что она стартует с первых турниров.
То же касается Загитовой. Она олимпийская чемпионка и проигрывать ей не хочется, могла появиться мысль: «Сейчас я подготовлюсь к чемпионату мира и там всех обыграю». Но такого нет. И очень правильно, что девочки не боятся проигрывать, не боятся показать, что, может быть, еще не готовы. Самое главное, что они идут в соревновательном режиме.
Понятно, что им тяжело. Та же Загитова подросла, но все равно видно, что она уже в достаточно хорошей форме. То же касается и Медведевой. Но при этом важно, что покажут соперники.
«НА МЕДВЕДЕВУ НАДЕЛИ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКУЮ ОДЕЖДУ»
- Как вам новый образ Медведевой? Вам нравится то, что с ней делают канадские специалисты?
- С моей стороны некорректно отвечать на этот вопрос. Я был постановщиком программ Жени на протяжении предыдущего олимпийского цикла, поэтому не в праве высказывать свою точку зрения.
- Но, тем не менее, вы ее уже высказывали.
- Я знаю, что Женя очень хотела поменяться. Это очень хорошо. И мы с ней пытались найти какие-то изменения, но в какой-то момент решили, что олимпийский сезон – не лучшее время для экспериментов.
Если брать короткую программу, мне нравится то, что сделано. Женя действительно изменилась, она ищет новую пластику. Да, может быть, она пока еще не на сто процентов органична, но стремление к изменениям заметно.
Если смотреть на эту программу, то она абсолютно североамериканская.
- Инфантильная и простая?
- Нет. Просто это не краска, которая найдена под Женю, чтобы раскрыть какой-то ее талант. На Медведеву надели обычную одежду, которую носит каждый североамериканец. Это факт. Никаких изысков, способных раскрыть виртуозность Медведевой, не найдено. Впрочем, за три месяца это сделать в принципе тяжело.
Женя молодец, что не побоялась переодеться. А насколько хорошо сидит на ней эта одежда, давайте посмотрим ближе к концу сезона.
- Что скажете о ее произвольной программе?
- Она пока еще не вкатана и менее понятна. Она межжанровая – и не чисто североамериканская и не то, что мы делали с Женей здесь. Поэтому складывается впечатление, что даже у самой Медведевой есть некоторое ощущение потерянности.
Тем не менее, Орсер – большой специалист. Я уверен, что он и его команда все это видят. Они все подожмут и доработают.
«НЕ НАДО ПОЛИТИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ С МЕДВЕДЕВОЙ»
- Когда Медведева ушла к Орсеру, пошли разговоры о том, что она однозначно станет кататься лучше с технической точки зрения. Вы увидели какие-нибудь изменения в ее катании?
- Есть ощущение, что Женя стала кататься лучше. Но оно приходит еще потому, что она стала взрослее, женственнее. Она просто начала по-другому чувствовать себя на льду. Не просто как воздушная девочка, стремящаяся всех покорить своей органичностью. Жесты стали осознанней.
Единственное, с чем я воевал, так это с выступлениями о том, что Женя здесь жила в каких-то тисках, с ней никто никогда не советовался, и она выполняла исключительно волю тренера. Что никто не спрашивал ее мнения ни о музыке, ни о костюмах, ни о том, что касается образов. Это совершенно не так. Мы рождали все это вместе.
Я просто вижу в этом некоторый политический подтекст и стремление подчеркнуть, что мы здесь все роботы, загнанные в рамки. Очень не хочется, чтобы Женя была карточкой в этой игре. Поэтому здесь я занимаю жесткую позицию: ничего такого не было.
- Но о жесткости Этери Тутберидзе говорят все.
- Да, бесспорно, у Этери Георгиевны своя система тренировок – более жесткая и авторитарная в плане выполнений тренерских указаний, чем у канадского специалиста. Наверное, у него свой подход. Не могу с уверенностью говорить, потому что не был на его тренировках.
Если же брать творчество, то Этери приглашала меня – человека со стороны именно для того, чтобы был воздух и Жене было комфортно кататься.
- Прошло уже достаточно времени, чтобы оценить перспективы Медведевой в этом сезоне?
- В принципе, срок довольно небольшой. Женя, по-моему, уехала в Канаду в июле. У нее была тяжелая адаптация. Потому что это другая страна, другая среда, другой язык. Опять же, она воспитывалась в другой системе. Сейчас от нее не надо ничего требовать. Самое важное, как я уже говорил, что сейчас она соревнуется.
Дайте ей спокойно выступать и не надо политизировать эту историю. Она остается российской спортсменкой, выступает под нашим флагом. Не надо противопоставлять их с Загитовой – что одна тренируется в «Хрустальном», а другая в Северной Америке. Там ничуть не лучше. Маленькое село, один каток, «мэйн стрит» и все. Ничего эксклюзивного там нет. Давайте просто будем болеть за них, а следующей весной посмотрим на результаты.
- Наши танцевальные пары уверенно вошли в сезоне. Александра Степанова с Иваном Букиным и Виктория Синицина с Никитой Кацалаповым готовы войти в мировой топ?
- Я очень люблю пару Степанова/Букин. У них огромный потенциал, чтобы проявить себя в этом олимпийском цикле. Главное, чтобы им немного повезло. Ребятам не хватает внутреннего чемпионского ощущения, которое есть с лихвой у Кацалапова с Синициной. Пара удивительно красивая и органичная. В их случае хочется, чтобы ребята преодолели психологический барьер и начали показывать на соревнованиях то, на что способны.
И те и другие абсолютно конкурентоспособны. Это пары свежей формации, адаптированные к новым правилам. Все-таки, даже Екатерина Боброва с Дмитрием Соловьевым не были адаптированы к ним. Они не тренировали твиззлы и поддержки в юном возрасте. А эти пары уже готовы на равных соревноваться с мировыми лидерами. Но нужен еще и чемпионский жест, которого я все жду.
- Смогут ли наши танцоры навязать борьбу Габриэле Пападакис и Гийому Сизерону?
- Эта пара очень сильна. Единственное, что они одноплановые – короли одного танца. Как на это будут смотреть судьи? Или они все-таки смогут поменяться? Подождем. Я думаю, что новое четырехлетие – это момент, когда лидеры в фигурном катании будут меняться и появятся шансы зацепиться.