Дмитрий Жеребченко: Я не видел себя жителем США

news

Через месяц после первой своей победы на чемпионате мира в Лейпциге в личных соревнованиях рапиристов 28-летний спортсмен ЦСКА Дмитрий Жеребченко узнал пол будущего первенца. Прекрасный повод для интервью с несгибаемым человеком, дважды сумевшим вернуться в большой спорт после непростых испытаний, и стать лучшим рапиристом планеты.

Дмитрий Жеребченко к 28 годам прошел два жестоких испытания на прочность. В 2012 году врачи запретили талантливому фехтовальщику, на тот момент чемпиону мира среди кадетов, заниматься спортом. Причина – проблемы с пищеварением. Не имея возможности выступать на высоком уровне, он на полтора года уехал в США, чтобы работать детским тренером в клубе фехтования.

В большой спорт Дмитрий вернулся в 2014 году, пробился в состав олимпийской сборной России и был близок к тому, чтобы вместе с партнерами выиграть золото в командном турнире рапиристов.

Но на высшую ступень олимпийского пьедестала поднялись три россиянина: Артур Ахматхузин, Алексей Черемисинов и Тимур Сафин. Четвертым лишним оказался Жеребченко. Проведи он хотя бы один бой в командном турнире, стал бы олимпийским чемпионом. Однако итальянский специалист Стефано Чериони, руководивший тогда нашими рапиристами, в Рио не дал шанса Жеребченко.

После Игр-2016 Федерация фехтования России не продлила контракт с итальянцем. Жеребченко стал тренироваться под руководством Ильгара Мамедова - главного тренера сборной России. И результат не заставил себя ждать. Через год после Рио Жеребченко стал чемпионом мира в личных соревнованиях! Причем, до Жеребченко этот титул смогли завоевать только два российских рапириста: Дмитрий Шевченко в 1995-м и Алексей Черемисинов в 2014-м.

ПРО ОЛИМПИЙСКОЕ «ЗОЛОТО»

- Дмитрий, если бы вы раньше стали работать под руководством главного тренера сборной России подполковника Ильгара Мамедова, были бы олимпийским чемпионом…
- Может быть. Но история не имеет сослагательного наклонения. Я лишь с ноября 2016 года я тренируюсь у Ильгара Яшаровича Мамедова.

- Дмитрий, что вы чувствовали в тот момент, когда партнеры по команде выиграли олимпийское «золото» и поднялись на пьедестал, а вы - нет?
- Тяжело было пережить тот день. Самое ценное, что может заслужить спортсмен – это олимпийскую золотую медаль. Она была близка, но все же не досталось мне. Из той ситуации я постарался извлечь максимум пользы. Стал еще больше и усерднее работать. Так я пришел к золоту чемпионата мира. Если бы продолжал расстраиваться из-за упущенной олимпийской награды – то лучше было бы закончить со спортом. С другой стороны я получил бесценный опыт, побывал в эпицентре финале Олимпийских игр, почувствовал бешеные эмоции. Пусть не получил медаль, но я радовался вместе с ребятами. Что нас не ломает - делает сильнее.

- Выходит, вы стойкий солдат?
- Получается, что так.

- И у вас нет обиды на Чериони?
- Я не привык вспоминать старое и обижаться. У тренера своя цель. Он ее достиг. Говорить, что итальянец сделал что-то неправильно во время командного турнира – не могу. Сборная российских рапиристов стала победителем олимпийского турнира. Все три встречи у наших ребят проходили в серьезной борьбе, и Чериони решил ничего не менять.

- Просматривая те олимпийские встречи командного турнира, вы наверняка ловили себя на мысли, что в определенный момент Чериони мог выпустить вас на замену…
- Задним числом легко найти любую возможность. Но мы не знаем, как пошла бы командная встреча, выпусти тренер на бой меня. Ведь через один-два боя ситуация в поединке команд может измениться. В Рио на месте Чериони, возможно, я поступил бы также. Тренер принимает решения, опираясь на свой опыт. С него спрашивают за результат.

- Никто не извинялся перед вами, что вы не стали чемпионом Игр?
- Нет. Ребята по команде расстроились, конечно, что я не получил золотую медаль, не постоял на пьедестале вместе с ними. У нас в сборной России дружный коллектив. В трудные моменты ребята поддерживают друг друга. Но таковы правила в фехтовании на Олимпийских играх.

ПРО ЖИЗНЬ В США

- Что чувствовали в тот момент, когда в 2012 году врачи вам запретили заниматься фехтованием?
- Мне было 23 года. Врачи мне сказали: заканчивай. У меня выбора не было. В голове сумбур и каша. Всю жизнь в фехтовании, строил перспективы и в одночасье мир разрушился. Я растерялся и не знал, что делать дальше. Спустя некоторое время меня пригласили на работу в США тренером. На тот момент я уже окончил юрфак. Полгода ходил на курсы английского. Благо, владелец клуба фехтования, куда я трудоустроился, говорил на русском, и восемь моих коллег из девяти тоже знали великий и могучий. Клуб фехтования – в пригороде Нью-Йорка. В плане работы – было несложно. Ученики - от 6 до 10 лет. Клуб готовил детей для поступления в университеты, где-то примерно до уровня кандидатов в мастера спорта.

- Красиво жили в США?
- Скромно. Вместе с другим тренером снимали таунхаус. Заработанных денег хватало на проживание, но чтобы их откладывать – такого не получалось. В США я ехал попробовать себя в качестве тренера, занять себя работой, но через полтора года в Америке понял: пора домой. Я не договорился с владельцем клуба о новом контракте. Надо было либо искать другой клуб, либо возвращаться в Россию. Да и не видел я себя в Америке.

ПРО ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ

- Когда вы вернулись на Родину?
- В июне 2014 года. Вернулся в никуда, не знал, что буду делать. А в июле в Казани проходил чемпионат мира, куда отобралась моя супруга - известная российская саблистка и моя одноклубница по ЦСКА Виктория Ковалева.

Я поехал в Казань как болельщик. Посмотрел соревнования рапиристов. В восьмерке лучших были те, с кем я соперничал два года назад. Тогда я подошел в Мамедову и спросил: возможно ли вернуться? Он сказал: да, если ты решишь вопросы по медицинскому допуску к соревнованиям. Удивительно, что когда я проходил медобследование – вопросов у врачей не возникло. Честно, даже не знаю, как рассосалась моя болячка. Возможно, положительно повлияло на здоровье то, что полтора года в Америке я жил без стрессов.

- Быстро вернулись в сборную России после возобновления тренировок?
- В декабре 2014-го принял участие в Кубке России. Потом Чериони посмотрел на меня в деле и сказал: чем больше сильных спортсменов, тем лучше для команды… Ему я понравился. Так я начал тренироваться в сборной России. Получается, руку помощи мне протянул Мамедов, сделав все, чтобы я вернулся, и Чериони надо отдать должное. Конечно, я очень благодарен своей жене. Она всегда меня поддерживала в трудную минуту, чтобы я не опускал руки, не отчаивался.

ПРО СУПРУГУ И ПЕРВЕНЦА

- Когда вы познакомились с супругой?
- Осенью 2007 года. Нам было по 18 лет. С 2009 года начали встречаться, в 2012-м поженились. Когда мне запретили соревноваться, Виктория сказала: хорошо, езжай в Америку. Несмотря на свой плотный график соревнований, и тренировок, она при первой возможности прилетала ко мне в США. Вика в 2016 году стала чемпионкой России в личных соревнованиях, выигрывала серебро на этапе Кубка мира. На Играх в Рио она была запасной в нашей женской сборной по сабле. Сейчас Вика в декретном отпуске, но, думаю, еще вернется в большой спорт.

- Когда ожидаете первенца?
- Готовимся стать родителями к Новому году. Сегодня, после посещения больницы, стало известно, что у нас должен родиться мальчик. Я счастлив! У меня, кстати, было ощущение, что должен быть мальчик. Может быть, если бы не соревнования, мы раньше бы стали родителями, но решили, что сейчас - пора.

ПРО ЧМ-2017

- Ваша победа на чемпионате мира стала сенсацией для окружающих?
- Для окружающих – может быть, но не для меня. Я много работал и шел к этой цели. Поэтому не могу сказать, что золотая медаль чемпионата мира свалилась мне как снег на голову. В течение этого сезона на трех соревнованиях я уступал лидерам мирового фехтования с разницей всего в один укол -14:15. В Париже проиграл американцу Рейсу Имбодену, затем дважды, сначала в США, потом в Санкт-Петербурге, уступил олимпийскому чемпиону Рио итальянцу Даниэле Гароццо. Кстати, на чемпионате мира в Лейпциге мы могли встретиться с Гароццо в финале, но в полуфинале итальянец уступил японцу. Конечно, удача была на моей стороне в Лейпциге. Без нее крупные турниры не выигрываются, и рапира отскакивает от противника, и фонарь не загорается, а ты вроде бы все правильно сделал.

- Часто мысленно возвращаетесь к триумфальному для вас чемпионату мира?
- Не часто, но всех своих соперников на пути к золоту помню.

- Путь к золоту вы начали с предварительного тура. Затем одолели румына, потом двух рапиристов из Гонконга, в 1/8 финала пересилили Алексея Черемисинова, в четвертьфинале – американского гиганта Александра Массиаласа (рост 191 см), в полуфинале победили японца Такаиро Сикине, а в финале его соотечественника - Тосию Саито. Какой бой был самым сложным для вас?
- Когда фехтуешь с соотечественником, исход боя непредсказуем. Это всегда тяжелые поединки. Публика тебя не поддерживает – это негласные правила для болельщиков, когда свои ребята разбираются между собой. Потом мы тренируемся вместе, знаем сильные и слабые стороны друг друга. Не могу сказать, что не сомневался в исходе боя. Просто старался отбросить лишние мысли. Думал только, как нанести следующий укол. Нельзя мысленно распыляться, иначе теряешь нить боя. Американец Массиалас - соперник с нестандартной техникой, не случайно он выиграл общий зачет Кубка мира. У него гибкая кисть, из разных положений американец выводит конец клинка таким образом, что попадает в соперника в, казалось бы, явно проигрышных для себя ситуациях. С первой секунды боя с американцем я цеплялся за каждый укол. При счете 8:8 и я нанес семь уколов подряд, но во время не было ощущения, что я сильно веду и победа в кармане. После победы над американцем, я почувствовал, что сильно устал. Мне помогло, что правильно кушал весь этот день.

ПРО МЕНЮ ЧЕМПИОНА И КВАРТИРУ В МОСКВЕ

- Поделитесь чемпионским меню...
- Батончики, в состав которых входят мюсли, сухофрукты, мед, изюм. Простая вода. За весь день съел штук восемь батончиков и шесть бананов. Постоянно пил воду. Шоколад я не особо ем. Еще один секрет успеха. Перерыв между боями минимум минут 40, и после каждого боя я выходил на улицу.

- На перекур?
- Я не курю. Просто слушал музыку в наушниках или общался с женой. Она болела за меня на трибуне во время турнира рапиристов. Сидели, спокойно разговаривали. Никакой эмоциональной накрутки.

- На Играх в Токио-2020 вам будет 31 год…
- Планирую и после Токио выступать. После того, как был отлучен от большого спорта, после работы детским тренером в США, я еще сильнее ощутил, насколько люблю фехтование и как скучно мне жить без него. Мне огромное удовольствие доставляет побеждать, стоять на пьедестале, но я обожаю и тренировочный процесс. Тренировки тяжелые, устаю, прихожу домой, как говорится, без задних ног, но получаю удовлетворение от этого. Не только ради результата я вернулся в фехтование, мне нравится сам процесс.

- Посмотрел вашу анкету на сайте ФФР. Вам нравится группа Scorpions, хобби – чтение, любимая книга - «Старик и море», любимый фильм «О чем говорят мужчины»… Вы не находите, что это отличный набор для флегматика...
- Да, я спокойный по характеру. Редко, но можно вывести меня из равновесия. Мой тренер Ильгар Мамедов, когда я начинаю «засыпать» во время боя, заводит меня своей харизмой. Криком зажигает во мне огонь и добавляет экспрессии.

- В каком городе вы сейчас живете?
- Родился и тренировался я в Курчатове, потом переехал в Курск, но в последнее время чаще живу в Москве, где тренируюсь. Порядка 200 дней в году у фехтовальщиков сборной России проходят сборы.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Виктория КОВАЛЕВА, супруга Дмитрия Жеребченко

- Дмитрий очень целеустремленный человек. Когда он завершил спортивную карьеру из-за запрета врачей, я понимала, что он свое еще не отфехтовал. Но поддержала бы любое его решение – уйти или остаться в спорте. Он не из тех, кто в случае неудачи, уйдет в себя и будет лежать на диване. Дима будет продолжать работать, и доказывать, что в мире есть медали, которые можно завоевать. Я уверена, что он добился бы успеха в любой сфере деятельности, потому что мой муж очень стойкий.

Новости. Фехтование