С Квята сняли бан. Но что ждет россиянина дальше?
Что не отменяет главного – будущее россиянина в «Формуле-1» связано с большим количеством вопросов. «Советский спорт» искал на них ответы.
КВЯТ – ДНО?
Никак нет. Но все же будем объективными. И честными.
Квята перевели из «Ред Булла» в «Торо Россо» перед «Гран-при Испании» прошлого года. С тех пор он провел за младшую «Скудерию» 31 гонку. И набрал в них восемь очков. Четыре – в сезоне-2016, еще четыре – в текущем. Ни разу Даниил не финишировал выше 9-й позиции. В то же время его партнер Карлос Сайнс на таком же болиде стал 4-м на «Гран-при Сингапура»-2017, а всего на свой счет в тех же гонках записал 92 балла.
Еще раз: соотношение набранных очков у двух пилотов «Торо Россо» - 92:8 не в пользу россиянина!
Конечно, не всегда все неудачи Даниила связаны с его текущей формой. Квята частенько преследуют проблемы с техникой. Его личный гоночный инженер – дебютант «Формулы-1», и тоже делает ошибки. Но оправдания можно выдумывать сколько угодно. По факту, россиянин не выступает на том уровне, которого от него все ждут. Помимо гонок, испорченных командой, были и чистые уик-энды – и только личные ошибки не дали Квяту в них набрать очки. Апофеоз – авария на трассе в Сингапуре. Убраться в стену в конце прямой – серьезная ошибка. Почти что детская.
Квята позвали в «Формулу-1» в 2013-м из-за того, что парень впечатлял своим характером. Того же Сайнса в одной команде в чемпионате GP3 уфимец разделал под орех. Его умение быстро прогрессировать и выжимать из ситуаций максимум и подкупило Хельмута Марко, который настоял на том, что б в «Торо Россо» взяли россиянина. Стабильность и спокойствие Даниила расположили к себе всех. В итоге когда Квята заменили на Ферстаппена после «Гран-при России»-2016, даже Себастьян Феттель (а именно в него и врезался уфимец в Сочи, чем спровоцировал решение своих боссов), признал: «У Даниила, в отличие от многих, стальные яйца». И все тогда подумали – Квят справится с ударом.
Но он не справился.
Определенно, все неудачи россиянина сезона связаны с надломом. Психологически он не смог прийти в себя после той рокировки с Максом. Три десятка гонок – достойный срок, чтобы оправиться от потрясения и показать, что ты готов бороться дальше. И Квят, увы, не показал. Не подтвердил того, за что его ценили изначально – устойчивость, стальной характер, способность плыть против течения.
А «Формула-1» - жестокий спорт. Здесь слабаков не любят.
ЭТО ПОТОМУ, ЧТО КВЯТ – РУССКИЙ?
И да, и нет.
Само гражданство и отношение к России здесь роли не играет. Играет рынок. За Квятом нет крупных спонсоров, за ним не ездят тысячи фанатов на все «Гран-при». Даниил ценен лишь как гонщик, в плане маркетинга по меркам «Формулы-1» он – ноль. И тут, конечно, нет никакой вины Квята.
Ферстаппена взяли в «Ред Булл» на место россиянина не только потому, что Макс – талант и очень быстр. Макс – это бренд. Всегда удобно раскрутить юного гонщика с потенциалом чемпиона мира, и за которого болеют несколько миллионов небедных европейцев. Ферстаппен – это спонсоры, внимание прессы и деловые связи на таком уровне, какой не снился Квяту. Маркетинг здесь решает многое. Поддержка Квята – всего один контракт младшей «Скудерии» с частным инвестором из нашей страны. Под Макса европейские компании готовы предложить гораздо больше. Это не главная, но одна из ключевых причин, почему Даниил потерял место в «Ред Булл».
Но важно понимать – «Быки» вложили в россиянина большие средства. И расставаться с ним запросто так невыгодно. Всего лишь надо доказать – все эти деньги потрачены не зря. Если сумеет – все может измениться.
КАК ХОРОШ ГАСЛИ?
Был бы хорош – уже в этом сезоне ездил бы в «Торо Россо» вместо Квята. В молодежной программе «Ред Булл» француз – единственный гонщик, готовый к «Формуле-1». Но скорость Пьера не впечатляла его руководство – в прошлом году он с горем-пополам взял титул в GP2 на лучшей машине и в лучшей команде, едва не проиграв малоизвестному партнеру из Италии – Тони Джовинацци. А в нынешнем в куда более скромной «Супер-Формуле» идет вторым, уступая Хироаки Ичиуре.
Вы, кстати, что-то слышали об Ичиуре?
«Гран-при Малайзии» Гасли провел добротно… Но очень средне. В квалификации остался 15-м, в гонке поднялся на позицию выше. Не выдерживал темп Карлоса Сайнса. Не отметился ни одним активным действием. Просто доехал от старта до финиша. Конечно, заслужил пару лестных слов – все-таки, в стену не впечатался. Да и только. Этап в Японии прошел аналогично – в квалификации Пьер проиграл Сайнсу почти 0,8 секунды, в гонке и близко не участвовал в какой-либо борьбе, зато запомнился ошибками на торможении. «Ред Буллу» все-таки нужны более яркие пилоты. И будет очень горько и обидно, если даже с таким напарником Квят не сумеет справиться в оставшихся «Гран-при».
ОСТАНЕТСЯ ЛИ КВЯТ В «ФОРМУЛЕ-1»?
Ладно, признаем – россиянина пока не зовут в другие команды. Но вот и в «Торо Россо» менять уфимца некем! Сайнс переходит в «Рено», Гасли - допустим – будет вторым пилотом. Кто станет первым?
Вариантов три:
- взять кого-то еще из молодежной программы «Ред Булла».
- переманить кого-то из других команд.
- посадить в кокпит протеже «Хонды», которая со следующего года будет поставлять «Торо Россо» двигатели.
Теперь анализируем:
- кроме Гасли в молодежке «Ред Булла» к «Формуле-1» банально никто не готов. Всем остальным парням по 16-17 лет, выступают они чуть ли не в картинге, до уровня «Гран-при» там даже близко никто не подошел.
- какой смысл кого-то сманивать, платить ему высокую зарплату, если «Торо Россо» изначально не борется за высокие позиции, а служит лишь плацдармом для подготовки кадров для «Ред Булл»? Такой вариант не укладывается в политику «Быков».
- «Хонда», может, и хотела бы кого-то посадить за руль. Только, опять же – некого. У них два главных протеже – Нобухару Мацусита и Ниреи Фукузуми. Первый идет шестым в «Формуле-2» в этом году (для суперлицензии ФИА нужно место в топ-3, которое ему уже не светит), второй – замыкает тройку лучших в GP3 (для суперлицензии необходим титул, и здесь – тоже мимо). Японцы сами признали: «У наших пилотов нет никакой возможности попасть в «Формулу-1» в будущем году».
В сухом остатке – Квята менять некем. При огромном желании, конечно, кого-то можно найти. Но есть ли в этом смысл? В талант Даниила все еще верят. В него вложены деньги. Он по-прежнему молод – всего 23 года. И он уже опытен – 4 сезона, 2 подиума, выступление за «Ред Булл»!
Скорее всего, россиянин останется. Вот только следующий год точно будет решающим. Из ямы надо выползать.
Еще раз - «Формула-1» слабаков не любит.