Сказка арденнского леса. Провалив квалификацию, в воскресенье Виталий Петров совершил невероятное: стартовав с предпоследнего места, финишировал девятым
СОБЫТИЕ ДНЯ. ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ
Фантастически-непредсказуемый «Гран-при Бельгии» выиграл Льюис Хэмилтон: захватив лидерство со старта, англичанин не уступил его никому. Но не меньше гонщика «Макларена» заслужил в Спа комплиментов Виталий Петров, совершивший в бельгийской гонке настоящий подвиг.
ДО ГОНКИ
ПОРЕБРИК РАЗБИТОЙ НАДЕЖДЫ
Спросите любого пилота «Формулы-1» – из нынешних или давно завязавших с «Большими призами» ветеранов, чемпиона или вечного аутсайдера, какую трассу они считают самой любимой, и вы непременно услышите в ответ: «Конечно, Спа!».
Только Эдди Ирвайн буркнул однажды: «Судзука» ничуть не хуже». Но это скорее из-за вечно снедающего Эдди духа противоречия. Других исключений привязанность гонщиков к рассекающей замысловатыми изгибами горные леса Арденн бетонной петле автодрома «Спа-Франкошам» не знает.
В чем причина этой большой любви? Красоты горной природы играют тут далеко не главную роль. По крайней мере, куда менее важную, чем профиль самой длинной в нынешней «Формуле-1» трассы (7004 метра) с ее перепадом высот около 180 метров, 19-ю поворотами, многие из которых проходятся на полном газу. Ну а роскошные прямые, максимальная скорость на которых зашкаливает за 310 километров в час, заставляют быстрее биться горячие формулические сердца.
Конечно же, все это называют пилоты в качестве причин их привязанности к Спа. Но главное – о чем, кстати, скажет не каждый – это абсолютная непредсказуемость бельгийской трассы. Будь ты хоть трижды фаворитом, имей самую быструю машину, выигрывай перед Бельгией хоть десяток гонок – победа в Арденнах тебе вовсе не гарантирована. И даже победа в квалификации, в отличие от, скажем, Монако или Будапешта, вовсе не имеет здесь первостепенного значения – в последних 16 «Гран-при Бельгии» лишь трижды (в 2000, 2002 и 2007 годах) обладатели поула поднимались в Спа на верхнюю ступеньку подиума.
Зато такие прорывы, как успех стартовавшего десятым Кими Райкконена на «Макларене» в 2004 году или еще более невероятная победа Михаэля Шумахера с 16-й стартовой позиции в 1995-м, совершенно непредставимые на любой другой трассе, в Бельгии фантастикой вовсе не выглядят.
Вот только «сухим» гоночный уик-энд получается в Спа не так уж часто. А стоит разверзнуться небесам, как на трассе начинается такое... Прошлогодний поул и вторая ступенька подиума Джанкарло Физикеллы на болиде «Форс Индия» – далеко не самое большое из бельгийских чудес. Но стоит ли углубляться в историю, если эта самая история творится в последние дни на наших глазах? Если погода нынче в Арденнах такая «веселенькая», что в переводе с французского звучит как «непредсказуемая мерзость»?
Прелести этого самого «Degueulasse» во всей, казалось бы, красе проявили себя еще в пятницу, когда во время свободных заездов дождь бессчетное количество раз то прекращался, то начинался снова. Но в субботу выясняется – то были еще цветочки. Потому что дождь или не дождь – к этому можно как-то приспособиться, это можно как-то пережить. Но вот когда над питлайном и, соответственно, первыми поворотами и прямыми вовсю жарит солнышко, а дальнюю часть трассы от души заливает водой – это, я вам скажу, тот еще поворот сюжета!
Сразу становится ясно: сюрпризов сегодня будет выше крыши. Увы, нас это интересует меньше других – свою неожиданность, причем сверхнеприятную, мы получаем первыми, еще посуху.
Начало квалификации напоминает старт самой гонки: болиды вылетают с питлейна один за другим. Видимо, туча, нависшая над трассой, заставляет команды пересмотреть выработанную на квалификацию тактику. Какое там ожидание «свободной трассы»! Все стремятся выехать из боксов побыстрее, чтобы успеть хоть один быстрый круг проехать посуху.
Газует, стараясь поскорее прогреть резину, и Виталий Петров. Вот только у него быстрого круга не получается. Более того: никакого круга не получается – в девятом повороте он наезжает правыми колесами на поребрик, его «Рено» заносит… и вмазывает в отбойник. На первый взгляд кажется, что болид поврежден несильно. Но тронуться c места Виталий не может.
– У меня ведь даже мотор не заглох, – скажет он потом. – Но машина настолько присосалась к бордюру, что я просто не мог отъехать от него. Вперед пробовал, назад, хоть куда-нибудь – без толку.
– А что вообще случилось в том злосчастном девятом повороте?
– Да ничего особенного – на поребрик заехал. Причем заехал специально: хотел проверить, могу я атаковать его или нет. Ничего особенного, думал, не должно произойти. Я даже не гнал, не атаковал сильно, даже колеса не были прогреты. Но… Утром перед тренировкой тоже был дождь, но трасса высохла очень быстро. Поэтому, выезжая на квалификацию, я не ожидал, что там будет столько воды. А мокрый поребрик – это катастрофа!
– А последнее место на старте – тоже катастрофа? Мы на нашем сайте после вашего схода в квалификации написали: «Попасть в очки завтра будет для Виталия сродни подвигу». Согласитесь с формулировкой?
– Наверное, да – так и есть. Громковато сказано, но сделать это будет и в самом деле нелегко.
– Но реально?
– Реально. Получится или нет – не знаю, да и вообще это от многих факторов зависит. Но я буду очень стараться.
ГОНКА
СКАЗКА, СТАВШАЯ БЫЛЬЮ
Стараться Петров начинает со старта – сразу проходит четверых аутсайдеров. И это выглядит ничуть не менее азартно, чем борьба лидеров, где Хэмилтон и Кубица моментально «съедают» Уэббера.
Виталий продолжает подъем – второй круг он завершает уже 11-м! Этот круг вообще вмещает в себя столько, что иному «Гран-при» хватит с лихвой. Барикелло поздно тормозит в повороте, его «Уильямс» заносит – да прямо в бок красной «Феррари» Алонсо. На этом юбилейный, 300-й в карьере «Гран-при» для бразильца заканчивается совсем не на юбилейной ноте, а испанец заскакивает в боксы.
За Алонсо на питлайн устремляется едва ли не половина пелотона – на трассу обрушивается дождь, ехать на сликах становится не просто затруднительно – опасно. Вот только арденнская погода любит смелых – через мгновения дождь заканчивается, будто и не было его, и те, кто рискнул остаться на сликах, получают немалое преимущество.
Среди этих смелых – и наш Петров. Неразберихой второго круга Виталий пользуется сполна, поднявшись на 11-ю позицию. Впереди Шумахера, между прочим. Заветная десятка совсем рядом – причем задолго до финиша.
Но финишных кругов Виталий предпочитает не ждать. Как только непонятным образом затесавшийся в десятку Льюцци уезжает в боксы, Виталий в повороте резко обходит Росберга и оказывается уже девятым!
На какое-то время на трассе устанавливается относительный покой. Впереди, в неизменном порядке, Хэмилтон, Баттон, Феттель и Кубица. Но на 17-м круге Феттель, пытаясь обогнать Баттона, врезается Дженсону в бок. Британец сходит, немец остается на трассе. Веселуха!
Вист за вистом набирает и Петров. Виталий идет в отличном темпе, уступая в скорости только Хэмилтону, Кубице и Уэбберу. И хотя, выезжая с пит-стопа, россиянин оказывается 11-м, обойти пока не заезжавших в боксы Шумахера, Росберга и Кобаяши вполне возможно.
А Феттеля невозможно? Еще как возможно: молодой немец снова чудит, сталкиваясь с Льюцци, пробивая при этом себе колесо и оказываясь после его смены 20-м, а Виталий поднимается в десятку.
Увы, в борьбу снова вмешивается дождь. И теперь – отнюдь не на стороне Петрова. Менять резину приходится всем, и надежды на «лишний» пит-стоп соперников рушатся: на трассу Виталий выезжает снова позади пилотов «Мерседеса» и Кобаяши.
Но должно же когда-то и нам повезти?! На 38-м круге «целуется» с отбойником Алонсо, да так, что борьбу продолжить не в состоянии – и Петров поднимается еще на одно место.
Все – на этом, несмотря на дождь, чудеса заканчиваются. Хэмилтон спокойно доводит гонку до победы, Уэббер, после ошибки Кубицы на пит-стопе ставший вторым, так же уверенно отбивает атаки поляка. А главное для нас – Петров финиширует девятым. Это, если учесть 23-ю стартовую позицию Виталия, и называется: «Сделать сказку былью»!
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
1. Ред Булл |
330 очков |
2. Макларен |
329 |
3. Феррари |
250 |
4. Мерседес |
146 |
5. Рено |
123 |
6. Форс Индия |
58 |
7. Уильямс |
40 |
8. БМВ-Заубер |
27 |
9. Торо Россо |
10 |
10. Лотус |
0 |
11. Хиспания |
0 |
12. Верджин |
0 |
КРУГИ ПЕТРОВА
Стартовавший с последнего места стартовой решетки Виталий Петров завершает первый круг на 15-й позиции. После столкновения Барикелло и Алонсо на трассе появляется машина безопасности.
Виталий успешно обороняется от атак Михаэля Шумахера. Сам Петров на секунду отстает от второго пилота «Мерседеса» Нико Росберга.
По внешнему радиусу россиянин обходит Росберга и выходит на девятое место!
Столкновение Дженсона Баттона и Себастьяна Феттеля. Потерявший несколько позиций после заезда на питлайн Петров снова оказывается в десятке лучших.
Виталий уверенно держится на десятой позиции, отставая на 4 секунды от Фернандо Алонсо и более 15 выигрывая у Хайме Альгерсуари.
Петров снова в боксах, на его болид устанавливают дождевую резину.
Алонсо сходит с дистанции. На трассе снова появляется машина безопасности.
После рестарта Петров сохраняет за собой девятое место.
Виталий финиширует на девятой позиции и зарабатывает 2 очка на «Гран-при Бельгии».
СТАТИСТИКА
«Гран-при Бельгии». 13-й этап чемпионата мира. 44 круга.
1. Хэмилтон (Великобритания, «Макларен») – 1:29.04,268. 2. Уэббер (Австралия, «Ред Булл») – отставание 1,571. 3. Кубица (Польша, «Рено») – 3,493. 4. Масса (Бразилия, «Феррари») – 8,264. 5. Сутил (Германия, «Форс Индия») – 9,094. 6. Росберг (Германия, «Мерседес») – 12,359. 7. Шумахер (Германия, «Мерседес») – 15,548. 8. Кобаяши (Япония, «БМВ-Заубер») – 16,678. 9. Петров (Россия, «Рено») – 23,851. 10. Льюцци (Италия, «Форс Индия») – 34,831. 11. Де ла Роса (Испания, «БМВ-Заубер») – 36,019. 12. Буэми (Швейцария, «Торо Россо») – 39,895. 13. Альгерсуари (Испания, «Торо Россо») – 49,400. 14. Хюлькенберг (Германия, «Уильямс») – 1 круг. 15. Феттель (Германия, «Ред Булл») – 1 круг. 16. Ковалайнен (Финляндия, «Лотус») – 1 круг. 17. Ди Грасси (Италия, «Верджин») – 1 круг. 18. Глок (Германия, «Верджин») – 1 круг. 19. Трулли (Италия, «Лотус») – 1 круг. 20. Ямамото (Япония, «Хиспания») – 2 круга. Не финишировали: Барикелло (Бразилия, «Уильямс») – сход на 1-м круге. Сенна (Бразилия, «Хиспания») – на 6-м круге. Баттон (Великобритания, «Макларен») – на 16-м круге. Алонсо (Испания, «Феррари») – на 38-м круге.
Лучший круг гонки: Хэмилтон – 1.49,069 (32 круг).
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Бахрейн |
А в с т р а л и я |
М а л а й з и я |
С и н г а п у р |
К и т а й |
И с п а н и я |
М о н а к о |
Т у р ц и я |
К а н а д а |
Е в р о п а |
Ве ли ко бр ит ан ия |
Г е р м а н и я |
В е н г р и я |
Б е л ь г и я | Всего |
1. Хэмилтон |
15 |
8 |
8 |
18 |
0 |
10 |
25 |
25 |
18 |
18 |
12 |
0 |
25 |
182 |
2. Уэббер |
4 |
2 |
18 |
4 |
25 |
25 |
15 |
10 |
0 |
25 |
8 |
25 |
18 |
179 |
3. Феттель |
12 |
0 |
25 |
8 |
15 |
18 |
0 |
12 |
25 |
6 |
15 |
15 |
0 |
151 |
4. Баттон |
6 |
25 |
4 |
25 |
10 |
0 |
18 |
18 |
15 |
12 |
10 |
4 |
0 |
147 |
5. Алонсо |
25 |
12 |
0 |
12 |
18 |
8 |
4 |
15 |
4 |
0 |
25 |
18 |
0 |
141 |
6. Масса |
18 |
15 |
6 |
2 |
8 |
12 |
6 |
0 |
0 |
0 |
18 |
12 |
12 |
109 |
7. Кубица |
0 |
18 |
12 |
10 |
4 |
15 |
8 |
6 |
10 |
0 |
6 |
0 |
15 |
104 |
8. Росберг |
10 |
10 |
15 |
15 |
0 |
6 |
10 |
8 |
1 |
15 |
4 |
0 |
8 |
102 |
9. Сутил |
0 |
0 |
10 |
0 |
6 |
4 |
2 |
1 |
8 |
4 |
0 |
0 |
10 |
45 |
10. Шумахер |
8 |
1 |
0 |
1 |
12 |
0 |
12 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
6 |
44 |
11. Барикелло |
1 |
4 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
12 |
10 |
0 |
1 |
0 |
30 |
12. Кобаяши |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
6 |
8 |
0 |
2 |
4 |
21 |
13. Петров |
0 |
0 |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
10 |
2 |
19 |
14. Льюцци |
2 |
6 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
13 |
15. Хюлькенберг |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
8 |
0 |
10 |
16. Буэми |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
17. Де ла Роса |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
0 |
6 |
18. Альгерсуари |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
19. Ковалайнен |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20. Чандхок |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
21. Ди Грасси |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
22. Трулли |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
23. Сенна |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
24. Глок |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
25. Ямамото |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |