Экстрим. Провалился под лед за час до связи с редакцией
СОБЫТИЕ ДНЯ. ЭКСТРИМ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
20 февраля в 16.00 в конференц-зале Издательского дома «Комсомольская правда» зазвонил телефон. В обещанный срок, на 62-й день пути к Северному полюсу, путешественники Матвей Шпаро и Борис Смолин вышли на связь с читателями «Комсомольской правды» и «Советского спорта» через спутник. Буквально через час после того, как Матвей чудом выбрался из ледяной воды.
НА ЛЫЖАХ ПОД ВОДОЙ
– Привет, Матвей. Рад слышать. Как себя чувствуешь? Как Борис? – в качестве полпреда «Советского спорта» согреваю вниманием путешественников. В ответ Матвей Шпаро ошарашивает почти в буквальном смысле ледяной водой из арктической полыньи.
– Замечательно себя чувствую, сидим с Борей в палатке. Сушим мои вещи у примуса. Час назад провалился в полынью в чем был, – ушел под воду прямо на лыжах. Борис видел, как я барахтался, но не мог ничем мне помочь: лед тонкий, подойти нельзя. Сначала я испытал шок, потом быстро сообразил, что надо выбираться из воды, не утопив лыжи. Поначалу не получалось, лед крошился, но постепенно, чих-пых, чих-пых – выкарабкался. Хотя одежда вмиг под водой потяжелела, а когда выбрался, верхний слой одежды превратился в ледяной панцирь. Все-таки минус 20 градусов на воздухе. Стоять на месте нельзя, нужно двигаться, не то в сосульку замерзнешь. Отошли метров 200–300 от полыньи, установили палатку, разожгли примус.
«НА ЛЬДИНЕ МАССАЖИСТОВ НЕТ»
– Растираться не пробовали?
– У нас на льдине массажистов нет, – веселый голос Матвея Шпаро гасит обеспокоенность отца, Дмитрия Шпаро, который вместе с журналистами в московской редакции цепко ловит каждое слово полярников. – Вот торопились с Борисом на «Прямую линию» с читателями, оттого и провалился под лед. Хотелось доложить стране, что 87-я параллель пройдена, а получилось как всегда… – продолжает хохмить Матвей. – Вот для сугрева развел кипяток из термоса с сухим молоком, слопал 150-граммовую плитку шоколада, сала пару кусков, восстановил утраченные калории. Сегодня по плану отдых, а завтра снова вперед.
НЕ ДО БАНИ
– Матвей, Борис, у вас была возможность завернуть на пару дней на полярную станцию СП-35. Вы от нее отказались. Почему?
Борис Смолин: – На СП-35 условия прекрасные, говорят, можно было даже баньку сварганить, но для этого нам бы пришлось делать небольшой крюк, и отдых бы нас только расслабил…
Матвей Шпаро: – Это было наше общее с Борисом решение: не заходить на СП-35. В таком случае мы бы потеряли два-три дня. А они не стоят цели нашей экспедиции и пройденных километров. Наша задача – добраться до Северного полюса до начала полярного дня.
Впереди 340 километров пути. По нашим расчетам, планируем добраться до цели 12–13 марта. Если не случится чего-то экстраординарного, не будет встречного дрейфа льдов, задачу выполним в запланированные сроки. Сегодняшнее мое купание в полынье – рядовая мелочь, рабочий момент.
ФЕЙЕРВЕРКОВ НЕ БУДЕТ
– Ближе к полюсу ноги идут быстрее?
Б.С.: – Однозначно. Считаем каждый пройденный километр.
М.Ш.: – Конечно, идем быстрее. В начале пути наши сани весили по 160 килограммов, а сейчас порядка 90. Больше маневренности появилось. Запланированная заброска продуктов и бензина с воздуха здорово нам помогла. Сегодня летчики сбросят нам очередную посылку.
– Задумывались над тем, как отметите окончание экспедиции на Северном полюсе?
М.Ш.: – Разочарую читателей. Фейерверков не будет. О том, как отметить достижение полюса, даже не задумывался. Скорее всего, все будет прозаично: установим флаги России, «Советского спорта», похлопаем друг друга по плечу. По собственному опыту знаю: будет моральное и физическое опустошение – ни радости, ни печали. Это, наверное, не то счастье, когда выигрываешь футбольную Лигу чемпионов.
Осознание того, что мы совершили, придет к нам недели через две…
P.S.
На следующий день Дмитрий Шпаро позвонил в редакцию «Советского спорта» и сообщил о том, что вторая заброска продуктов полярникам прошла успешно. В посылке с неба путешественники обнаружили несколько экземпляров газеты с материалами о своей беспрецедентной экспедиции. Сработала задумка Шпаро-старшего по поднятию настроения у Бориса и Матвея.
– Ребята просили передать спасибо «Советскому спорту» за добрую, дружескую поддержку.