Нереальный Монреаль! В Канаде прошла самая зрелищная гонка сезона
СОБЫТИЕ ДНЯ. ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ КАНАДЫ
Четыре часа безумия, шесть выездов пейс-кара на трассу, аварии двух чемпионов мира и сумасшедший прорыв Дженсона Баттона с последнего на первое место в гонке… «Гран-при Канады» стал не только лучшей гонкой текущего сезона, но и одной из самых захватывающих во всей истории «Формулы-1»!
«Гонка будет интересной», – обещали синоптики, прогнозируя ливень в воскресенье. «И интригующей», – намекнул Себастьян Феттель, разбив болид о «стену чемпионов» на первой же тренировке. «И непредсказуемой!» – добавляли инженеры «конюшен» колдуя над настройками машин во время субботней квалификации: кто-то сразу готовился к дождю, кто-то предпочел лучшее место на старте в урон оптимальной стратегии на гонку.
«Гран-при Канады» никогда не отличался скучными гонками. Но этот уик-энд в Монреале превзошел по зрелищности все предыдущие!
СХВАТКА «СЕРЕБРЯНЫХ СТРЕЛ»
Все началось с дождя. Синоптики не обманули – хляби небесные разверзлись над Монреалем за пару часов до старта. И хотя ближе к гонке ливень прекратился, асфальт долго оставался влажным. Судьи приняли решение начать гонку с машиной безопасности. Но едва «сейфти-кар» сворачивает в боксы, как Фернандо Алонсо атакует Феттеля, а Льюис Хэмилтон «бодает» Марка Уэббера. Болид австралийца разворачивает, и он откатывается в конец пелотона, тогда как Льюис теряет всего три позиции и бросается в погоню за лидерами.
Для англичанина эта авария стала началом конца. Потому что через пару кругов случилось то, чего все ждали полтора года, – два пилота «Макларена», два чемпиона мира, наконец не поделили трассу. «Что он творит-то!» – в гневе прокричал в микрофон Дженсон, глядя в зеркала заднего вида, как ковыляет на трех колесах его партнер. Секундой ранее Хэмилтон пытался проскочить по прямой между Баттоном и бетонной стенкой. Похоже, Льюис свято верил: его обязательно пропустят, но Дженсон решил иначе и «закрыл калитку». Уткнувшись в заднее колесо напарника, Хэмилтон впечатался боком машины в стену, снес информационные таблички едва ли не с руками державших их инженеров и вскоре остановил разбитую машину.
Казалось, для «серебряных стрел» гонка бесповоротно испорчена – Хэмилтон сошел, Баттон вынужден был заехать в боксы, да еще превысил при этом скорость и получил штрафной проезд по пит-лейну… Но все самое интересное ждало зрителей впереди!
ПИТ-СТОП НА ДВА ЧАСА
Появление машины безопасности на трассе всегда добавляет интриги – разрывы между пилотами сокращаются до минимума, и после рестарта гонка, по сути, начинается сначала. В Монреале «сейфти-кар» покидал боксы шесть раз – рекорд в истории «Формулы-1»! И второй раз это случилось как раз после аварии «Макларенов».
В первую очередь приостановка гонки сработала на руку Баттону – он успел переобуться в покрышки промежуточного типа (все остальные гонщики остались на дождевой резине) и, несмотря на штрафной проезд по пит-лейну, сохранил шансы на очки. Едва дают второй рестарт, как Дженсон пулей устремляется вперед, привозя соперникам по две-три секунды с круга и отыгрывая позицию за позицией! Но стоит другим пилотам последовать его примеру и сменить резину, как вновь начинается ливень…
Машина безопасности выезжает на трассу в третий раз. Смешно, но несколько кругов серебристый дорожный «Мерседес» не мог догнать даже чемпион мира на «Ред Булле»! «Управлять совершенно невозможно: видимость нулевая, сцепления с трассой почти нет», – сокрушался Феттель по радио. И не он один. Стюарды вняли жалобам пилотов – гонку остановили. Как выяснится позже – больше чем на два часа!
Самая короткая гонка в истории длилась всего 24 минуты – в 1991 году в Аделаиде из-за дождя на 14-м круге прекратили «Гран-при Австралии». 20 лет спустя «Гран-при Канады» мог повторить этот рекорд, но время позволяло ждать – до сумерек было далеко. И, наконец, в четыре пополудни пилоты, основательно нагулявшись и размявшись в паддоке во время вынужденного «пит-стопа», вновь заняли места в болидах.
ГОНКА КАК В КИНО
Прежде чем машина безопасности третий раз свернула на пит-лейн, прошло 10 кругов – так долго ждали стюарды, пока трасса окончательно подсохнет. И меньше двух кругов понадобилось, чтобы выпустить ее вновь. Опять авария – и опять с Баттоном! Возобновив свой прорыв, Дженсон атакует Алонсо в шпильке поворотов и толкает «Феррари» испанца в боковой понтон. Алый болид разворачивает и бросает в стену – спустя мгновение машина Фернандо с разрушенным задним спойлером беспомощно крутит колесами, сидя «на брюхе» на одном из поребриков. А Дженсон вновь отправляется в боксы – теперь с проколотым колесом.
Но все, что нас не убивает, делает сильнее! Помешать выиграть гонку Баттону мог, наверное, лишь собственный сход. Может, кнопочка какая волшебная была у него в болиде? Может, сам Дженсон слишком много поставил на себя? Но даже шесть заездов на пит-лейн не помешали Баттону бороться за победу!
Сценарий гонки будто писали сценаристы из Голливуда. Есть такие фильмы (например, «Жажда скорости»), где ни аварии, ни козни соперников, ни алчные судьи (а Баттона могли оштрафовать за контакт с Алонсо) не мешают главному герою приехать первым. И решающий обгон – он обязательно будет на последнем круге! Все это – про Дженсона. Его «Макларен» ближе к финишу неудержим – за 15 кругов Баттон прорывается из середины второй десятки в группу лидеров, на одном дыхании проходит Михаэля Шумахера и Марка Уэббера, устремляется в погоню за Феттелем…
Когда в зеркалах заднего вида «Ред Булла» замаячила «серебряная стрела», нервы немца, видимо, дрогнули. За три круга до финиша Дженсон не успевал обогнать Себастьяна. И не обогнал бы, не допусти чемпион мира ошибку. Единственную в семи гонках сезона, но в какой момент! На пару сантиметров промахнувшись мимо оптимальной траектории, немец задел колесами влажную часть трассы и сорвался в занос. На последнем круге! Мгновенная коррекция рулем – и разворота удается избежать, но Баттон уже просвистел мимо, умчавшись к самой изумительной и феноменальной победе в карьере.
ЧЕЛОВЕК НА ТРАССЕ
Такая победа уже делает гонку незабываемой. А что может выделить ее еще?
Например, появление человека на трассе. Причем желательно – перед несущимся по прямой болидом. Ух, как щекочет нервы! Пожалуйста – в Канаде одного из маршалов едва не переехали сразу две машины!
Началось все с аварии Ника Хайдфельда. Немец так рьяно атаковал Кобаяши, что зевнул резкое торможение японца и наскочил на него передком. Антикрыло «Лотус-Рено» таких издевательств не выдержало и вскоре отвалилось прямо под передние колеса болида! Подпрыгнув, как на трамплине, черно-желтая молния «улетела» вдоль стены в зону безопасности, щедро усеяв участок трассы обломками и поспособствовав очередному выезду «сейфти-кара». Персонал трассы не стал медлить с уборкой и тут же выбежал на трек, причем один из маршалов не рассчитал, что асфальт-то мокрый. Несчастный мало того, что поскользнулся и растянулся на трассе, так еще первым делом увидел несущийся прямо на него «Заубер» все того же Кобаяши! Неуклюжий прыжок в сторону «уборщику» не удался – хорошо, что Камуи успел вовремя его объехать. А едущему следом Петрову пришлось блокировать колеса на торможении, чтобы не сбить невезучего маршала. Сколько седых волос появилось на голове бедолаги?
Наконец, что может быть зрелищнее, чем борьба колесо в колесо на последних метрах дистанции? И это тоже было в Монреале! Опять же не без участия Камуи Кобаяши, которого за сотню метров до взмаха клетчатого флага догнал Фелипе Масса.
Бразилец шел ва-банк и выжал из «Феррари» 120 процентов, чтобы пройти быстрый «Заубер» на финишной прямой, опередив японца на игольное ушко! Разрыв в 0,045 между двумя пилотами – такого в истории «Формулы-1» тоже не случалось давно…
Так что событий в Канаде с лихвой хватило бы на десяток иных «Гран-при»! И те, кто дождался финиша, точно не жалели о потраченном времени. Такие гонки надо видеть! Даже если действо идет больше четырех часов – и это тоже рекорд «Формулы-1».
ПЕТРОВ В ГОНКЕ
ПОД ДОЖДЕМ – В ОЧКИ!
Виталий Петров провел лучшую гонку в сезоне после «Гран-при Австралии», финишировав пятым и набрав 10 очков. Но удивительно – за все четыре часа, что длился заезд в Монреале (с учетом перерыва), россиянин почти не отметился активными действиями! Успех Виталию принесли собственная грамотная езда, удачная тактика и… вылеты соперников.
Стартовав 10-м, россиянин вскоре допустил небольшую помарку и потерял несколько позиций, но сумел быстро их вернуть. Долгое время Виталий ехал позади Хайдфельда и поддерживал темп партнера, несмотря на то, что на машине Ника были дождевые настройки, а на болиде Петрова – обычные. Тем не менее оба «Лотус-Рено» показывали отличную скорость. Когда перед остановкой гонки из-за дождя многие соперники решили поменять дождевые покрышки на промежуточные, Хайдфельд и Петров этого делать не стали. Решение оказалось правильным — в команде не ошиблись с прогнозами на дождь, и на двухчасовой перерыв Ник и Виталий ушли, занимая четвертое и пятое места, соответственно.
После возобновления гонки Петров потерял еще несколько мест из-за того, что не успевал вовремя переобуться сначала на промежуточные покрышки, а потом и на сухие – в команде первым на пит-лейн зазывали идущего четвертым Хайдфельда. В итоге Виталий откатился в конец первой десятки. Но сначала ошибся Фелипе Масса, при обгоне кругового врезавшийся в стену и разбивший передний спойлер. Затем вылетел Хайдфельд. Наконец, после последнего рестарта круговой помешал и Камуи Кобаяши – «Заубер» японца занесло на влажной части трассы, и он пропустил вперед Петрова.
Так, собирая ошибки соперников, Виталий поднялся на итоговое пятое место, повторив свой успех на «Гран-при Венгрии»-2010 и заняв в зачете чемпионата мира седьмую позицию.
СХОДЫ
пилот |
страна |
команда |
круг |
причина |
Пастор Мальдонадо |
Венесуэла |
Уильямс |
62 |
вылет |
Ник Хайдфельд |
Германия |
Лотус-Рено |
57 |
авария |
Адриан Сутил |
Германия |
Форс Индия |
50 |
подвеска |
Фернандо Алонсо |
Испания |
Феррари |
44 |
авария |
Хейкки Ковалайнен |
Финляндия |
Тим Лотус |
36 |
привод |
Льюис Хэмилтон |
Великобритания |
Макларен |
8 |
авария |
ЧЕМПИОНАТ МИРА
пилот |
очки |
1. Феттель |
161 |
2. Баттон |
101 |
3. Уэббер |
94 |
4. Хэмилтон |
85 |
5. Алонсо |
69 |
6. Масса |
32 |
7. Петров |
31 |
8. Хайдфельд |
29 |
9. Шумахер |
26 |
10. Росберг |
26 |
11. Кобаяши |
25 |
12. Сутил |
8 |
13. Буэми |
8 |
14. Альгерсуари |
4 |
15. Барикелло |
4 |
16. Перес |
2 |
17. Ди Реста |
2 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
команда |
очки |
1. Ред Булл |
255 |
2. Макларен |
186 |
3. Феррари |
101 |
4. Лотус-Рено |
60 |
5. Мерседес |
52 |
6. Заубер |
27 |
7. Торо Россо |
12 |
8. Форс Индия |
10 |
9. Уильямс |
4 |
СТАТИСТИКА
ГРАН-ПРИ КАНАДЫ
Монреаль. Автодром им. Жиля Вильнева. 71 круг по 4361 м. Дистанция гонки – 305 270 м
пилот |
страна |
команда |
время/отставание |
1. Дженсон Баттон |
Великобритания |
Макларен |
1:23.50,995 |
2. Себастьян Феттель |
Германия |
Ред Булл |
+2,709 |
3. Марк Уэббер |
Австралия |
Ред Булл |
+13,828 |
4. Михаэль Шумахер |
Германия |
Мерседес |
+14,219 |
5. Виталий Петров |
Россия |
Лотус-Рено |
+20,395 |
6. Фелипе Масса |
Бразилия |
Феррари |
+33,225 |
7. Камуи Кобаяши |
Япония |
Заубер |
+33,270 |
8. Хайме Альгерсуари |
Испания |
Торо Россо |
+35,964 |
9. Рубенс Барикелло |
Бразилия |
Уильямс |
+45,117 |
10. Себастьян Буэми |
Швейцария |
Торо Россо |
+47,046 |
11. Нико Росберг |
Германия |
Мерседес |
+50,454 |
12. Педро де ла Роса |
Испания |
Заубер |
+1.03,607 |
13. Витантонио Льюцци |
Италия |
Испания |
+1 круг |
14. Жером д’Амброзио |
Бельгия |
Маруся-Верджин |
+1 круг |
15. Тимо Глок |
Германия |
Маруся-Верджин |
+1 круг |
16. Ярно Трулли |
Италия |
Тим Лотус |
+1 круг |
17. Нараин Картикеян |
Индия |
Испания |
+1 круг* |
18. Пол ди Реста |
Великобритания |
Форс Индия |
+3 круга |
Лучший круг: Дженсон Баттон – 1.16,956 (69-й круг).
* Нараин Картикеян финишировал 13-м, но был оштрафован прибавкой 20 секунд к итоговому времени за срез поворота во время обгона.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ГОНЩИК «ЛОТУС-РЕНО» ВИТАЛИЙ ПЕТРОВ: Я МОГ ПОБОРОТЬСЯ ЗА ПОДИУМ
– Это был тяжелый день, события постоянно сменяли друг друга. С чередой остановок и стартов тяжело справиться любому гонщику. И я рад, что в такой ситуации сумел принести команде важные очки.
Перерыв из-за дождя был правильным решением организаторов. Из-за обилия воды на трассе машина постоянно аквапланировала, сцепления с асфальтом почти не было. Мы приняли верное решение не менять покрышки до красного флага, и после рестарта я был на пятой позиции. Здорово, что удалось на ней и финишировать, учитывая, что в квалификации я был только десятым. Однако у меня осталось ощущение, что мог побороться и за подиум.
В любом случае после пары сложных гонок в Испании и Монако у нас все приходит в норму. Сейчас я хочу, чтобы побыстрее стартовал уик-энд в Валенсии.
ЗА КАДРОМ
КОЛИН ФАРРЕЛ ПОГОСТИЛ В «ЛОТУС-РЕНО»
Единственный североамериканский этап чемпионата мира традиционно привлекает много звезд шоу-бизнеса. Так, в боксы «Уильямса» наведался режиссер «Звездных войн» Джордж Лукас, а у моторхоума «Лотус-Рено» в фирменной куртке команды красовался звезда фильмов «Александр», «Телефонная будка» и «Залечь на дно в Брюгге» Колин Фаррел. Лауреат «Золотого глобуса» с интересом изучил устройство болидов, повертел в руках руль за 50 000 евро и увлеченно следил за ходом гонки из боксов.
А во время перерыва из-за дождя по паддоку прошлась рыжеволосая девушка с зонтиком, заглядывая в моторхоумы всех команд. В гостье нелегко было узнать… известную певицу Рианну.