Квят, на выход! Россиянин официально лишился места в «Альфа Таури»

Дочерняя команда «Ред Булла» объявила состав на будущий год. Партнером француза Пьера Гасли стал японец Юки Цунода. Россиянин Даниил Квят покидает «Альфа Таури».
news

ЭТО БЫЛО ОЖИДАЕМО?

Да. Конечно, до официального объявления оставалась надежда, что Квята все-таки оставят – тем более, он серьезно прибавил по ходу последних «Гран-при». Да и руководство «Ред Булла» давно славится неординарными и даже нелогичными решениями по кадрам. И все-таки, продление уфимца в «Альфа Таури» было из области ненаучной фантастики. Сам Даниил, приехав в Абу-Даби за заключительный этап сезона, не скрывал, что по сути прощается – и с командой, и с «Формулой-1». Даже приготовил специальный дизайн шлема. А сразу после финиша гонки, в которой он занял 11-е место, заявил:

- Теперь я – свободный агент.

Почему в младшей «Скудерии» тянули с подтверждением контракта Цуноды, понять сложно. Японец еще две недели назад гарантировал себе суперлицензию ФИА, дающую право выступать в «Формуле-1». Еще до этого Хельмут Марко (именно он отвечает за составы пилотов в обеих коллективах «Ред Булл») заявлял, что в случае ее получения Юки точно возьмут в «Альфа Таури». Полтора месяца назад он провел закрытые тесты в Фаэнце на машине «Торо Россо» образца-2018. А после «Гран-при Абу-Даби» принял участие и в «молодежных» тестах «Формулы-1» - уже за рулем актуального болида. Возможно, руководство «Быков» долго улаживало какие-то формальности. Но очевидно, что принципиальное решение по замене Квята было принято очень давно.

Мы все понимали, что его дни в команде сочтены. Теперь они официально закончились.

КТО ТАКОЙ ЦУНОДА?

Юки – довольно талантливый парень, вошедший в программу поддержки пилотов «Ред Булл». Считалось, что этому всерьез поспособствовало плотное партнерство «Быков» с «Хондой» - мол, японская компания настояла на продвижении японского гонщика. Когда летом «Хонда» неожиданно заявила, что покидает «Формулу-1» после 2021 года, показалось, что это резко бьет по позициям Юки – мол, в этом случае «Ред Булл» больше не будет тянуть парня и сажать его в свой кокпит. В том числе – из-за обиды на партнеров, которые серьезно осложнили им жизнь своим скорым «побегом». Но Хельмут Марко поспешил развеять сомнения, твердо и однозначно заявив: решение «Хонды» никак не повлияет на карьеру Юки. Он именно пилот программы «Ред Булла», а не протеже их нынешних мотористов.

При этом сам Цунода выдал мощный сезон в «Формуле-2». Он приходил в чемпионат в большой компании талантливых юниоров, неплохо проявивших себя в «Формуле-3» в 2019-м. Вместе с чемпионом того года, россиянином Робертом Шварцманом, новозеландцем Маркусом Армстронгом, бразильцами Педро Пике и Фелипе Друговичем, датчанином Кристианом Лундгором и индусом Джеханом Дарувалой – еще одним протеже «Ред Булла», ставшим партнером Юки по команде Carlin в «Ф2». Причем в этой самой компании Цунода не считался самым перспективным. Наоборот, в чемпионате «Ф3»-2019 он одержал всего одну победу и стал девятым в общем зачете – позади всех упомянутых ребят, кроме Друговича. Тот же Дарувала занял третье место!

Однако, как и Другович, Юки серьезно удивил своим прогрессом. Уже на втором этапе в Австрии он выиграл поул-позицию и стал вторым в субботней гонке (уступил Шварцману). А в дальнейшем только наращивал темп. Цунода впечатлял в квалификациях, став лучшим в четырех из них (а это, кроме прочего – 16 бонусных баллов в зачет!), часто поднимался на подиум и одержал три победы (на одну меньше, чем Шварцман, но больше, чем чемпион серии Мик Шумахер). Правда, его триумф в Спа вышел несколько спорным – формально первым финишировал Мазепин, но Никита получил несправедливый штраф в 5 секунд за агрессивную оборону от Юки. За что последнего невзлюбили российские поклонники автоспорта. Точнее, не сам штраф для нашего гонщика, а за показные «страдания» и жалобы Цуноды в радиоэфире.

Тем не менее, в общем зачете Юки стал третьим и лучшим среди всех новичков! Причем, особенно сильно он провел именно последний уик-энд. Перед ним Цунода был пятым в чемпионате и рисковал в случае неудачи остаться без суперлицензии ФИА. А следовательно - и без контракта в «Формуле-1». Однако парень собрался, выиграл квалификацию и первую гонку, а затем стал вторым в спринте. Умение так резко прибавить в сложный и ключевой момент многое говорит об уровне таланта и характере гонщика. А ведь Юки, отметим, всего 20 лет!

Как бы нам ни было обидно за Квята, надо признать, что миниатюрный японец (рост Цуноды – 159 см) полностью заслужил право попробовать себя в «Альфа Таури». Возможно, из него действительно получится звезда – которых у Японии, признаемся, пока еще не было.

КУДА ПОЙДЕТ КВЯТ?

Можно, конечно, помечтать и представить, что вместо «Альфа Таури» Квят поедет в «Ред Булле»! Вдруг оттуда уберут Албона и не станут приглашать Переса, а позовут давно знакомого и все же сильного пилота? Но вероятность такого расклада мизерна. Похоже, Хельмут Марко окончательно поставил на уфимце крест.

Других свободных мест в чемпионате-2021 уже нет. Так что скорее всего Даниил пропустит следующий год. Сам он отмечал, что пока не думал о будущем.

- Я был сосредоточен на последних гонках. Старался показать свой максимум и достойно попрощаться с командой, которая очень много для меня сделала, - рассказывал Квят. – Что будет дальше, пока не знаю. Я готов к любому развитию. Будет интересное предложение из других серий? Посмотрим! Возьму отпуск на год? Тоже не исключено. Но я однозначно рассчитываю, что смогу побороться за место в составе на 2022-й год.

В конце концов, Квят уже покидал «Формулу-1» - пропускал 2018-й. После увольнения из «Торо Россо» до окончания сезона-2017 он стал пилотом по развитию в «Феррари», год отработал на симуляторах в Маранелло, заслужил отличные отзывы и получил шанс вернуться – опять же в младшую «Скудерию». Нельзя исключать, что ситуация повторится. Даниилу всего 26 лет, места в командах наверняка появятся, так что он может получить контракт. Вероятность не так велика, но имеется. Тут главное быть на виду и постоянно напоминать о себе. Год отпуска в этом смысле вряд ли будет полезным. А вот должность резервного гонщика или того же пилота по развитию в другом коллективе (да хоть бы опять и в «Феррари»!) придется очень кстати. Параллельные выступления в условном WEC, DTM или «Формуле-Е» тоже не повредят. Хотя это уже опционально.

Но даже если Квяту не суждено вернуться в «Формулу-1», мы все равно можем гордиться своим гонщиком. Он провел в высшей лиге шесть сезонов, трижды поднимался на подиум, выдал много ярких заездов. Он был и пока остается лучшим российским пилотом в истории. Согласитесь, это многого стоит.

Новости. Формула-1