Расселл обесценил титул Хэмилтона. Или все-таки нет?

Дебют Джорджа Расселла за рулем «Мерседеса» вышел настолько ярким, что породил массу вопросов. «Советский спорт» искал ответы на главные из них.
news

Напомним, что юный британец – чемпион GP3 и «Формулы-2» - перед «Гран-при Сахира» заменил в чемпионской команде заболевшего ковидом Льюиса Хэмилтона. После 36 «Гран-при» за «Уильямс», в которых Расселл ни разу не проиграл квалификацию напарникам, но также ни разу не смог попасть в очки (из-за слабой машины), Джордж получил возможность бороться сразу за победу! И был к ней очень близок – на старте опередил Валттери Боттаса (которому проиграл в борьбе за поул всего 0,026 секунды), лидировал большую часть дистанции, показал лучший круг, но стал жертвой ошибки команды на пит-стопе (ему поставили не тот комплект резины), а затем – и прокола покрышки. В итоге англичанин финишировал девятым. Да, впервые в карьере – в топ-10. Но можно понимать, насколько он был расстроен…

Тем не менее, безотносительно результата выступление Расселла действительно впечатлило! Особенно с учетом того, что Джордж управлял новой машиной, в которой:

а) чувствовал себя некомфортно. Кокпит был рассчитан на Хэмилтона, а он куда ниже Джорджа (примерно на 15 см) и имеет меньший размер ноги (что важно при расположении педалей). Расселл был вынужден сидеть неудобно, обуть неподходящую для себя, очень тесную обувь, и это, разумеется, серьезно осложняло ему жизнь. Особенно в условиях длинной гонки.

б) не был знаком с машиной в принципе. Не только с ее скоростью, настройками и т.д. Но даже с расположением ключевых кнопок на руле. Например, после квалификации Расселл не знал, как заглушить двигатель.

в) Джордж в принципе никогда не боролся на таком уровне в «Формуле-1». За два сезона в «Уильямсе» он привык вести борьбу в хвосте пелотона, а тут оказался реальным претендентом на победу. Психологическое давление возросло на порядок, и справиться с ним так резко – задача не из простых даже для самых талантливых гонщиков.

Но все это не помешало Расселлу проехать быстрее напарника. Не случись ошибок на пит-стопе и прокола покрышки, он был бы минимум вторым. Скорее всего – первым. И такой результат вызвал много вопросов.

ДЖОРДЖ «ОБНУЛИЛ» ТИТУЛЫ ХЭМИЛТОНА?

В смысле – чего стоят трофеи Льюиса, его рекорды по победам и титулам, если молодой пилот за рулем болида Хэмилтона, в обуви на два размера меньше нужного, с неудобной посадкой в кокпите, не знакомый с кнопками на руле, в первой же гонке едва не одержал победу (и одержал бы, если бы не «косяки» команды?). Значит, сам Хэмилтон переоценен, и его достижения не имеют значения? Мол, посади за руль такого «Мерседеса» любого другого – и он возьмет те же титулы!

Ответ: нет.

Дело даже не в том, что Расселл – действительный сильный гонщик, и далеко не каждый на его месте проехал бы так же успешно. В самой постановке вопроса есть важная логическая ошибка – быстрая машина не умаляет таланта пилота. Ведь Хэмилтон не виноват, что в последние годы в его распоряжении был лучший болид. Так можно сказать, что и Шумахер в «Феррари» в 2000-2004 годах побеждал исключительно за счет «самовоза». И Феттель на «Ред Булле» в 2010-2013 – то же самое. Собственно, многие так и говорят. Но это неправда.

Лучший болид – не беда, а привилегия. Фактор быстрейшей машины не может обесценить талант гонщика. Безусловно, он облегчает ему жизнь. Но это не значит, что пилот не достоин трофеев, которые выиграл. К тому же, ему как минимум было надо опередить напарника на такой же технике. Плюс очень важный момент – сама постройка лучшего болида все равно невозможна без влияния гонщика. Без его обратной связи с инженерами, советов и т.д.

Расселлу правда достался лучший болид. Но далеко не факт, что этот болид был бы лучшим, если бы в «Мерседесе» не было Хэмилтона.

Хотя надо признать – в какой-то степени Джордж действительно снизил «цену Льюиса». В прямом смысле. У Хэмилтона нет контракта на будущий год, и Тото Вольфф теперь может сказать: «Смотри, на нашей машине даже «бесплатный» Расселл способен бороться за титул! Давай, немного снизим твои требования по зарплате». И будет, в общем прав.

Возможно, в долгую так не сработает. Мы не уверены в том, что Расселл на таком же уровне способен провести весь сезон. И уж тем более – что он способен помогать команде строить лучший болид на протяжении семи лет подряд. Но мы и не узнаем, если он не попробует. А шанс, что у него все выйдет, все же есть. Мы это увидели на «Сахире».

ДЖОРДЖ КРУЧЕ БОТТАСА?

Тоже спорный момент. Конкретно в этой гонке на Расселла ничего не давило – кроме личных амбиций. Если бы он смотрелся хуже Валттери, Джорджа никто бы в этом не упрекнул (причины описаны выше). А вот сам Боттас оказался под прессингом. Он и так уж который сезон в одну калитку проиграл Хэмилтону, а тут еще талантливый юниор может заткнуть его за пояс. Конечно, финн нервничал и переживал – за свой статус, за свою репутацию. Отсюда и ошибки – на старте, по ходу первых кругов… Хотя, надо признать, в общем целом он смотрелся не так уж медленнее. Другое дело, что он обязан был выигрывать по всем статьям! И в квалификации, и в гонке. Чтобы отсеять все сомнения насчет того, зачем его из года в год оставляют в напарниках Льюиса.

Но не смог.

Ответ: пока неясно.

Одна гонка – не показатель. То, что Боттас не разбил Рассела на «Сахире», не означает, что он не сможет это сделать на других автодромах. Возможно – на большинстве из них в календаре. Финн, все-таки, талантливый гонщик, пусть и запертый в амплуа «Вторикеллы».

Тем не менее, выступление Джорджа понизило и котировки Валттери. В будущем году у Тото Вольффа останется не так уж много аргументов на продление финна. Как ни крути, а Расселл доказал, что он как минимум не хуже. Что ему есть куда расти. И что мариновать его в убогом «Уильямсе» просто бессмысленно.

«МЕРСЕДЕС» СПЕЦИАЛЬНО ЗАПОРОЛ ЕМУ ГОНКУ?

Вопрос возник сам собой, когда болельщики увидели неразбериху во время пит-стопов под виртуальным сейфти-каром. Два «Мерседеса» уверенно шли в лидерах, но после Расселу поставили часть покрышек от Боттаса, самого Боттаса продержали аж 30 секунд, пока искали нужные шины, потом пришлось опять звать Джорджа в боксы…. В общем, подобной вакханалии мы не встречали давно! Не говоря о том, что речь идет о лучшей команде последних сезонов, которая таких ошибок не допускает в принципе…

Отсюда и теории заговоров. Мол, «Мерседес» сознательно «начудил», чтобы и Расселл не выиграл (не обесценив результаты Льюиса), и Боттас не смотрелся сильно хуже (чтобы хоть как-то оправдать его наличие в команде).

Ответ: нет.

Если бы Тото Вольфф думал только о том, как бы не принизить результаты Хэмилтона и не обидеть Боттаса, он бы не стал вытаскивать Расселла из «Уильямса». А позвал бы штатных резервистов «Мерседеса» - Стоффеля Вандорна или Эстебана Гуттьереса. Оба выступали в «Формуле-1» и с обоими ясно, что никаким супер-талантом они не обладают. Парни априори смотрелись бы хуже Валттери, так что не пришлось бы ничего мудрить с пит-стопами. Но Вольфф пошел другим путем – и дал шанс Джорджу.

То, что случилось в боксах «Мерседеса», действительно тяжело объяснить. Но это вряд ли тот случай, когда надо искать двойное дно и плести теории заговора. Скорее, подойдет простая русская поговорка: «И на старуху бывает проруха».

ЧТО ЖДЕТ РАССЕЛЛА ДАЛЬШЕ?

Самый реалистичный вариант – еще один год в «Уильямсе». Собственно, контракт Расселла с командой из Гроува подписан. Конечно, «Мерседес» при желании может забрать его к себе, но…

У Боттаса уже тоже есть контракт. А Хэмилтон, скорее всего, не планирует закончить карьеру.

В конце концов, сам Тото Вольфф сказал:

- На 2021-й вариант с Расселлом – нереалистичен. Наш состав – Льюис и Валттери. А вот насчет 2022-го – посмотрим.

При этом уже пошли слухи, что переманить молодого британца не против «Ред Булл». Конечно, это только домыслы журналистов, основанные на разговорах внутри паддока. Но логика очевидна – если юного талантливого гонщика годами маринуют в слабой команде, не стоит удивляться, что кто-то захочет его перехватить! Тем более, Расселл и правда убедил в своем потенциале. А их пара с Ферстаппеном может стать самой яркой на долгие годы вперед. «Быки», имеющие явный дефицит с кадрами (кто знает, что получится из Цуноды, да и Гасли может уйти в любой момент, а с Албоном все давно ясно), наверняка всерьез изучают такую возможность.

И все же, скорее всего, до этого не дойдет. В 2022-м Джордж окажется в «черных стрелах». Либо вместо Боттаса (его просто нет смысла держать вторым гонщиком на протяжении такого периода времени). Либо вместо Льюиса, если британец поймет, что «устал-ухожу».

Вот тогда и узнаем, чего на самом деле стоит Расселл.

 

Новости. Формула-1