Руководитель «ЛУКОЙЛ Рейсинг» Евгений Малиновский: «Формула-1» от нас не уйдет
ФОРМУЛА-1
Евгений Малиновский знает, о чем говорит: на счету 12 пилотов его команды 61 титул в России и Европе. В разговоре с корреспондентом «СС» руководитель автогоночной команды «ЛУКОЙЛ Рейсинг» раскрывает секреты успеха, объясняет, почему он не считает высокие достижения команды чем-то удивительным и когда его пилоты должны гоняться в «Формуле-1».
КТО БОЛЬШЕ ВЛИЯЕТ НА РЕЗУЛЬТАТ: ГОНЩИК ИЛИ ЭЛЕКТРИК?
– Почти десять лет вы являетесь бессменным руководителем «ЛУКОЙЛ Рейсинг». А как образовалась самая успешная команда России?
– Я долго наблюдал за автомобильными гонками и понял, что если привести мощного спонсора и построить работу по принципу лучших европейских коллективов, то выиграть у этой команды будет невозможно. Принцип изначально был в профессиональном подходе.
– Именно по этой причине вы стали работать с зарубежными специалистами?
– В 1997 году инженеров и механиков европейского уровня у нас не было, а если ты не профессионал и не в состоянии качественно обслуживать автомобиль, то, даже вкладывая большие деньги, будешь проигрывать. Но лучше изначально потратить, пусть и серьезную часть бюджета, на профессиональное обслуживание, чем ставить к машине человека, который в ней ничего не понимает. Иностранных пилотов мы брали в качестве эталона, чтобы наши гонщики учились на их опыте.
– Откройте тайну: почему «ЛУКОЙЛ Рейсинг» постоянно побеждает?
– Любая команда – это сплоченный коллектив, в котором успех зависит от действий каждого человека. Я порой не знаю, кто больше влияет на результат: поставщик шин, тот, кто дал нам деньги на участие, электрик, вовремя отремонтировавший бензонасос или гонщик, который сумел раскрыть потенциал автомобиля. Успех или, в нашем конкретном случае, победа – это идеальная работа всех членов команды.
– В России команда «ЛУКОЙЛ Рейсинг» 33 раза выигрывала чемпионат и 21 раз Кубок страны. Вот уже несколько лет ваши гонщики – участники европейских гонок. Насколько далеко простираются ваши амбиции?
– За четыре сезона гонщики «ЛУКОЙЛ Рейсинг» выиграли чемпионат Финляндии в «Формуле-3» и два раза становились вице-чемпионами в «Формуле-Рено 2.0». Идея участия в европейских автомобильных гонках появилась еще в 1998 году. Но на тот момент у нас не было подходящего гонщика. Как только появилась возможность взять Михаила Алешина, мы это сделали. Затем стали подтягиваться еще несколько потенциально перспективных ребят, и мы разработали программу, которая позволила бы им профессионально подготовиться к гонкам самого высокого уровня. Мечта каждого гонщика в мире – «Формула-1», она и является нашей конечной целью.
– Но не является ли это навязчивой идеей: любым способом запихнуть в гонки «Гран-при» своего пилота?
– Пожелай мы любыми способами посадить своего гонщика в «Формулу-1», сделали бы это уже давно. Я могу найти десяток пилотов в России, которых миллионов за 40 посадят в машину «Формулы-1». Но как только эти деньги закончатся, их оттуда выгонят. Мы не хотим заниматься подобными вещами. Наша цель – попасть в «Формулу-1» за мизерную плату, а потом вообще отказаться от спонсорских взносов. Для этого нужно сделать пилота конкурентоспособным, чтобы он показывал отличные результаты. Уровень развития автоспорта в нашей стране сейчас позволяет профессионально работать с гонщиками и приближать российских пилотов к лучшим европейским образцам. И мы это уже делаем. Надеюсь, никто не будет спорить с тем, что гонщики «ЛУКОЙЛа» по качеству подготовки находятся выше других. Мы создаем пилоту определенные условия для роста за счет компании «ЛУКОЙЛ».
РАБОТАТЬ С НАМИ ВЫГОДНО
– Почему сначала по вашей программе поддержки молодых гонщиков поначалу готовилось много пилотов, а сейчас осталось только два?
– Смысл подготовки и заключается в том, чтобы из нескольких гонщиков выбрать одного-двух, которых мы поведем дальше. Если взять похожую программу у компании «Ред Булл» и проследить, какое количество пилотов они берут в «Формуле-Рено» и доводят до GP2, то можно заметить, что отсеивается 80–90 процентов. Это, кстати, не означает, что остальные ребята – плохие гонщики. Просто на самом верху нам нужны только лучшие. Каждый пилот в душе считает себя героем, но наше право, анализируя его действия, выставить свою оценку, ведь именно мы вкладываем свои деньги. «ЛУКОЙЛ Рейсинг» не может себе позволить тратиться впустую. Мы пробуем пилотов, смотрим на их деловые, профессиональные и физические качества, а потом делаем вывод.
– Как оцените успехи двух пилотов программы поддержки?
– На данный момент мы отобрали двух ребят: Михаила Алешина и Сергея Афанасьева и будем двигать их вверх по намеченному плану. Пока они не завершат свой путь, наборов в программу больше не будет. Нам нужно сконцентрировать все силы на этих двух гонщиках и довести их до «Формулы-1». Не имеет смысла вновь набирать десять человек, а потом думать, куда их девать. К тому же и смотреть-то сейчас особо не на кого.
– На программу поддержки компании «ЛУКОЙЛ» обратили внимание другие компании, специализирующиеся на развитии автоспорта. Это большой успех?
– Конечно, это наш общий успех: и команды, и «ЛУКОЙЛа», и самого Михаила Алешина.
– Как вы считаете, участие в каких гоночных классах наиболее эффективно поможет подготовить гонщика к дебюту в «Формуле-1»?
– Есть несколько фундаментальных категорий: начальная «Формула», как правило, национальная, затем «Формула-BMW», «Формула-Рено-2.0», «Формула-Рено-3.5», «Формула-3», GP2 и «Формула-1». Как вы будете по этим лестницам бегать, большой разницы не имеет. Главное – получить результат.
– В России есть устойчивое мнение, что отечественный бизнес не готов к вложению денег в автоспорт, но у вас, помимо основного спонсора компании ЛУКОЙЛ, есть множество других крупных инвесторов. Чем «ЛУКОЙЛ Рейсинг» отличается от других команд?
– Стабильностью, профессионализмом и прозрачной работой с партнерами. У нас есть генеральный спонсор – компания ЛУКОЙЛ, которая из года в год приносит большую часть бюджета. Нашим партнерам нужно, как правило, лишь добавить свои инвестиции в почти сформированный бюджет. Это всегда выгоднее и проще, чем сформировать его с нуля. При этом сразу возрастает PR-отдача, ведь реклама становится перекрестной, а средства, затрачиваемые на процесс, уменьшаются.
21 ГОД – НОРМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ ДЕБЮТА В «ФОРМУЛЕ-1»
– Вернемся к формульной программе. Чем сильны Михаил Алешин и Сергей Афанасьев?
– Алешин, скажем так, более боевой пилот. У него все происходит на подсознании, он очень быстр от природы. Афанасьев более расчетливый, но ведет автомобиль чуть медленнее Миши. Правда, за счет хорошей концентрации и фантастической способности анализировать он заметно прогрессирует.
– Какой из этих подходов к гонкам вы считаете более эффективным?
– Идеальный вариант, если Алешин станет лучше концентрироваться и анализировать поведение техники, а Афанасьеву хочется пожелать быть более боевым и, пожалуй, более эмоциональным. Они должны немножко поменяться в процессе подготовки, но в любом случае – оба будут сильными гонщиками. Самое главное, что ребята уже отобраны в нашу программу поддержки, а гонщиков аналогичного уровня в России я не вижу.
– Когда вы отбирали Алешина и Афанасьева, наверняка предполагали, как они будут прогрессировать. Спустя несколько лет после начала программы как вы можете их оценить?
– Сравнивая наших пилотов с иностранными коллегами, я вижу, что если кто-то и едет быстрее, значит, он намного старше и опытнее. В этом году в «Формуле-Рено 3.5» и «Формуле-Рено 2.0» Алешин и Афанасьев были самыми быстрыми среди пилотов своего возраста. После трех лет работы программы поддержки мы пришли к тому, что ЛУКОЙЛ и Россия получили двух пилотов хорошего европейского уровня. Когда такое было? Не старайтесь вспомнить! Вы хотите, чтобы мы удивили кого-то заявлением о дебюте в «Формуле-1»? Но нам еще рано удивлять! Пилот должен быть профессионально, физически и психологически готов к этому. Нормальный возраст для дебюта в чемпионате мира «Формула-1» – 21 год. Когда Михаил Алешин и Сергей Афанасьев достигнут этого возраста, они будут полностью готовы. Считайте это констатацией факта. Могу привести в пример Себастьяна Феттеля. Его посадили в автомобиль «Формулы-1» и сначала сказали: «Здорово! Классно едешь», но потом поостыли: «Нет, гоняться пока рано» – и поставили тест-пилотом. Каждый шаг должен быть своевременным! Поэтому в 2007 году Алешин поедет в «Формуле-Рено 3.5», а Афанасьев – в Евросерии «Формулы-3».
– В следующем году команде исполнится 10 лет. За это время она выиграла бесчисленное количество гонок и титулов. Есть чувство удовлетворения от того, что вы сделали?
– Во-первых, сделал это не я, а целая команда людей. Я лишь участник этого процесса. Во-вторых, удовлетворение в автоспорте заканчивается сразу после получения наград за победу. Уже на следующий день мы думаем о том, как поедем в новом сезоне. Ведь нас ждут соперники, которые хотят сместить команду с вершины. Но ощущения победителя очень сильно притягивают, поэтому мы ищем новые возможности для участия в гонках.