Квят, на выход! Россиянин официально лишился места в «Альфа Таури»
ЭТО БЫЛО ОЖИДАЕМО?
Да. Конечно, до официального объявления оставалась надежда, что Квята все-таки оставят – тем более, он серьезно прибавил по ходу последних «Гран-при». Да и руководство «Ред Булла» давно славится неординарными и даже нелогичными решениями по кадрам. И все-таки, продление уфимца в «Альфа Таури» было из области ненаучной фантастики. Сам Даниил, приехав в Абу-Даби за заключительный этап сезона, не скрывал, что по сути прощается – и с командой, и с «Формулой-1». Даже приготовил специальный дизайн шлема. А сразу после финиша гонки, в которой он занял 11-е место, заявил:
- Теперь я – свободный агент.
Почему в младшей «Скудерии» тянули с подтверждением контракта Цуноды, понять сложно. Японец еще две недели назад гарантировал себе суперлицензию ФИА, дающую право выступать в «Формуле-1». Еще до этого Хельмут Марко (именно он отвечает за составы пилотов в обеих коллективах «Ред Булл») заявлял, что в случае ее получения Юки точно возьмут в «Альфа Таури». Полтора месяца назад он провел закрытые тесты в Фаэнце на машине «Торо Россо» образца-2018. А после «Гран-при Абу-Даби» принял участие и в «молодежных» тестах «Формулы-1» - уже за рулем актуального болида. Возможно, руководство «Быков» долго улаживало какие-то формальности. Но очевидно, что принципиальное решение по замене Квята было принято очень давно.
Мы все понимали, что его дни в команде сочтены. Теперь они официально закончились.
КТО ТАКОЙ ЦУНОДА?
Юки – довольно талантливый парень, вошедший в программу поддержки пилотов «Ред Булл». Считалось, что этому всерьез поспособствовало плотное партнерство «Быков» с «Хондой» - мол, японская компания настояла на продвижении японского гонщика. Когда летом «Хонда» неожиданно заявила, что покидает «Формулу-1» после 2021 года, показалось, что это резко бьет по позициям Юки – мол, в этом случае «Ред Булл» больше не будет тянуть парня и сажать его в свой кокпит. В том числе – из-за обиды на партнеров, которые серьезно осложнили им жизнь своим скорым «побегом». Но Хельмут Марко поспешил развеять сомнения, твердо и однозначно заявив: решение «Хонды» никак не повлияет на карьеру Юки. Он именно пилот программы «Ред Булла», а не протеже их нынешних мотористов.
При этом сам Цунода выдал мощный сезон в «Формуле-2». Он приходил в чемпионат в большой компании талантливых юниоров, неплохо проявивших себя в «Формуле-3» в 2019-м. Вместе с чемпионом того года, россиянином Робертом Шварцманом, новозеландцем Маркусом Армстронгом, бразильцами Педро Пике и Фелипе Друговичем, датчанином Кристианом Лундгором и индусом Джеханом Дарувалой – еще одним протеже «Ред Булла», ставшим партнером Юки по команде Carlin в «Ф2». Причем в этой самой компании Цунода не считался самым перспективным. Наоборот, в чемпионате «Ф3»-2019 он одержал всего одну победу и стал девятым в общем зачете – позади всех упомянутых ребят, кроме Друговича. Тот же Дарувала занял третье место!
Однако, как и Другович, Юки серьезно удивил своим прогрессом. Уже на втором этапе в Австрии он выиграл поул-позицию и стал вторым в субботней гонке (уступил Шварцману). А в дальнейшем только наращивал темп. Цунода впечатлял в квалификациях, став лучшим в четырех из них (а это, кроме прочего – 16 бонусных баллов в зачет!), часто поднимался на подиум и одержал три победы (на одну меньше, чем Шварцман, но больше, чем чемпион серии Мик Шумахер). Правда, его триумф в Спа вышел несколько спорным – формально первым финишировал Мазепин, но Никита получил несправедливый штраф в 5 секунд за агрессивную оборону от Юки. За что последнего невзлюбили российские поклонники автоспорта. Точнее, не сам штраф для нашего гонщика, а за показные «страдания» и жалобы Цуноды в радиоэфире.
Тем не менее, в общем зачете Юки стал третьим и лучшим среди всех новичков! Причем, особенно сильно он провел именно последний уик-энд. Перед ним Цунода был пятым в чемпионате и рисковал в случае неудачи остаться без суперлицензии ФИА. А следовательно - и без контракта в «Формуле-1». Однако парень собрался, выиграл квалификацию и первую гонку, а затем стал вторым в спринте. Умение так резко прибавить в сложный и ключевой момент многое говорит об уровне таланта и характере гонщика. А ведь Юки, отметим, всего 20 лет!
Как бы нам ни было обидно за Квята, надо признать, что миниатюрный японец (рост Цуноды – 159 см) полностью заслужил право попробовать себя в «Альфа Таури». Возможно, из него действительно получится звезда – которых у Японии, признаемся, пока еще не было.
КУДА ПОЙДЕТ КВЯТ?
Можно, конечно, помечтать и представить, что вместо «Альфа Таури» Квят поедет в «Ред Булле»! Вдруг оттуда уберут Албона и не станут приглашать Переса, а позовут давно знакомого и все же сильного пилота? Но вероятность такого расклада мизерна. Похоже, Хельмут Марко окончательно поставил на уфимце крест.
Других свободных мест в чемпионате-2021 уже нет. Так что скорее всего Даниил пропустит следующий год. Сам он отмечал, что пока не думал о будущем.
- Я был сосредоточен на последних гонках. Старался показать свой максимум и достойно попрощаться с командой, которая очень много для меня сделала, - рассказывал Квят. – Что будет дальше, пока не знаю. Я готов к любому развитию. Будет интересное предложение из других серий? Посмотрим! Возьму отпуск на год? Тоже не исключено. Но я однозначно рассчитываю, что смогу побороться за место в составе на 2022-й год.
В конце концов, Квят уже покидал «Формулу-1» - пропускал 2018-й. После увольнения из «Торо Россо» до окончания сезона-2017 он стал пилотом по развитию в «Феррари», год отработал на симуляторах в Маранелло, заслужил отличные отзывы и получил шанс вернуться – опять же в младшую «Скудерию». Нельзя исключать, что ситуация повторится. Даниилу всего 26 лет, места в командах наверняка появятся, так что он может получить контракт. Вероятность не так велика, но имеется. Тут главное быть на виду и постоянно напоминать о себе. Год отпуска в этом смысле вряд ли будет полезным. А вот должность резервного гонщика или того же пилота по развитию в другом коллективе (да хоть бы опять и в «Феррари»!) придется очень кстати. Параллельные выступления в условном WEC, DTM или «Формуле-Е» тоже не повредят. Хотя это уже опционально.
Но даже если Квяту не суждено вернуться в «Формулу-1», мы все равно можем гордиться своим гонщиком. Он провел в высшей лиге шесть сезонов, трижды поднимался на подиум, выдал много ярких заездов. Он был и пока остается лучшим российским пилотом в истории. Согласитесь, это многого стоит.