Чемпион мира Николай Лукьянов: Держать рапиру не могу – ее привязывают к руке
Фехтование. Чемпионат мира среди инвалидов
Подмосковный спортсмен привез из итальянской Катаньи золотую медаль чемпиона мира. В разговоре с корреспондентом «Советского спорта» Николай Лукьянов рассказал про сицилийский вулкан Этну, 8‑часовой рабочий день кандидата в паралимпийскую сборную России, а также о том, по какой причине ему нужен более вместительный автомобиль.
На соревнованиях – как на тренировке Остров Сицилия после осенней московской слякоти показался российским спортсменам сказочным. Температура днем поднималась до 27 градусов, рядом плескалось теплое море, а совсем недалеко пыхтел вулкан Этна.
– Пока мы жили в Катанье, вулкан дымился, – улыбается Николай. – Как только участники чемпионата мира покинули остров, началось извержение. Вулкан словно ждал этого момента! По телевизору мы все видели страшные кадры, как огненная лава стекала прямо в море.
– Фехтовали с вулканической страстью?
– Лично у меня, в отличие от предыдущих чемпионатов мира и Европы, не было ни стресса, ни мандража. Мой тренер – Елена Борисовна Белкина – очень сильный психолог. Когда надо – настроит, как на последний бой! Благодаря ей и хорошей подготовке удалось плавно и безболезненно перейти из подготовительного процесса в соревновательный. Понял, что нужно фехтовать, как на тренировке, и тогда все получится. Опыт – отличная штука: год назад на чемпионате мира в Париже поделил 5–6‑е места. Можно сказать, проехался туристом. Правда, в столицу Франции я поехал с простудой, фехтовал с высокой температурой.
– Сложно попасть в сборную России?
– Когда у нас в стране только начали развивать фехтование на колясках, было два сильных региона – Москва и Башкортостан. Позже присоединились все остальные. Мне повезло в том, что я начал заниматься рано и почти сразу попал в обойму национальной команды.
– Известно, что вы три года подряд занимали первое место в фехтовании на рапире на чемпионате России, который традиционно проходил на базе сборных России «Озеро Круглое».
– У нас там появилось свое место, специально сделанное для паралимпийского фехтования! – спортсмен не скрывает своего восхищения. – На «Озере Круглом» есть великолепный тренировочный зал, раздевалки, сауны, даже стиральные машины стоят. Рядом – гостиница и столовая. Тренируемся и получаем удовольствие. Перед крупными соревнованиями всегда там проводим сборы.
– А где проходят повседневные тренировки?
– В спорткомплексе РГУФКа, что на Сиреневом бульваре. Езжу по два часа в один конец четыре-пять раз в неделю. Плюс тренировка четыре часа. Вот и считайте – полноценный восьмичасовой рабочий день у меня получается.
– На чем добираетесь до зала?
– На автомобиле. Других вариантов нет, на общественном транспорте я просто не доеду. В мой старенький праворульный «Мицубиши Кольт» с большим трудом влезают две коляски – повседневная и тренировочная, чехол с оружием и спортивная форма. Конечно, мне не помешал бы новый, более вместительный автомобиль.
– А дома у вас есть рапиры и шпаги?
– Только старое оружие, маски. Раньше, бывало, обкалывал висящий манекен. Сейчас большой необходимости в этом нет, мне хватает тренировок. Когда начинается тренировочный процесс, все остается в зале. Дома делаю утреннюю гимнастику, гантели поднимаю. Этого пока достаточно.
Победа дала прибавку к зарплате
Николай выступает в категории спортсменов, получивших тяжелые травмы шеи. Девять лет назад он с друзьями поехал купаться в Куркино. Нырнул, предварительно не проверив глубину, и на мелководье сломал шею. Так бы и утонул, но вовремя спохватился лучший друг и спас парня.
– С тех пор началась моя жизнь на инвалидной коляске, – сейчас Лукьянов рассказывает о своей жизненной ситуации очень спокойно. – Как только с той речки меня привезли в больницу, это была говорящая голова. Сейчас чувствую себя гораздо увереннее. Ноги не слушаются, зато работа рук хоть и не полностью, но восстановилась. Держать рапиру я не могу. Поэтому ее привязывают к одной руке, а другую приматывают к коляске. Чтобы держать равновесие.
– Ваши соперники находятся в аналогичной ситуации?
– Только три фехтовальщика сборной России. А вот соперники из других стран имеют более разработанные руки, сами держат рапиру. У них, к слову, мышцы спины более сильные, что дает преимущество. Но, как видите, российский дух побеждает!
– Кто был фаворитом прошедшего чемпионата мира?
– У нас таких нет. Выиграть мог любой из участников! Но, как говорится, везет тому, кто везет. Значит, я больше других хотел выиграть.
– Вы получите после победы какие-то материальные блага?
– Вопрос не праздный. Мне немного прибавили к зарплате. Наверное, появятся новые стипендии в следующем году…
– …который будет олимпийским.
– Намек понял. Конечно, я очень хочу попасть на Паралимпиаду в Лондон. Можете даже назвать это моей заветной мечтой. К сожалению, в Пекин-2008 я не попал. Просто не успел набрать мастерство, поскольку только-только начал заниматься фехтованием.
– Как попасть на Паралимпиаду?
– Много тренироваться, фехтовать и сильно-сильно хотеть осуществления мечты. Вот в фильме «Секрет» четко объясняется, что делать, чтобы быть счастливым. Фехтовальщику, к примеру, нужно закрывать глаза и прокручивать в голове весь процесс боя. И, конечно, необходимо жить на позитиве. Когда человек получает удовольствие от жизни, у него все будет хорошо.