Первый тренер Виталия Петрова вспоминает начало карьеры будущего пилота «Формулы-1»

27 марта 2011 года уже вошло в историю российского автоспорта: именно в этот день на «Гран-при Австралии» Виталий Петров стал первым россиянином, взошедшим на подиум «королевских гонок». И неудивительно, что третье место в Мельбурне принесло Петрову зван
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ЗОЛОТОЙ ПЬЕДЕСТАЛ
АКЦИЯ «СОВЕТСКОГО СПОРТА» И ТЕЛЕКАНАЛА «РОССИЯ 2»
ЛУЧШИЙ СПОРТСМЕН МАРТА

27 марта 2011 года уже вошло в историю российского автоспорта: именно в этот день на «Гран-при Австралии» Виталий Петров стал первым россиянином, взошедшим на подиум «королевских гонок». И неудивительно, что третье место в Мельбурне принесло Петрову звание лучшего спортсмена России в марте.

Но до подиума в Австралии было 10 лет напряженной работы в младших гоночных сериях. И к первым успехам Виталия приложил руку его тренер и наставник Юрий Ничипорук.

«РАНО СЕЛ ЗА РУЛЬ»

Юрий Георгиевич – фигура знаковая в российском автоспорте. В свое время Ничипорук сам блистал на ледовых трассах Кубка «Лады» и был грозой охочих до быстрых побед новичков в кузовных сериях. Неудивительно, что и с Виталием Петровым судьба свела его в одной из таких гонок.

– Я познакомился с Виталием в 2000 году, – вспоминает Ничипорук. – Тогда я еще сам активно выступал, и на нескольких ледовых гонках мы пересеклись с Петровым. Его было сложно не заметить – молодой, резкий, импульсивный. Его подводили горячность на трассе и неосторожная техника. У Виталика то авария случалась, то машина из строя выходила. Но уже тогда было видно: у парня – большой талант.

– Обогнать вас ему не удалось?

– Ни разу. И в какой-то момент Виталик – ему тогда лет 16было – подошел ко мне и говорит: «Дядя Юра, почему у вас машина не ломается, а у меня ломается?». С этого момента мы начали работать вместе. Не то чтобы я вызвался тренировать Виталия, он сам сказал: «Хочу научиться и понять, как мне стать лучшим». У него всегда была тяга к совершенству. И это сыграло решающую роль в том, чего он сейчас достиг.

– Над чем больше всего работали?

– Надо всем понемногу. В кузове Виталик освоился неплохо – рано сел за руль, быстро проникся чувством автомобиля. Но одно дело просто быстро ездить, и совсем другое – профессионально заниматься спортом. Я обучал Петрова азам техники пилотирования, рассказывал, как работать с настройками, как выжимать из машины максимум. Он сразу пошел в гору – в 2002 году не проиграл ни одной гонки в Кубке «Лады»! Причем на один этап Виталий не смог поехать – у него случился приступ аппендицита, и вместо боксов Петров оказался на столе у хирургов. Переживал страшно! Но его преимущество над остальными соперниками было столь велико, что даже этот пропуск не помешал Виталию стать чемпионом. Более того – в том же году он провел пару заездов в «Формуле Русь» и Кубке Поло – и все выиграл! Хотя до этого ранее никогда не садился за руль «формулы».

– Вас это удивило?

– Странно было видеть, как пилот, ни разу не выступавший в картинге, так уверенно с первого раза чувствует себя за рулем болида. Все-таки кузов и «формула» – слишком разные виды гонок. Стало ясно, что в России Виталию делать уже нечего. Надо было ехать в Европу.

«ОТГОВОРИЛ ОТ ПЕРЕХОДА В «ЛУКОЙЛ»

– Петровым в это время заинтересовались в гоночной команде «Лукойла»…

– Не то чтобы заинтересовались. На Виталия, конечно, обратили внимание, и какое-то время он думал о переходе в «Лукойл». Но я был против такого варианта. Петров должен был набираться опыта в Европе, а перспективы в том же «Лукойле» у него были весьма туманные. Я предложил ему начать работать с Оксаной Косаченко.

– В Европе поначалу у Виталия, мягко говоря, ничего не получилось…

– Я сразу предупредил: «Виталик, не жди легких побед». Слишком уж легко все у него получалось в начале карьеры. Сел – поехал – победил. Но так не может продолжаться вечно. В Европе другой уровень автоспорта, другие гонщики. Плюс опять же у Петрова не было нормального опыта выступлений на «формулах». Неудивительно, что его дебют в Старом Свете не удался. Но неудачный опыт – тоже опыт. Виталий, вернувшись на год в Россию, сильно расстроился, но воспринял все правильно – как урок.

– Выступления Петрова в российской «Формуле-1600» и в «Ладе Revoluiton» тоже прошли с вашей помощью?

– Конечно. Я всю жизнь внушал Виталию, что нет предела совершенству. Даже Шумахер постоянно учится, хотя к тому моменту он уже был семикратным чемпионом мира. Я заставлял Петрова думать, анализировать каждое свое действие. И что самое приятное – несмотря на трудный возраст, его не приходилось принуждать что-то делать. Тяга к знаниям у Виталия была огромной! Как результат – в 2005-м он выиграл обе серии, в которых участвовал. И затем перебрался в Европу окончательно. Оставаться в России дальше было нельзя – поджимало время. Петрову уже стукнул 21 год…

«МЫ СПЕЦИАЛЬНО ТРЕНИРОВАЛИ СТАРТ»

– Вспомните 30 января 2010 года. Тогда официально объявили о контракте Петрова с командой «Рено».

– Эту новость я узнал не из телевизора. Мы с Виталием постоянно созванивались, и я был в курсе того, как идут переговоры. А шли они очень тяжело. Даже когда официально объявили о подписании контракта, еще несколько дней Петров был весь на нервах – далеко не все шероховатости удалось исправить.

– Его первый сезон в «Формуле-1» можно назвать удачным?

– Определенно, учитывая, что он впервые сел за руль болида первой «формулы» всего за пару недель до старта чемпионата мира. Хотя без нелепых ошибок не обошлось. Петрову мешала горячность – чего только старт «Гран-при Канады» стоит, когда Виталий едва не выбил половину пелотона! В такие моменты он напоминал себя в начале нашей с ним работы. Но горячность горячностью, а главное – Петров усердно набирался опыта.

– Все часто отмечают удачный старт Виталия. Ваша работа?

– В том числе, – смеется Ничипорук. – Знаете, сколько времени мы потратили на работу над стартом! Сколько лекций и тренировок я провел на эту тему. Уйму! Это кажется, что просто – выжал сцепление, дал газу, отжал сцепление – поехал. А вот уловить ту долю секунды, в которую машина рванет с места на пределе возможностей, – это надо уметь. Мой секрет – допускать 10–15 процентов пробуксовки. В этот момент у болида идеальное сцепление с дорогой.

– Петров быстро научился?

– Еще в Кубке «Лады» он просто деморализовал всех своим стартом! В каждой гонке только на первых метрах уезжал на полторы секунды. Это пропасть – потом его было не догнать. А нас после каждого финиша «вскрывали» – смотрели, соответствует ли регламенту машина. Все думали, что мы ставили какой-то запрещенный супертурбированный мощный движок…

– Второе сильное качество Петрова – вождение по мокрой трассе.

– Это у него с рождения. Я говорил про чувство автомобиля – Виталик идеально ощущает зацеп с покрытием. Плюс сказывается его опыт в ледовых гонках и ралли, где много времени проводишь в скольжении. Виталий всегда сохраняет хладнокровие, не теряется в критические моменты, когда что-то идет не по плану. Во время дождя это тоже важно.

– Слабые места у Петрова есть?

– Его главный недостаток – малый «накат». Но он устраняется временем, проведенным в гонках, и скрупулезной работой. Виталий быстро впитывает информацию о новых трассах, машинах… Видно же, как уверенно он проехал в той же Австралии, всего второй раз оказавшись на трассе Альберт-парка!

«ПОД ДОЖДЕМ ВИТАЛИЙ МОЖЕТ ПОБЕДИТЬ!»

– У пилота «Формулы-1» плотный график. Удается пересекаться с Петровым?

– Увы, нет. Виталий прилетает домой, в Выборг, всего пару раз в году. А я никак не могу выбраться куда-нибудь на «Гран-при», хотя меня часто зовут. Сейчас я помогаю другим ребятам, и у меня не так уж много свободного времени. Хотя в этом году, может быть, слетаю в Италию, в Монцу. А так я прекрасно знаю его семью, отца Александра. Без папы у Виталия ничего бы не вышло. Петров-старший сам бывший спортсмен, и в сына-гонщика вложил не только деньги – душу. Он сызмальства занимался Виталиком, водил его на футбол, на бокс. Те занятия не прошли даром, развив у Петрова реакцию и координацию – очень важные качества для пилота.

– Но связь-то с воспитанником поддерживаете?

– Общаемся по телефону. После каждой гонки я делюсь с Виталием своими замечаниями, советами. Не знаю, конечно, насколько серьезно он к ним прислушивается. Но… ведь спрашивает же мое мнение? Значит, оно ему важно.

– Какой прогноз дадите на сезон?

– Тут многое зависит от команды и машины. По первым гонкам ясно, что место Петрова и его партнера – минимум в первой шестерке – восьмерке. На отдельных трассах он, конечно, будет бороться за подиумы.

– А за победы?

– Ну, если пойдет дождь, обязательно поборется и за победу!

НА ЧЕМ ЕЗДИТ ПЕТРОВ?

Subaru Impreza STi

Мощность

280 л.с.

Разгон 0–100 км/ч

4,9 с

Макс. скорость

240 км/ч

Renault Megane Sport

Мощность

250 л.с.

Разгон 0–100 км/ч

6,1 с

Макс. скорость

250 км/ч

Lotus Evora

Мощность

280 л.с.

Разгон 0–100 км/ч

4,9 с

Макс. скорость

261 км/ч

Nissan GT-R

Мощность

530 л.с.

Разгон 0–100 км/ч

3,04 с

Макс. скорость

320 км/ч

Lotus Renault R31*

Мощность

700 л.с.

Разгон 0–100 км/ч

2 с

Макс. скорость

350 км/ч

* Данные указаны приблизительно.

Новости. Формула-1