В погоне за «звездами»
Трехлучевые звезды на носовом обтекателе машин – в прошлом сезоне они 16 раз (на 19 этапах) первыми пересекли линию финиша. Продолжат ли «Мерседесы» доминировать? Кому по силам навязать им борьбу? Какие команды готовы прибавить, а кого ждет неминуемый провал? И главный вопрос – одержит ли наш Даниил Квят свою первую победу? «Совспорт/Weekly» провел подробный анализ готовности «конюшен» к чемпионату.
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ-2014
Команда Страна Очки
1. Mercedes Германия 701
2. Red Bull Австрия 405
3. Williams Великобритания 320
4. Ferrari Италия 216
5. McLaren Великобритания 181
6. Force India Индия 155
7. Toro Rosso Италия 30
8. Lotus Великобритания 10
9. Marussia Россия 2
10. Sauber Швейцария 0
11. Caterham Малайзия 0
RED BULL
Первый Гран-при Австралия-2005
Побед в Гран-при 50
Чемпионские титулы 4 (2010–’13)
Кубки конструкторов 4 (2010–’13)
Даниэль РИККИАРДО (Австралия)
Родился 1 июля 1989 года в Перте
Дебют 2011
Победы 3
Титулы 0
Даниил КВЯТ (Россия)
Родился 26 апреля 1994 года в Уфе
Дебют 2014
Победы 0
Титулы 0
Гегемония «Ред Булла» в прошлом сезоне внезапно прервалась. Партнерство с «Рено», долгие годы бывшее одним из главных козырей, вдруг оказалось ахиллесовой пятой «Быков». Именно французским мотористам переход на турбодвигатели дался тяжелей всего. Новая силовая установка из Вири-Шатийона оказалась не просто хуже разработки «Мерседеса» – она обернулась катастрофой для всех клиентов компании! «Лотус» и «Катерхэм» такой удар не выдержали, провалив чемпионат. В «Торо Россо» справились чуть лучше, но проблемы с экономией топлива, нехваткой мощности и слабым ресурсом мотора регулярно портили гонки что Жану-Эрику Верню, что Даниилу Квяту. Помните, как, стартовав в Сочи пятым, россиянин приехал на финиш лишь 14‑м? Да-да, за это надо сказать «спасибо» именно «Рено». Как и за то, что под конец чемпионата Квята регулярно штрафовали за внеплановые замены двигателей.
Серьезные ограничения на доработку двигателей мешают инженерам в Вири быстро исправить ситуацию. Если надежность худо-бедно подтянули, то эффективность по-прежнему оставляет желать лучшего. И в этом – главный камень преткновения для подшефных Кристиана Хорнера. Насколько новое шасси – скорее всего последнее, разработанное при непосредственном участии сэра Эйдриана Ньюи, – сможет компенсировать недостатки двигателя?
В прошлом году даже проблемные моторы не помешали «Ред Буллу» остаться на втором месте в Кубке конструкторов, хотя ближе к концу чемпионата они заметно уступали «Уильямсу». Даниэль Риккиардо стал единственным пилотом, сумевшим отобрать победы у Хэмилтона и Росберга – причем сделал это трижды! Однако, хотя бы сохранить эти позиции будет непросто, не говоря уже о борьбе за титул. Судя по предсезонным тестам, отставание от «Мерседеса» все еще слишком велико.
Сейчас у команды есть два талантливых молодых пилота – новый лидер в лице Риккиардо и Квят. Соперничество двух Дэнов обещает стать одной из главных интриг сезона. Смог же Даниэль в прошлом году затмить самого Феттеля! Так почему бы его путь не повторить и Даниилу? Пусть не с первых гонок, но в течение сезона – уфимца всегда отличало умение быстро учиться и прогрессировать стахановскими темпами (иначе в 19 лет в чемпионат мира не пробиться!). Если при этом продолжат улучшаться и двигатели «Рено», «Ред Буллы» точно пропишутся в лидирующей группе. Может, о титуле пока мечтать не стоит, но победы в отдельных гонках реальны. И да – не удивляйтесь, если после некоторых из них над трассой прозвучит российский гимн.
MERCEDES
Первый Гран-при Франция-1954
Побед в Гран-при 29
Чемпионские титулы 3 (1954, ‘55, 2014)
Кубки конструкторов 1 (2014)
Льюис ХЭМИЛТОН (Великобритания)
Родился 7 января 1985 года в Стивенэйдже
Дебют 2007
Победы 33
Титулы 2 (2008, 2014)
Нико РОСБЕРГ (Германия)
Родился 27 июня 1985 года в Висбадене
Дебют 2006
Победы 8
Титулы 0
Единственная проблема, с которой столкнулись в «Мерседесе» по ходу межсезонья, – простуда Льюиса Хэмилтона, помешавшая британцу полноценно отработать первую серию тестов в Барселоне. Большинство экспертов в конце прошлого года сходились во мнении, что немецкая «конюшня» продолжит доминировать в чемпионате, и пока нет оснований им не верить. По ходу тестов «Мерседесы» проехали наибольшую дистанцию, их не подводила ни надежность, ни скорость, и обошли стороной трудности, которые могли серьезно осложнить работу над машиной. В Штутгарте по-прежнему строят лучшие моторы современной «Формулы-1», а инженеры на базе в Беркли собирают отличное шасси. Впрочем, интересно будет следить не только за тем, продолжат Росберг и Хэмилтон борьбу за титул друг с другом или в их битву ввяжется кто-то еще. Но и как скажется на положении дел внутри команды прошлогодний успех Льюиса? Ведь он может как подстегнуть мотивацию Нико, так и надломить немца, отправив его на вечно вторые роли в тени напарника.
WILLIAMS
Первый Гран-при Испания-1977
Побед в Гран-при 114
Чемпионские титулы 7 (1980, ‘82, ‘87, ‘92, ‘93, ‘96, ‘97)
Кубки конструкторов 9 (1980, ‘81, ‘86, ‘87, ‘92–’94, ‘96, ‘97)
Валттери БОТТАС (Финляндия)
Родился 28 августа 1989 года в Настоле
Дебют 2013
Победы 0
Титулы 0
Фелипе МАССА (Бразилия)
Родился 25 апреля 1981 года в Сан-Паулу
Дебют 2002
Победы 11
Титулы 0
В Гроуве сняли сливки с прошлогоднего феноменального успеха, когда, казалось бы, доживающая свой век команда внезапно вернулась на ведущие позиции. Несколько крупных контрактов и переманенный из «Лотуса» серьезный спонсор заметно пополнили бюджет британской «конюшни». То, что деньги потрачены не зря, Боттас и Масса наглядно показали на тестах в Хересе и Барселоне. По сравнению с «Мерседесами» болиды «Уильямса» по-прежнему едут чуть медленнее в поворотах, но превосходят их в чистой скорости. Уже в конце прошлого сезона отставание Фелипе и Валттери от лидеров чемпионата было невелико, а теперь может сократиться еще меньше. Определенно «Уильямс» продолжит борьбу за подиумы и за победы – по крайней мере в первых гонках. Вопрос лишь в том, хватит ли команде ресурсов – и кадровых, и финансовых – на протяжении всего сезона, чтобы удержаться в лидирующей группе в компании куда более состоятельных заводских «конюшен».
FERRARI
Первый Гран-при Монако-1950
Побед в Гран-при 217
Чемпионские титулы 15 (1952, ‘53, ‘56, ‘58, ‘61, ‘64, ‘75, ‘77, ‘79, 2000–2004, ‘07)
Кубки конструкторов 16 (1961, ‘64, ‘75, ‘76, ‘77, ‘79, ‘82, ‘83, ‘99–2004, ‘07, ‘08)
Себастьян ФЕТТЕЛЬ (Германия)
Родился 3 июля 1987 года в Хеппенхайме
Дебют 2007
Победы 39
Титулы 4 (2010–2013)
Кими РАЙККОНЕН (Финляндия)
Родился 17 октября 1979 года в Эспоо
Дебют 2001
Победы 20
Титулы 1 (2007)
«Впервые видел, чтобы Кими улыбался. Значит, дела действительно идут неплохо!» – шутил глава Скудерии Маурицио Арривабене.
Последние годы для самой известной и популярной команды в истории «Формулы-1» сложились непросто, привели к ряду перетрясок в руководстве как самой Скудерии, так и всей компании «Феррари», уходу Фернандо Алонсо и… к тому, что Себастьян Феттель надел красный комбинезон. Конечно, немец не решился бы на расставание с «Ред Буллом», не получив гарантий, что в обозримом будущем ему дадут машину, способную выиграть чемпионат. Другое дело, что итальянцы-то эти обещания раздают регулярно, но далеко не всегда их выполняют. В этот раз, похоже, не тот случай. Алые болиды смотрелись быстро уже на самых первых тестах в Хересе. По темпу – как гоночному, так и квалификационному, – «Феррари» в целом ничуть не уступали «Уильямсу», отставая лишь от «Мерседесов». Хороший знак для фанатов «конюшни», которые последнюю победу в «Гран-при» праздновали почти два года назад.
MCLAREN
Первый Гран-при Монако-1966
Побед в Гран-при 177
Чемпионские титулы 12 (1974, ‘76, ‘84–’86, ‘88–’91, ‘98, ‘99, 2008)
Кубки конструкторов 8 (1974, ‘84, ‘85, ‘88–’91, ‘98)
Фернандо АЛОНСО (Испания)
Родился 29 июля 1981 года в Овьедо
Дебют 2001
Победы 32
Титулы 2 (2005, 2006)
Дженсон БАТТОН (Великобритания)
Родился 19 января 1980 года во Фроуме
Дебют 2000
Победы 15
Титулы 1 (2009)
«Хонда» – слово, с которым в
Уоикинге связывают славное прошлое и перспективное будущее, но которое обернулось непростым настоящим. Все опасения, возникавшие из-за перехода на новые двигатели, подтвердились – «Макларен» постоянно испытывал проблемы по ходу тестов и с надежностью, и с эффективностью силовой установки. Кульминацией неудач стала загадочная авария Алонсо в Барселоне, отправившая гонщика в больницу. В самой команде причиной инцидента назвали сильный боковой ветер, но версия об ударе пилота током из-за неисправностей в системе ERS до сих пор не дает покоя многим. В том числе – шефам других «конюшен», потребовавшим тщательного расследования инцидента. А ну как такая ситуация повторится в гонке и приведет к более страшной аварии?
Понятно, что бороться за победы в этом году Алонсо и Баттон будут не в состоянии. Скорее всего, «Макларен» ждет не просто тяжелый, а провальный сезон, по ходу которого в Уокинге будут больше работать на перспективу, чем на текущий результат.
FORCE INDIA
Первый Гран-при Австралия-2008
Побед в Гран-при 0
Чемпионские титулы 0
Кубки конструкторов 0
Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ (Германия)
Родился 19 августа 1987 года в Эммерихе-на-Рейне
Дебют 2010
Победы 0
Титулы 0
Серхио ПЕРЕС (Мексика)
Родился 26 января 1990 года в Гвадалахаре
Дебют 2011
Победы 0
Титулы 0
Финансовые проблемы «Форс Индии» серьезно осложнили работу над новой машиной. Первые заезды в Хересе команда вовсе пропустила, на вторые тесты привезла старый болид. И лишь по ходу заключительной серии представила версию шасси 2015 года. Откровенно сырую – в «конюшне» признают, что основной пакет обновлений они готовят только к европейским этапам. Значит, первые «Гран-при» сложатся для Хюлькенберга и Переса непросто.
Талант и класс пилотов могут помочь «Форс Индии» не сильно отстать от конкурентов, но всерьез рассчитывать на место в первой пятерке Кубка конструкторов теперь не приходится (а ведь именно эту задачу ставил владелец «конюшни» Виджай Малья последние два года). Между тем силовые установки «Мерседеса» от «Индийской силы» никуда не делись, что станет серьезным козырем в борьбе с командами второго эшелона. И если работа над шасси по ходу сезона принесет результат, «Форс Индия» наверняка прибавит к середине чемпионата.
TORO ROSSO
Первый Гран-при Бахрейн-2006
Побед в Гран-при 1
Чемпионские титулы 0
Кубки конструкторов 0
Карлос САЙНС-младший (Испания)
Родился 1 сентября 1994 года в Мадриде
Дебют 2015
Победы ‑
Титулы ‑
Макс ФЕРСТАППЕН (Голландия)
Родился 30 сентября 1997 года в Хасселте
(Бельгия)
Дебют 2015
Победы ‑
Титулы ‑
Болиды «Торо Россо» выведет на старт самая молодая пара пилотов в истории «Формулы-1», оба – сыновья известных гонщиков. Пожалуй, именно в этом – главный интерес к «конюшне». Причем наибольшее внимание привлекает как раз Макс. Голландец навсегда останется самым юным дебютантом «королевских гонок» – это из-за него ФИА со следующего года вводит ограничения по возрасту для пилотов «Формулы-1» (попасть в мир «Больших призов» до 18-го дня рождения больше не получится). И многие, как Фелипе Масса, до сих пор уверены – ему слишком рано участвовать в «Гран-при». Однако еще больше удивляют результаты тестов, а именно стабильность Ферстаппена на длинных сериях кругов и общий зрелый подход к работе. На фоне напарника в этом смысле потерялся даже куда более опытный Сайнс!
В конечном счете не так важно, какое место займет «Торо Россо» (хотя на тестах младшая Скудерия не сильно отставала от «Ред Булла!»). Главный интерес болельщиков – в том, как быстро будут прогрессировать пилоты команды, а не их машина.
LOTUS
Первый Гран-при Сан-Марино-1981
Побед в Гран-при 37
Чемпионские титулы 2 (1994‑‘95)
Кубки конструкторов 1 (1995)
Пастор МАЛЬДОНАДО (Венесуэла)
Родился 9 марта 1985 года в Маракае
Дебют 2011
Победы 1
Титулы 0
Ромен ГРОЖАН (Франция)
Родился 17 апреля 1986 года в Женеве
(Швейцария)
Дебют 2009
Победы 0
Титулы 0
В прошлом году предсезонные тесты превратились для «Лотуса» в кошмар, а чемпионат – в катастрофу. Второй провал подряд мог окончательно добить команду. И так потеряв ряд спонсоров, в Энстоуне рисковали остаться еще и без поддержки ключевых партнеров – нефетегазовой компании Венесуэлы, стоящей за спиной Мальдонадо.
Впрочем, в «конюшне» сориентировались быстро, поставив крест на сезоне-2014 и бросив все силы на разработку новой машины. Отказ от двигателей «Рено» и контракт с «Мерседесом» тоже сыграли свою роль. Говорить о возвращении на уровень двухлетней давности, когда «Лотус» почти до последнего этапа имел шансы на титул, пока не приходится, но прозябание в конце пелотона команде теперь тоже не грозит. Да, все проблемы решить не удалось – по ходу тестов Грожан и Мальдонадо проехали наименьшую дистанцию, если по понятным причинам не брать в расчет «Макларен» и «Форс Индию». Однако в Барселоне во время второй серии Ромен и Пастор трижды за четыре дня возглавили итоговый протокол заездов!
SAUBER
Первый Гран-при ЮАР-1993
Побед в Гран-при 0
Чемпионские титулы 0
Кубки конструкторов 0
Маркус ЭРИКССОН (Швеция)
Родился 2 сентября 1990 года в Кумле
Дебют 2014
Победы 0
Титулы 0
Фелипе НАСР (Бразилия)
Родился 21 августа 1992 года в Бразилиа
Дебют 2015
Победы ‑
Титулы ‑
Сезон-2014 стал худшим в истории команды – впервые за весь чемпионат она не набрала ни одного очка. Финансовые трудности душили развитие болида, а шеф «конюшни» Мониша Кальтенборн больше работала над поиском состоятельных партнеров, чем над текущим результатом. Таковые нашлись в Бразилии и Швеции, что предопределило состав «Заубера» на 2015 год.
Если Маркус Эрикссон – классический рента-драйвер, чья ценность в команде определяется исключительно размером кошелька его спонсоров, то Наср – отдельный случай. Бывший чемпион британской «Формулы-3» прошлый сезон провел в GP2, одержав ряд побед и заняв итоговое третье место. Бразилец быстр, перспективен и вполне может повторить в «Больших призах» путь своего тезки Массы. Скорость Фелипе на предсезонных тестах внушает оптимизм. Тем более в команде построили неплохое, а главное – надежное шасси. Если все сложится удачно, бразилец сможет побороться за звание лучшего дебютанта года. А Эрикссон… Ну, у него хотя бы есть какой-никакой опыт, что тоже пригодится команде.
MANOR MARUSSIA
Уилл СТИВЕНС (Великобритания)
Родился 28 июня 1991 года в Рочфорде
Дебют 2014
Победы 0
Титулы 0
Роберто МЕРИ (Испания)
Родился 22 марта 1991 года в Кастельоне
Дебют 2015
Победы ‑
Титулы ‑
История «Маруси», казалось, бесславно закончилась после прошлогоднего «Гран-при России». Банкротство, рос-пуск персонала, внешнее управление… Команда в точности повторила путь «Катерхэма» в небытие, однако малайцы хотя бы наскребли денег на поездку в Абу-Даби. В декабре все были уверены – на старт сезона-2015 выйдет лишь девять команд. Но зимой случилось чудо…
Заявка «Маруси» на участие в чемпионате под именем «Манор», поданная в ФИА осенью, казалась пустой формальностью – страховкой на всякий случай. Но случай наступил! Каким-то образом в команде нашли средства для участия по крайней мере в первой гонке сезона.
Другой вопрос – зачем? Разработать новое шасси в Банбери не успели, и в Мельбурн привезут прошлогодние машины – пусть и адаптированные под изменения в регламенте. Учитывая, что болиды сезона-2015 быстрее предыдущих на 2,5–3 секунды с круга, а «Маруся» и раньше не отличалась скоростью, можно представить, насколько трудно будет Стивенсу и Мери показать хороший результат.