Станислав Поздняков: Переживаю за российское фехтование
Четырехкратный олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира в личном первенстве по фехтованию Станислав Поздняков в 13-й раз выиграл чемпионат России. Феноменальный саблист рассказал о глазах соперников, о будущем российского фехтования и планах на жизнь.
- У вас есть любимый момент во время поединка?
- В сабельном поединке всегда смотрится эффектно любой прием «защита-ответ». Все понятно: загорается одна лампа. Но формат соревнований не всегда позволяет наносить красивые удары. К сожалению, за эффективностью, к которой стремится каждый спортсмен, эффектность фехтования немного теряется. Но я думаю, что соревнования такого плана, как чемпионат России, как раз позволяют в какой-то мере не только добиваться результата, но и дать возможность зрителям насладиться ударом, и самому, безусловно, получить удовольствие от этого.
- Вы уже объявили, что этот чемпионат России – последний для вас. Может, все-таки останетесь?
- Я прожил в спорте очень длинную и счастливую жизнь, поэтому мне бы не хотелось, конечно, менять деятельность – все равно моя жизнь будет так или иначе связана со спортом, и с фехтованием в частности. Но попробовать себя в несколько другом амплуа, наверное, было бы справедливо. Думаю, это вызовет понимание тех людей, которые болели за меня долгие годы, переживали, желали мне всяческих успехов. И это даст определенную возможность моим более молодым товарищам смелее стучаться в сборную команду, в которой освободится одно место.
- Многие скептически относятся к нынешней сабельной сборной, считая ее чересчур молодой. Как вам кажется, на что способна команда?
- У меня вызывает небольшую тревогу то, что происходит сейчас в сабельной команде. Несмотря на талант и определенные перспективы молодых ребят, пока никто из них не может перейти в ранг устойчивого сильного спортсмена. К сожалению, это самая большая сложность – переход из молодежной, юниорской сборной во взрослое фехтование. Безболезненный переход удается очень немногим.
У нас явная нехватка опытных, стабильно - подчеркиваю, стабильно! - выступающих спортсменов. Конечно, ребятам дается определенный карт-бланш, чтобы попасть в сборную команду России. Тяжелый, и достаточно энергоемкий олимпийский отбор мы прошли. Теперь у каждого спортсмена, претендующего на попадание в сборную, за ближайшие три месяца будет возможность скорректировать свою подготовку для того, чтобы максимально удачно выступить на отборочных турнирах и доказать, в первую очередь самим себе, что они достойны выступления на Олимпийских играх.
- Станислав, вы пятикратный чемпион мира в личном первенстве. Достичь такого не удавалось больше никому. Свыклись с мыслью, что вы – уникальный спортсмен?
- Вы знаете, я свыкся только с одной мыслью: что жизнь в спорте я прожил не зря. Это основное, что меня радует. Несмотря на то, что этот сезон станет последним в моей карьере, думаю, что чувства сожаления у меня не будет. Потому что жалеть о такой успешной карьере, наверное, не имеет смысла.
- В преддверии Олимпийских игр спортсмены изучают каждого соперника персонально, смотрят его бои на видео. Скажите, а как вы изучаете своих конкурентов?
- Дело в том, что у нас очень насыщенный спортивный календарь соревнований в течение всего сезона, и со многими основными конкурентами нам приходится встречаться на этапах Кубка мира, и не по одному разу. Поэтому острой необходимости в просмотре видео, во всяком случае, у меня не возникает. Другое дело, что все те спортсмены, с которыми ты встречаешься, во время боя порой меняют тактический рисунок – к этому нужно быть готовым. Поэтому лучше посмотреть соревнование вживую, приглядеться к своим соперникам, либо непосредственно в каком-то поединке прочувствовать это. Думаю, это намного эффективнее, чем видеопросмотр. Хотя я никогда полностью не исключал такую полезную штуку, как видео. Особенности современного судейства фехтования таковы, что правила в сабле немного размыты. Судья может трактовать фразы, тем более когда загораются две лампы, и в ту, и в другую сторону. Поэтому как раз посмотреть видео и обратить внимание, какие судьи, каким образом судят – это гораздо важнее.
- Как обстоят дела в фехтовании с допинг-контролем?
- К нам приезжают с проверками, все призеры этапов Кубка мира в обязательном порядке сдают тест на допинг, два раза в год приезжают комиссары из WADA. Но тема допинга, в основном, связана с циклическими видами спорта – с легкой и тяжелой атлетикой, плаванием, где подчас спортсмены грешат этим. Обратите внимание – в спортивных единоборствах не существует такой проблемы.
- Известно, что в Новосибирске будет проводиться последний сбор перед Олимпиадой. То, что этот город родной для вас, не помешает вам?
- Наоборот, это поможет. Если вы обратили внимание, то в личном первенстве на чемпионате России в восьмерке сильнейших – пять новосибирцев: Никита Проскура, Павел Быков, Вениамин Решетников, Вячеслав Сазонов, Иван Аникин и я. Это неспроста. Я считаю, что в Новосибирске сейчас самая сильная сабельная школа в России. Второй момент – это то, что часовые пояса практически идентичны с Пекином. И третье – климатические условия: в Новосибирске очень жаркое лето, и я думаю, это будет способствовать естественной акклиматизации. Здесь складываются воедино и моменты, связанные с физическим состоянием спортсмена, и возможность привлекать к тренировочному процессу молодых спортсменов, для более серьезного спарринга.
- Не так давно саблисты сменили обычную маску на маску со стеклом. Глаза соперников вас не пугают?
- Я в глаза соперникам вообще не смотрю. Фехтовальщик не смотрит в глаза – он смотрит на корпус, на руку, но уж точно не в глаза. Иногда, конечно, встречаешься глазами – на долю секунды. Но ведь работаешь периферическим зрением – на контур, на движение руки, клинка. А сабельное фехтование настолько быстрое, что вряд ли можно разглядеть макияж соперника.