Агент 005. Миссия в Венгрии. Виталий Петров финишировал на «Гран-при Венгрии» пятым, пропустив вперед только гонщиков «Ред Булла» и «Феррари»
СОБЫТИЕ ДНЯ. ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ
Победа Марка Уэббера, опередившего на финише Фернандо Алонсо, Себастьяна Феттеля и Фелипе Массу, вызвала на «Хунгароринге» меньше эмоций, чем пятое место российского пилота «Рено» – лучшее в его карьере.
ДО ГОНКИ
ВРЕМЯ РУШИТЬ СТЕРЕОТИПЫ!
В «околоформулических» кругах «Хунгароринг» принято сравнивать с Монте-Карло. Не знаю уж почему. Может, характеристики венгерской трассы в чем-то и схожи с монакской, но в остальном...
Ну что общего между блестящей игорной столицей Европы с шикарными дворцами, с заполненной разноцветными парусами яхт аквамариновой бухтой и прорезанной бетонными петлями пыльной котловиной меж безлесых венгерских холмов?
Трибуны и здания ринга, мягко говоря, ветховаты. Даже те, что предназначены для VIP-гостей. Ну а уж обвалившийся в пятницу в пресс-центре кусок потолка – это, по словам венгерских коллег, и вовсе в порядке вещей. Потолок этот, кстати, страшно возмутил зашедшего в пресс-центр босса «Формулы-1» Берни Экклстоуна – он долго сердито выговаривал что-то сопровождающим его хозяевам трассы. Те вяло отбивались: судя по всему, объясняли, что денег не хватает.
Впрочем, о том, что с деньгами на «Хунгароринге» напряженка, Экклстоун наверняка знает давно – с тех самых времен, когда он сумел вопреки всему воплотить в жизнь свою мечту – пробить «Формулой-1» социалистический «железный занавес».
Вообще-то Берни очень – о чем он охотно говорит и сегодня – хотел организовать «Гран-при» не где-нибудь, а в Москве. Но, судя по рассказам причастным к тем событиям людей, когда Брежневу доложили, сколько это будет стоить, тогдашний советский лидер, еще не дошедший до состояния управления страной «не приходя в сознание», твердо сказал: «Нет».
А вот правителя Венгрии Яноша Кадара, строившего «социализм с человеческим лицом», Экклстоуну удалось уломать. И ровно 25 лет назад (в честь юбилея по увесистому куску огромного юбилейного торта в пятницу досталось не только пилотам и членам команд, но и журналистам, и обслуживающему персоналу трассы) «Хунгароринг» принял первую гонку «Формулы-1».
Трасса, правда, уже тогда восторгов не вызывала. Проектировавшие ее венгерские специалисты из экономии сделали ее узковатой, а из опасений «как бы чего не вышло» еще и «безопасной» — то есть малоскоростной и практически безобгонной. От аварий это, конечно, не избавило – «Формула-1» есть «Формула-1». А вот слава самого неинтересного «Гран-при» закрепилась за «Хунгарорингом» прочно.
Со временем, конечно, трассу пытались «улучшать». Но, как известно, переделывать намного тяжелее, чем делать, а потому заметных результатов «перестройки» не принесли. Да и лишние денежки у организаторов «Гран-при Венгрии» никогда не водились. А потому в гордом рапорте о последней «реконструкции, которая начала новую главу в истории «Хунгароринга», с улыбкой читаешь: «Построено 12 новых гаражей и женские туалеты...».
В паддоке с утра субботы настроение рабочее. И, честно говоря, не слишком веселое. Ну, не любят формулические пилоты «Хунгароринг»! Никто из них не относит венгерскую трассу не только к любимым, а даже – просто к хорошим. Причины – все те же, что вызывали недовольство гонщиков 25 лет назад: трасса «грязная», нет стоящих прямых или быстрых поворотов, негде обгонять – а значит, «скучно».
Правда, за этим «скучно» можно расслышать и другое: там, где нельзя обгонять, слишком велика цена ошибки на старте. Да и «грязь», похоже, больше стереотип, чем реальность: по словам Виталия Петрова, полотно здесь в этом году куда чище, чем было неделю назад в немецком Хоккенхайме.
Может, пришло время рушить стереотипы? И, может, сделать это суждено именно российскому пилоту?
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
Команда |
очки |
1. Ред Булл |
312 |
2. Макларен |
304 |
3. Феррари |
238 |
4. Мерседес |
132 |
5. Рено |
106 |
6. Форс-Индия |
47 |
7. Уильямс |
40 |
8. БМВ-Заубер |
23 |
9. Торо Россо |
10 |
КВАЛИФИКАЦИЯ
ВПЕРВЫЕ ВПЕРЕДИ КУБИЦЫ
Интервью с Виталием Петровым читайте в завтрашнем номере «Советского спорта».
Говорят, на «Хунгароринге» от квалификации зависит не меньше семидесяти процентов успеха. И пусть статистика с этим не соглашается, напоминая, что лишь в 11 из 24 случаев обладатели поула добивались здесь победы – на квалификацию пилоты настраиваются, как на «последний и решительный».
Бескомпромиссно рвется в бой и Виталий Петров, хотя в первом сегменте инженеры явно сдерживают его – десятого результата вполне достаточно. Зато во втором сегменте россиянин неудержим – четвертое место после Феттеля, Уэббера и Алонсо! Место в десятке уже есть, но Виталий на этом не останавливается, отвоевывая себе в третьем сегменте седьмую стартовую позицию. А главное – впервые опережая на стартовом поле своего напарника Роберта Кубицу.
В моторхоуме «Рено» любопытная сценка: Кубица привычно усаживается за тот стол, за которым больше журналистов, – и не сразу понимает, что тут ждут Петрова!
Петров – вот он, сияет как начищенный самовар. Долго отбивается от лавины вопросов международной прессы – уверенно, с юмором. И только когда иностранцы уходят, признается: «Когда вызвали стюарды, страшновато было».
И в самом деле нашему пилоту пришлось испытать неприятный момент: за превышение максимально допустимого времени возвращения в боксы его, вместе с ди Грасси, Глоком и Ямамото, приглашали на «разбор полетов».
— Хорошо, что все предупреждением закончилось, — говорит Виталий. – А вдруг бы позиций на пять попал? Потерять седьмое стартовое место было бы очень обидно.
— Могли быть и повыше – если бы третью сессию квалификации проехали так же быстро, как и вторую.
— Повыше? Обойти Хэмилтона было малореально. А то, что между нами Росберг вклинился, так это очень хорошо – здесь стартовать с «чистой», нечетной линии куда лучше, чем с четной.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ВИТАЛИЙ ПЕТРОВ: ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН ГОНКОЙ
– Я очень доволен гонкой, – еще не отдышавшись как следует, вспотевший и заметно осунувшийся Виталий Петров делится эмоциями по пути от пит-лайна до моторхоума «Рено». – Сегодня, пожалуй, в первый раз за мои полгода в «Формуле-1» все получилось почти идеально. Я хорошо стартовал, сразу опередил Нико Росберга, а потом, в первом повороте, и Льюиса Хэмилтона.
– Однако Хэмилтон вскоре позицию у вас отыграл.
– Да, я решил не ввязываться в борьбу с ним.
– Потому что он атаковал слишком резко, слишком нахально?
– Да нормально он атаковал! Но я никак не мог прогреть шины, машину начало водить – и я решил не рисковать. Ведь очки в этой гонке нам были очень нужны, грех было из-за одного места потерять все.
– Жизнь показала, что вы были правы.
– Ну, к сходу Льюиса с трассы я, сами понимаете, никакого отношения не имею. Я вообще старался ехать без чрезмерного риска, но так, чтобы не дать никому малейших шансов обогнать меня. Если бы еще Рубенс не тормозил меня почти всю гонку...
– Разобраться с Баррикелло вы теперь сможете не раньше, чем через четыре недели.
– О том, что будет в Спа, я сейчас ни говорить, ни думать не хочу. Завтра – пожалуйста, а сегодня надо перевести дух. И перерыв в гонках очень вовремя – можно будет слегка расслабиться, ненадолго отойти от всего.
ГОНКА
ПЯТОЕ, ЗАКОННОЕ
Старт подтверждает правоту Петрова стопроцентно – идеально поймав светофор, Виталий с ходу обходит Росберга. И это еще не все: в первом повороте, мастерски выдавив на внешнюю сторону Хэмилтона, Виталий проходит и его!
Правда, пятое место Петров удерживает недолго. Хэмилтон, болид которого явно быстрее, давит сзади на такой грани риска, что Виталий решает не искушать судьбу и пропускает англичанина вперед.
Что ж, грамотно: шестая позиция тоже дорогого стоит! Тем более что Петров, чей первый сектор едва ли не на каждом круге получается лучшим, постоянно наращивает преимущество перед едущим следом Росбергом. А пелотон дружно катит в том самом порядке, который образовался после первых поворотов второго круга: Феттель, Алонсо, Уэббер, Масса, Хэмилтон. И вслед за этими асами – наш Виталий Петров! Да еще с семисекундным отрывом от Росберга – все спокойно... Но только до 16-го круга.
На трассе неожиданно появляется сэйфти-кар. И мгновенная волна пит-стопов добавляет гонке изрядную порцию перца и нервов. Отскочившее колесо Росберга, сцепившиеся на питт-лейне боками болиды Кубицы и Сутила – вот вам и «спокойный» «Хунгароринг»! Петров выезжает на трассу без проблем, но перед ним оказывается не заезжавший на пит-стоп Баррикелло – и не дает Виталию оторваться от приклеившегося сзади Хюлькенберга.
А чудеса продолжаются. Неожиданно сворачивает на обочину и останавливается Хэмилтон – у него что-то с болидом. Уезжает в боксы Кубица. Так что Петрову работать сегодня за себя и за Роберта. И Виталий работает, да еще как! Потенциально он уже пятый.
В самой головке гонки не заезжавший на пит-стоп Уэббер отрывается все дальше и дальше. А вот у Феттеля возникают проблемы. За несоблюдение дистанции от Уэббера в режиме сэйфти-кара молодого немца наказывают проездом через питлейн.
Все, выше третьего места Феттелю уже не подняться: обогнать Алонсо на «Хунгароринге» — задача нереальная. А вот Уэббер, создав более чем 20-секундный запас, выезжает на трассу после позднего пит-стопа впереди всех – вопрос с победителем гонки фактически решен.
Наконец решается на пит-стоп и Баррикелло. Рубенс еще отметится на последних кругах, на грани фола пройдя Михаэля Шумахера.
– Обычно в борьбе с такими идиотами я снимаю ногу с педали газа, — скажет бразилец после финиша, – но сегодня был не тот случай.
Простим Баррикелло его неполиткорректность – слишком уж много натерпелся он за те пять лет, что просидел под Шумахером в «Феррари». Да и не важна для нас борьба за десятую позицию. Главное, что Петров свое законное – пусть оно и первое в карьере – пятое место уже никому не отдает.
ПОСЛЕ ГОНКИ
ЙЕС!
Все, время кругов и цифр на этом кончается. Приходит пора плохо контролируемых эмоций. Победно взметает руку вверх всегда по-китайски невозмутимый инженер Петрова Айао. Визжит от восторга менеджер Оксана Косаченко. «Я счастлив за Виталия!» – непривычно возбужденно кричит в камеры шеф «Рено» Эрик Булье. А Александр Петров только молча пожимает протянутые руки: сказать хоть что-нибудь отцу гонщика не дает неумолкающий ни на секунду мобильник.
Кажется, вне этого праздника пребывает только сам Виталий Петров. Он, вымотанный гонкой до предела, еще весь там, на трассе.
– Эх, если бы не Рубенс, который почти всю гонку тормозил меня, я бы...
– Да ладно, Виталий! – по-английски перебивает его итальянский телевизионщик. И неожиданно говорит по-русски: «Дай пьять!». А потом снова по-английски: – Ты ведь сегодня и так впереди всех – «Ред Булл» и «Феррари» можно и не считать!
Кажется, только сейчас Петров начинает по-настоящему понимать, что он сделал.
– Йес! – вздымает он вверх сжатую в кулак руку. – Йес! – и бросается обниматься с отцом.
Время для интервью еще настанет – через часок-другой. А пока у Виталия праздник. Да и у нас всех – тоже.
ПЕТРОВ В ГОНКЕ
Старт
Петров стартует по чистой стороне трассы и сразу проходит не только Нико Росберга, но и Льюиса Хэмилтона, которого россиянин оттеснил с выгодной траектории в первом повороте.
2-й круг
Хэмилтон едет явно быстрее «Рено» Петрова и весь первый круг прессингует Виталия. Первую атаку экс-чемпиона мира на старт-финишной прямой россиянин отражает, но вскоре допускает небольшую ошибку, теряет скорость и позволяет Льюису вернуть себе пятую позицию.
16-й круг
На трассе неожиданно появляется сэйфти-кар. Большинство пилотов заезжают на пит-лейн, в том числе обе машины «Рено». Виталий возвращается на трассу 7-м – позади Рубенса Баррикелло, не ставшего менять резину. А следом на пит-лейне происходит сразу два инцидента. На болиде Росберга отлетает заднее колесо, которое врезается в механика «Уильямса» (его пришлось отправить в больницу). Одновременно грубо ошибаются механики «Рено» – обслужив Кубицу, они разрешили ему стартовать как раз в тот момент, когда в свои боксы заезжал Адриан Сутил. В итоге немец на «Форс-Индии» врезался в болид поляка. Для Сутила гонка закончилась, машину Роберта сумели починить и выпустить на трассу.
24-й круг
Стюарды, рассмотрев инцидент с Кубицей и Сутилом, приняли решение наказать поляка штрафной остановкой в боксах. Роберт сворачивает на пит-лейн, но уже не возвращается – Виталий второй раз в сезоне остается единственным пилотом «Рено» в гонке.
25-й круг
«Макларен» Хэмилтона неожиданно замирает на обочине – на машине двукратного победителя «Гран-при Венгрии» отказала коробка передач. Петров – шестой.
56-й круг
Баррикелло делает первый визит в боксы, меняя жесткий тип резины на мягкий. Петров вновь становится пятым и легко уезжает от преследующего его второго пилота «Уильямса» Нико Хюлькенберга.
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Пилот |
Бахрейн |
Австралия |
Малайзия |
Китай |
Испания |
Монако |
Турция |
Канада |
Европа |
Великобритания |
Германия |
Венгрия |
Всего |
1. Уэббер |
4 |
2 |
18 |
4 |
25 |
25 |
15 |
10 |
- |
25 |
8 |
25 |
161 |
2. Хэмилтон |
15 |
8 |
8 |
18 |
0 |
10 |
25 |
25 |
18 |
18 |
12 |
- |
157 |
3. Феттель |
12 |
- |
25 |
8 |
15 |
18 |
- |
12 |
25 |
6 |
15 |
15 |
151 |
4. Баттон |
6 |
25 |
4 |
25 |
10 |
- |
18 |
18 |
15 |
12 |
10 |
4 |
147 |
5. Алонсо |
25 |
12 |
0 |
12 |
18 |
8 |
4 |
15 |
4 |
0 |
25 |
18 |
141 |
6. Масса |
18 |
15 |
6 |
2 |
8 |
12 |
6 |
0 |
0 |
0 |
18 |
12 |
97 |
7. Росберг |
10 |
10 |
15 |
15 |
0 |
6 |
10 |
8 |
1 |
15 |
4 |
- |
94 |
8. Кубица |
0 |
18 |
12 |
10 |
4 |
15 |
8 |
6 |
10 |
- |
6 |
- |
89 |
9. Шумахер |
8 |
1 |
- |
1 |
12 |
0 |
12 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
38 |
10. Сутил |
0 |
- |
10 |
0 |
6 |
4 |
2 |
1 |
8 |
4 |
0 |
- |
35 |
11. Баррикелло |
1 |
4 |
0 |
0 |
2 |
- |
0 |
0 |
12 |
10 |
0 |
1 |
30 |
12. Петров |
- |
- |
- |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
10 |
17 |
13. Кобаяши |
- |
- |
- |
- |
0 |
- |
1 |
- |
6 |
8 |
0 |
2 |
17 |
14. Льюцци |
2 |
6 |
- |
- |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
15. Хюлкенберг |
0 |
- |
1 |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
- |
1 |
0 |
8 |
10 |
16. Буэми |
0 |
- |
0 |
- |
- |
1 |
0 |
4 |
2 |
0 |
- |
0 |
7 |
17. де ла Роса |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
6 |
6 |
18. Альгерсуари |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
- |
3 |
Примечание. Очки начисляются по следующей системе: 1-е место – 25 очков. 2-е – 18. 3-е – 15. 4 – 12. 5-е – 10. 6-е – 8. 7-е – 6. 8-е – 4. 9-е – 2. 10-е – 1. «0» – гонщик финишировал вне очковой зоны. «-» – гонщик не финишировал.
ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ
Будапешт. «Хунгароринг». 70 кругов по 4381 м. Дистанция гонки – 306 630 м.
пилот |
страна |
команда |
время/отставание |
1. Марк Уэббер |
Австралия |
Ред Булл |
1:41.05,571 |
2. Фернандо Алонсо |
Испания |
Феррари |
+17,821 |
3. Себастьян Феттель |
Германия |
Ред Булл |
+19,252 |
4. Фелипе Масса |
Бразилия |
Феррари |
+27,474 |
5. Виталий Петров |
Россия |
Рено |
+1.13,192 |
6. Нико Хюлькенберг |
Германия |
Уильямс |
+1.16,723 |
7. Педро де ла Роса |
Испания |
БМВ-Заубер |
+1 круг |
8. Дженсон Баттон |
Великобритания |
Макларен |
+1 круг |
9. Камуи Кобаяши |
Япония |
БМВ-Заубер |
+1 круг |
10. Рубенс Баррикелло |
Бразилия |
Уильямс |
+1 круг |
11. Михаэль Шумахер |
Германия |
Мерседес |
+1 круг |
12. Себастьян Буэми |
Швейцария |
Торо Россо |
+1 круг |
13. Витантонио Льюцци |
Италия |
Форс-Индия |
+1 круг |
14. Хейкки Ковалайнен |
Финляндия |
Лотус |
+3 круга |
15. Ярно Трулли |
Италия |
Лотус |
+3 круга |
16. Тимо Глок |
Германия |
Вирджин |
+3 круга |
17. Бруно Сенна |
Бразилия |
Испания |
+3 круга |
18. Лукас ди Грасси |
Бразилия |
Вирджин |
+4 круга |
19. Сакон Ямамото |
Япония |
Испания |
+4 круга |
Лучший круг: Феттель – 1:22.362 (70 круг)
СХОДЫ
пилот |
страна |
команда |
круг |
причина |
Льюис Хэмилтон |
Великобритания |
Макларен |
25 |
коробка передач |
Роберт Кубица |
Польша |
Рено |
25 |
последствия аварии |
Нико Росберг |
Германия |
Мерседес |
17 |
крепление колеса |
Адриан Сутил |
Германия |
Форс-Индия |
17 |
авария |
Хайме Альгерсуари |
Испания |
Торо Россо |
2 |
двигатель |