Топка чемпионок. В фигурное катание идти будут меньше

Столь парадоксальный вывод делает главный редактор «Советского спорта», анализируя всё, что происходит вокруг самых скандальных олимпийских состязаний.
news

СТРЕСС КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Прошли уже дни после завершения женского турнира. Эмоции улеглись у всех. И у болельщиков. И у специалистов. И, наверное, даже у девушек-участниц.

Ощущение, что нет ни у кого счастья, уже не так остро ощущается.

Камила Валиева провалила произвольную и выпала из тройки. Но нас стараются ковровой бомбардировкой из всех голосовых орудий убедить, что виноват не тренерский штаб, подставивший девочку под допинг-скандал, а «проклятущие пиндосы», учуявшие, аки стервятники, запах крови.

Саша Трусова выдала феерический прокат – она пять раз приземлилась после четверных прыжков, чего никто и никогда в мире не делал, но не дотянулась до золота.

А Аня Щербакова, выходит, виновата в том, что выиграла «золото», не будучи самой талантливой из этой троицы и не откатавшей самую сложную программу из них.

Истерику Трусовой видели все. Я бы не стал ее сравнивать с истерикой Евгенией Медведевой 4-летней давности. Она тоже была очень памятна – помните эту странную претензию в адрес тренера, что она, дескать, не должна была переводить Алину Загитову из юниоров во взрослые? Но там, по сути, был детский упрёк, а не разборки, не предъява.

Здесь же - доведённый до отчаяния ребёнок срывается и говорит то, что думает - миру, тренеру, всем. «Ненавижу Вас, ненавижу спорт, не выйду больше никогда на лёд!»

Одноразовые чемпионки, которые в какой-то момент поняли, что даже чемпионками суждено стать не всем. А если ты одноразовая, то этот самый один раз уже позади. «У всех есть золотые медали, а у меня нет!» - кричала Трусова.

Скажете, тоже по-детски звучало? Для меня лично – нет.

Потому что – если вдуматься – это очень страшная история.

Страшный стресс.

Ужасная драма.

И ведь дальше не зарубцуется…

Читал рассуждения журналистки Елены Вайцеховской – человека, который о фигурном катании пишет так грамотно и интересно, как никто в нашей стране. Она обратила внимание на нюансы, о которых говорят далеко не все: «Прежде чем попасть на этот уровень, эти «маленькие» девочки проходят такой кастинг, такие круги ада, по сравнению с которыми все происходящее — рабочий момент, не более.

Просто скандал — очень удобная штука, чтобы списать на него сейчас всё, что угодно. Но можно ведь вспомнить (ну так, если вернуться на чисто профессиональные рельсы), что четыре проката не смог выдержать в Пекине Марк Кондратюк, точно так же, как в Сочи их не вытянула Юля Липницкая. Что, наверное, не просто так Рафаэль Арутюнян снял с произвольной программы в команднике Нейтана Чена. На основании чего мы сейчас должны считать, что четыре олимпийских проката должна была выдержать Валиева? Только потому, что нам так казалось? Олимпиада — это, вообще-то, сложная штука. Даже для взрослых...»

Тут можно каждый тезис долго и подробно развивать. Но я хочу обратить внимание на самое начало цитаты – Елена говорит о том, что подобный стресс является для девочек само собой разумеющимся. Допускаю, что они в состоянии стресса всегда. Но ведь они идут на многочисленные жертвы ради именно этого момента – главного в своей жизни соревнования. И теперь можно сказать всё, что ты считаешь нужным и правильным. Поэтому слова Саши для меня убедительны. Вне зависимости от того, будет она следовать сказанному или нет, выйдет на лед или нет.

ХОЛОДНЫЙ РАСЧЕТ

А вот к словам Тутберидзе хочу отдельно обратиться. Многих задело – не только тетушек у телевизора, но даже главу МОК Томаса Баха – то, как она общалась с подопечными.

Камила еще чехлы на коньки не надела, со льда только шаг сделала, а тебе уже готовый разбор полетов. Почему это не сделала, то не сделала, здесь не доработала, там не докрутила… У девочки всю вторую половину выступления слезы стояли в глазах, ей сейчас не анализ нужен, а живое участие.

Про общение с Трусовой – то же самое.

Это цинизм, холодный расчет. Это гигантский бизнес, в топку которого ты бросаешь одного за другим выпускников этого конвейера-инкубатора.

Не грустите, Этери Георгиевна! Новых на подходе наверняка хватит.

Только не надо воспринимать мои слова как наезд на тренера. Нет, я лично признателен ей за то, что интерес к фигурному катанию вырос, что у нас впервые россыпь чемпионок появилась.

А ситуация с холодом в глазах – она ведь усугубляется поведением родителей. Они точно так же отдают детей в руки деспотичных тренеров, рассчитывая, что очень скоро вложения в эту акцию принесут астрономические дивиденды.

Впрочем, после этих крупнопланных историй с истериками, думается, в секции по фигурному катанию, поток девочек чуть снизится.

РУКА БАХА

Не очень понятна природа стенаний, которая разливается сейчас в околоспортивном сообществе по поводу пресс-конференции Томаса Баха. Глава МОК, не раз справедливо заподозренный в симпатиях к нашей стране, высказался по всей ситуации с Валиевой и с ее допингом – высказался не так, как принято у нас, когда молчание или ответное «сам дурак» (это если кратко) или же «да все жрут допинг, а ловят только нас».

О чём поведал экс-спортсмен (здесь это важно!) Томас Бах? Если есть положительный результат теста, нельзя это игнорировать. Мы обязаны разбираться. Девочке симпатизируем, но виноватого в ее окружении найдем.

И вот тут Бах произносит очень важные слова. Когда вам будут говорить, что он тоже нападает на наших спортсменов – не верьте. Посмотрите, что он говорит: «Мы со своей стороны можем предложить ей [Камиле] поддержку, использовать все механизмы, предложить психологическую помощь. Валиева получит всю помощь, которая ей необходима». Нам МОК протягивает руку помощи, вырывая девочку из рук тех, кто пичкает ее допингом.

И слова эти он произносит как раз после ужасной картины холода, с которым Камилу после выступления встречала Тутберидзе. «Прошли мурашки по коже, мне было холодно смотреть. Вместо того, чтобы приободрить, пытаться помочь ей, вокруг нее была атмосфера холода. Если посмотреть на то, как люди из ее окружения проявляли себя в жестах, то это были жесты отречения, неприятия, я смотрел по ТВ. Я целый вечер не мог отделаться от этого. Неужели можно быть настолько холодным к спортсменке? У меня нет уверенности, что ближайшее окружение Камилы заслуживает доверия». Слова Трусовой, сказанные в адрес Этери – «Вы всё знали!» - Бах трактует как раз именно таким образом: спортсменки знают всё, но пока не могут говорить открыто.

Меня удивляет, что никто не видит этой протянутой Бахом руки. И мы даже обрушиваем на него волну критики: «Несвоевременное выступление» - говорит один из чиновников. Вот это совсем непонятно. Что такое несвоевременное? А когда правильное время? Сейчас, когда мы готовимся всем вручать машины и премиальные, нехорошо говорить спортсменам, что с их штабом что-то не так?

НАГРАДЫ РОДИНЫ

Кстати, а можно узнать, за что отмечать госнаградой собираются Камилу Валиеву?

За то, что мы ее любим и нам ее жалко? За ее четвертое место? Нам оно кажется несправедливым? Да вроде бы мы сами все видели…

Мы ее награждаем назло всему миру? Как повышали в должности Виталия Мутко, когда его вина в допинг-махинациях Сочи-2014 была официально доказана?

В любом наказании и в любом поощрении должна быть педагогическая составляющая - вывод, который все сделают.

Какой тут будет вывод? Жрать допинг можно? Мы ведь все равно тебя отмажем и наградим?

Новости. Фигурное катание