Всемирный обморок. Разбираем феномен Камилы Валиевой
ЖДЕМ ЗОЛОТА ПЕКИНА
То, что Валиева — одна из первых, если не первая претендентка на золото Игр в Пекине, известно, в принципе, давно. Только сейчас называть ее «одной из» язык ни у кого уже не повернется, утверждают наши коллеги в своем материале. После того, что сотворила Камила на турнирах в Канаде и Финляндии, предолимпийский расклад сил изменился кардинально: теперь есть Валиева – и все остальные. Где-то далеко-далеко внизу. Если быть точным — на расстоянии гигантских 32-х баллов: именно столько отделяют ее свежий рекорд по сумме двух программ от второго результата в текущем мировом сезоне.
Зарубежная публика явно ошарашена. Некоторые, особо желчные эксперты завели было старую шарманку про «раздутые оценки русских», но это брюзжание быстро потонуло в море «Невероятно!», «Совершенство!» и других восхищенных возгласов. Сегодня мир «фигурки» говорит исключительно про Валиеву, на все лады обсуждая ее программы, баллы, прыжки и хореографию.
ДВА «БОЛЕРО» С РАЗНИЦЕЙ В ГОД
Что ж, это изумление вполне объяснимо. Люди просто отстали от жизни — ведь из-за коронавируса Камила полтора года, еще с юниорского ЧМ-2020, каталась только в России. Это мы с вами имели счастье воочию и в подробностях наблюдать, как из субтильной девочки «дунь — сломается» выросла звезда вселенского масштаба.
Посмотрите эти два видео ее одной и той же произвольной программы под «Болеро» Равеля. Между прокатами на этапе Кубка России и недавнем Гран-при Канады прошло всего год и 19 дней, а кажется, что выступают две разных фигуристки.
КАТАНИЕ РУКАМИ
Поразительная метаморфоза, не правда ли? Дело даже не в падениях и габаритах растущей Камилы: на одном ролике мы видим испуганную школьницу с застывшим лицом и ужасом в глазах, на другом – владычицу зала, которая управляет трибунами мановением руки и знает (ну, или начинает узнавать) себе цену.
Видно, что летом Этери Тутберидзе и Даниил Глейхенгауз как следует поработали над валиевским артистизмом, которого ей так не хватало раньше. Теперь лицо Камилы не каменеет на льду, а живет! Улыбается и горюет, бросает вызов и молит о помощи.
Да, катается она, конечно, не лицом. Но и не ногами, как вы, наверное, думаете. Валиева – это прежде всего руки, чья неповторимая пластика намертво приковывает взгляд. Помнится, в советские времена все шоу фигуристов под копирку назывались «Балетом на льду» — так вот это оно и есть. Не в графе разнарядки от Министерства культуры, а по истинной балетной сути.
ЛЕТАЮЩАЯ МОДЕЛЬ
Телосложением она тоже выделяется. Для одиночного катания с его бесконечными прыжками принято выбирать детей невысоких, с ногами покороче и, как однажды заметил олимпийский чемпион Алексей Ягудин, желательно покривей. А у Валиевой нижние конечности растут «от шеи», как у фотомодели. В свои 15 лет она успела вымахать до 160 сантиметров – выше Анны Щербаковой и Александры Трусовой, которые на два года старше ее.
Бог знает, как она при этом умудряется крутить четверные, но смотрится это потрясающе. Когда Валиева исполняет свой коронный квад-тулуп с двумя поднятыми к потолку руками, нижняя челюсть любого зрителя автоматически падает на пол. Кажется, что Камила вот-вот перелетит через борт и упорхнет с катка по своим делам, словно сказочная Мэри Поппинс.
А какие у нее вращения? Сейчас все научились делать «бильман», однако швейцарской фигуристке, чьим именем его назвали сорок лет назад, вряд ли приходило в голову, что ее фирменный элемент можно исполнять, держась не за конек заломленной вверх ноги и даже не за ботинок, а за голень! Для Валиевой же с ее гибкостью, чудо-растяжкой и бесконечными ногами такое – раз плюнуть, в порядке вещей.
КОГДА ВИННИ ПУХ ПРАВ, А ПУШКИН — НЕТ
Фактически она обессмыслила извечный спор, кто круче — «катальщики» или «прыгуны». Что важнее: техническая сложность или красота с эстетикой? Оказалось: и то, и другое, и можно без хлеба — в точности по Винни Пуху, а вовсе не по Пушкину. Тот ошибался, когда писал про коня и трепетную лань — в упряжке у Валиевой они уживаются прекрасно. Дополняя друг друга и образуя умопомрачительную комбинацию на любой, самый взыскательный вкус: плавность и скорость, характер и нежность, лирика и мощь.
Ну, и как прикажете ее обыгрывать? Фигуристку, которая прыгает, считай, как Трусова, скользит – считай, как Косторная, играет роль – под стать Щербаковой, и гнется-вращается, как никто другой? Никак – а значит, каюк. Женское катание закрывается на переучет коньков, на Олимпиаде разыгрываем места со второго и ниже.
Раньше инопланетянами в этом виде спорта называли мужчин — сначала Юдзуру Ханю, а потом Нэйтана Чена. Мол, мы, смертные, соревнуемся между собой, а эти двое — они отдельно, в своем измерении. Похоже, что теперь в «популяции ледовых пришельцев» появилось существо другого, прекрасного пола. Наше, родом из Казани, российское.
Об одном просим, Камила: не улетай, останься на Земле. Мы хотим новых чудес из космоса.