Сочи, Квят – сезон на пять
Чемпионат мира 2014 года запомнится доминированием «Мерседеса», вторым титулом Льюиса Хэмилтона, провалом «Лотуса» и феноменальным прогрессом «Уильямса». Вынеся за скобки очевидные события, «Совспорт/Weekly» задумался – что еще интересного и важного произошло в нынешнем сезоне?
ДЕБЮТ ГОДА ДАНИИЛ КВЯТ
Маркус Эрикссон как мог (а мог он откровенно плохо) пытался оправдать заплаченные спонсорами за его место в «Катерхэме» 20 миллионов евро. Кевин Магнуссен запрыгнул на подиум в первой же гонке, но затем старательно чередовал хорошие заезды с наивными ошибками. Даниил Квят, оказавшись самым юным новичком чемпионата (на момент старта сезона ему было всего 19 лет), внезапно задвинул на второй план более опытного Жана-Эрика Верня, стабильно попадал в финал квалификаций и в итоге получил место в «Ред Булле». Вы все еще сомневаетесь, кто стал лучшим дебютантом года? У экспертов FIA с этим вопросом проблем не возникло – конечно, Даня!
Нельзя сказать, что Квят перевернул мир – случались в истории дебюты и поярче. Но то, как быстро он адаптировался к «Формуле-1», как стремительно прогрессировал от гонки к гонке, вызывало восторг. Вернь может долго рвать на себе волосы от досады, рассуждая, что его несправедливо выперли из империи «Ред Булла». Но, даже набрав больше очков, француз в конечном счете проиграл Дане не только по выступлениям в квалификациях. Дотошные цифролюбы подсчитали – в среднем Квят опережал партнера на 0,013 секунды с круга. Да, мизерно мало. Да, это самая скромная разница между двумя напарниками (Алонсо привозил Райкконену почти по полсекунды!). Но – единственная, в которой дебютант был быстрее своего партнера. И если уж в скромной «Торо Россо» наш парень периодически производил фурор, что будет, когда в следующем году он сядет за руль «Ред Булла»?
ЭТАП ГОДА ГРАН-ПРИ РОССИИ
«Гран-при России» был назван лучшим этапом года по версии FIA – на генеральной ассамблее Международной автомобильной федерации в Дохе. Там же, где Квяту вручили приз дебютанту года.
Берни Экклстоун не просто так показывал Владимиру Путину поднятый вверх большой палец руки. В Сочи не наблюдалось бразильского разгильдяйства персонала, корейской грязи возле трассы, европейских пробок по дороге к автодрому или американского пофигизма зрителей. Современный трек, удобные подъезды к трассе, обилие отелей и насыщенная программа всего уик-энда… Мы запомним этот «Гран-при России», потому что он был для нас первым. Во всем мире – потому что он стал и правда лучшим в 2014 году.
ГОНКА ГОДА ГРАН-ПРИ КАНАДЫ
Жиль Вильнев был отчаянным пилотом – может, поэтому на автодроме в Монреале, названном в его честь, регулярно проходят действительно зрелищные гонки?
Нелепая авария двух «Марусь» уже на первом круге, сход Хэмилтона из-за отказа тормозов, не лучший темп Росберга… Лидерство Переса, наконец! И под занавес заезда – авария Серхио с Фелипе Массой, когда последний по дороге в отбойник чуть не захватил с собой Феттеля, плюс первая в карьере победа Даниэля Риккиардо. «Гран-при Канады» подарил робкую надежду, что болиды с трехлучевой звездой в этом сезоне можно опережать. И хотя надежда эта не оправдалась, гонка в Монреале все равно запомнилась надолго.
ОТСТАВКА ГОДА ЛУКА ДИ МОНТЕДЗЕМОЛО
Президент «Феррари» Лука ди Монтедземоло лично прилетел в Бахрейн, но не дождался даже финиша гонки. Устав смотреть на то, как Райкконен и Алонсо с трудом борются за очки (а не за подиум!), итальянец покинул паддок задолго до взмаха клетчатого флага. Судьба шефа Скудерии Стефано Доменикали была предрешена – он подал в отставку вскоре после этапа на «Сахире». А в сентябре на выход попросили и самого ди Монтедземоло – за отступные в 27 миллионов евро. Так команду покинул человек, который работал в ней с 1973 года (начинал еще помощником самого Энцо Феррари). Лука сделал сногсшибательную карьеру, дослужившись до поста президента всего концерна ФИАТ (2004–2010), но не смог пережить с «формульной» «Феррари» затянувшийся кризис.
РАЗМОЛВКА ГОДА ФЕРНАНДО АЛОНСО И «ФЕРРАРИ»
Алонсо честно пытался выиграть для «Феррари» титул, но на четвертом году мучений его терпение лопнуло. Когда впервые с сезона-1993 Скудерия построила машину, не способную одержать ни одной победы в гонке на протяжении всего чемпионата, Фернандо понял – в Маранелло больше делать нечего. При этом испанец мог уйти тихо-мирно, но громких хлопков дверью избежать не удалось.
Все потому, что двукратный чемпион мира до последнего считал – он в состоянии давить на руководство собственной «конюшни». Вот только Марко Маттиачи, сменивший Доменикали на посту шефа «Феррари», был иного мнения. В итоге пока Фернандо обдумывал, как покрасивее обставить свой уход (чтобы боссам было обиднее терять такого парня!), случилось непредвиденное – Скудерия с легкостью заключила контракт с Феттелем, а самого Алонсо выставила за дверь. Выражение крайнего разочарования и злости на лице Фернандо на протяжении всех последних гонок красноречиво давало понять, насколько неожиданным для него оказался такой поворот событий. Хотя, если вспомнить, как он покидал «Макларен» в 2007‑м, невольно задумаешься – а умеет ли Алонсо прощаться мирно?
ПЕРЕХОД ГОДА СЕБАСТЬЯН ФЕТТЕЛЬ
Даже выигрывая для «Ред Булла» четыре титула подряд, Себастьян Феттель не стеснялся признавать – его мечтой, как и мечтой любого гонщика, всегда была «Феррари»! И вот судьба подарила немцу этот шанс – примерить на себя алый комбинезон и сесть за руль красного болида. Не было бы счастья, да несчастье помогло – впервые в карьере Себа в «Ред Булле» не сумели построить для него лучшую машину. И, словно испугавшись трудностей на старом месте, а может, почувствовав вызов на новом, Феттель постучался в двери базы в Маранелло. Последний раз столь громкий переход случился в 2012‑м – когда Хэмилтон покинул растивший его с картинга «Макларен» и перебрался в «Мерседес». Чем это закончилось для Льюиса – мы прекрасно знаем. Ждет ли такой успех Феттеля – одна из главных интриг ближайших пяти лет.