Остановивший Шумахера. Как Фернандо Алонсо вошел в историю
Сезон-2018 стал последним в карьере Фернандо Алонсо – в будущем году его не будет в «Формуле-1». Возможно, он еще вернется. Но, все-таки, вряд ли. «Советский спорт» собрал 10 фактов о выдающей карьере испанца, который дважды был чемпионом и прервал эру Михаэля Шумахера.
ДЕБЮТИРОВАЛ В «МИНАРДИ»
Фернандо не повезло сразу дебютировать в конкурентоспособной команде – своей первый сезон он провел в маленькой, частной «Минарди», которая на протяжении всей своей истории (до того, как превратилась в «Торо Россо») никогда не претендовала на очки. Не сумел набрать их и Алонсо – его лучшим результатом в 2001 году стало 11-е место в Японии, в общем зачете испанец занял 23-ю позицию. Однако талант и скорость новичка впечатлили всех – уже тогда ему пророчили успешное будущее.
ПРОВЕЛ ГОД ТЕСТ-ПИЛОТОМ В «РЕНО»
Чтобы получить возможность вырваться из низов пелетона, амбициозный Алонсо пошел на неожиданный шаг – принял решение на один год расстаться с местом призового гонщика и согласился на должность тест-пилота в «Рено». Именно в этом качестве он провел сезон-2002, прежде чем окончательно заслужил расположение Флавио Бриаторе и добился приглашения в основной состав на 2003 год. Во французской команде Фернандо заменил Дженсона Баттона, отправившегося в «БАР».
ПОПАЛ НА ПОДИУМ, НЕ ПОПАВ НА ПОДИУМ
Второй полноценный сезон принес Алонсо первую победу (в Венгрии), но еще до этого он трижды попадал на подиум. В том числе – несколько курьезным образом. «Гран-при Бразилии»-2003 был прерван из-за тяжелой аварии… самого испанца, который не снизил скорость в режиме машины безопасности. Пилоты успели проехать 55 кругов, и организаторы решили не продолжать саму гонку, зафиксировав результат по протоколу на конец 54-го круга. Так Джанкарло Физикелла внезапно стал победителем на скромном «Джордане» (это как если бы сейчас первое место занял Сергей Сироткин на «Уильямсе»), а Фернандо оказался третьим. Только на подиум испанец не поднялся – вместо него он отправился в больницу с легким сотрясением мозга.
ПРЕРВАЛ ЭРУ ШУМАХЕРА
В 2000-2004 годах Михаэль Шумахер выиграл пять чемпионатов подряд, и Фернандо Алонсо был первым, кто прервал гегемонию великого немца. Закрепившись в роли лидера «Рено», он уверенно провел весь сезон-2005, одержав 7 побед и набрав 133 очка. Справедливости ради надо отметить, что конкретно «Феррари» в тот год за титул совсем не боролась. Единственный «Гран-при» Шумахер выиграл в США – в памятной гонке на «Индианаполисе», когда на старт вышло всего 6 машин… Главным конкурентом Фернандо стал не Михаэль, а Кими Райкконен на «Макларене», но финн в итоге отстал от испанца на 21 очко.
Вот в 2006-м Михаэль полноценно вернулся в битву за титул, но это не смутило Алонсо. Он снова выиграл 7 гонок, набрал 134 очка (заметьте, какая стабильность!) и стал самым юным двукратным чемпионом мира в истории (на тот момент). Шумахер же, проиграв чемпионат, окончательно понял, что его эра закончилась, и во время итальянского уик-энда со слезами на глазах объявил о завершении карьеры. Тогда никто еще не знал, что он вернется в 2010-м.
СДАЛ «МАКЛАРЕН» В ШПИОНСКОМ СКАНДАЛЕ
Контракт с «Маклареном» Алонсо подписал еще в 2005 году. В 2006-м все уже знали, что он покинет «Рено» по окончании сезона (как оказалось – победного). Но переезд в Уокинг принес Фернандо совсем не то, на что рассчитывал испанец. Он ожидал что станет явным лидером команды, однако амбициозный дебютант Льюис Хэмилтон не стал мириться с подобным положением вещей. К середине сезона стало понятно, что если англичанин в чем-то и уступает и напарнику, то разве что в опыте. При этом даже опыт не помог Алонсо сохранить хладнокровие в условиях жесткой внутрикомандной борьбы. В итоге все закончилось печально. Фернандо фактически «слил» «Макларен» в шпионском скандале, передав в суд свою переписку с Педро де ля Росой, в которой испанский тест-пилот «Скудерии» делился секретной информацией по техническим нюансам алых болидов, предоставленных, в свою очередь, главным механиком итальянской команды Найджелом Степни. «Макларен» тогда признали виновным в шпионаже, исключили из Кубка конструкторов (который они с запасом выиграли) и оштрафовали на 100 миллионов долларов. А сам Алонсо, увлекшись битвой с Хэмилтоном, в итоге проиграл титул Кими Райкконену в самой напряженной и интригующей развязке чемпионатов «Формулы-1» за последние 20 лет.
ВЫИГРАЛ ПОДСТРОЕННУЮ ГОНКУ В СИНГАПУРЕ
Понятно, что оставаться в «Макларене» после всего, что он наворотил тем жарким летом 2007-го, Фернандо не мог. В итоге испанец вернулся в «Рено», где провел еще два сезона, уже не участвуя в борьбе за чемпионство. Правда, гонки Алонсо выигрывал. Даже две (обе – в 2008-м). Но в первой из них – в Сингапуре – испанец одержал победу при весьма спорных обстоятельствах. Всем сразу бросилось глаза, как удачно сыграла ему на руку авария партнера Фернандо Нельсиньо Пике – машина безопасности появилась на трассе ровно в тот момент, когда Алонсо побывал на пит-стопе, что дало ему колоссальное преимущество и позволило финишировать первым. О том, что авария бразильца была не случайной, он рассказал сам – летом 2009-го, когда за плохие результаты потерял место в команде. Скандал стоил карьеры Флавио Бриаторе, которому пожизненно запретили любую деятельность в «Формуле-1». И самому Пике – работать с парнем, выносящим сор из избы, никто, конечно, больше не хотел (по крайней мере – в чемпионате мира). Но вот саму победу у Алонсо не отняли.
ПОЛУЧАЛ ПО 50 МИЛЛИОНОВ В ГОД
В 2010-м Фернандо осуществил мечту любого гонщика – надел комбинезон пилота «Феррари». Тогда же испанец стал самым высокооплачиваемым пилотом планеты. По неофициальным данным, его контракт был рассчитан на 50 миллионов долларов в год. Правда, большую часть этой суммы платила не сама «Феррари», а испанский банк «Сантандер», ставший одним из главных спонсоров «конюшни».
ГРОЗИЛ КУЛАКОМ ВИТАЛИЮ ПЕТРОВУ
В свой первый же сезон в «Скудерии» Фернандо едва не выиграл титул, но все испортил российский дебютант чемпионата (наш первый гонщик «Формулы-1» в истории) Виталий Петров. На заключительном «Гран-при» - в Абу-Даби – испанцу кровь из носу надо было финишировать впереди Себастьяна Феттеля. Однако, застряв за «Выборгской ракетой» (Петров выступал за «Рено»), Алонсо так и не сумел его опередить (хотя отчаянно пытался на протяжении большей части заезда). В итоге немец стал чемпионом. А сам Фернандо после финиша на круге возвращения в боксы грозил Виталию кулаком. Мол, «Куда ты влез, парень!». Феттель, кстати, позже поблагодарил россиянина за вклад в свой успех.
ВСТРЕЧАЛСЯ С РУССКОЙ МОДЕЛЬЮ
После развода с Ракель дель Росарио в 2011 году Фернандо ненадолго стал одним из самых завидных женихов в мире спорта. Но уже в 2012-м у Алонсо завязался новый роман. Избранницей пилота стала российская модель Дарья Капустина, с которой он познакомился на «Гран-при Японии» (девушка работала там по приглашению организаторов). Их роман был красивым и ярким, Фернандо ездил во Владивосток к родителям Дарьи (интересно было бы наблюдать за реакцией местных жителей, увидевших Алонсо в подъезде обычной пятиэтажки), учил русский язык, парочка постоянно была вместе и выглядела крайне счастливой. Увы, все закончилось два года спустя – Фернандо и Дарья расстались в 2014-м.
ОШИБСЯ С ВЫБОРОМ ПОСЛЕДНЕЙ КОМАНДЫ
Алонсо провел в «Феррари» пять сезонов, дважды был близок к титулу (в 2010 и 2012 годах), но так его и не выиграл. По ходу сезона-2014 он постоянно выражал недовольство положением дел в «Скудерии» и не вносил ясность в вопрос, будет ли подписывать с ней новый контракт. В итоге в Маранелло сыграли на опережение, заманив к себе Феттеля и отпустив Фернандо на все четыре стороны (что, кстати, серьезно его удивило). Испанец же не нашел ничего лучшего, чем вернуться в «Макларен» - в Уокинге давно забыли и простили его за события 2007 года.
Увы, этот этап своей карьеры, ставший в ней заключительным, принес Алонсо одни разочарования. Сотрудничество с «Хондой» обернулось провалом, результаты оказались плачевными, испанец боролся не столько с другими пилотами, сколько с плохой машиной и слабым двигателем. За последние четыре года он ни разу не попал на подиум, тем более – не выиграл гонку. При этом Фернандо все равно умудрялся поражать своим гоночным мастерством, выжимая из ситуации 150 процентов возможного. Но ни малейшего шанса выиграть третий титул так и не получил.
Что в отношении одного из самых ярких и талантливых пилотов в истории, наверное, несправедливо.