Только у нас. Федор Конюхов: Сохрани меня, Господи! Корреспондент «СС» встречал путешественника на причале в Фалмуте (Англия)

Недавно Федор Конюхов установил мировой рекорд – впервые в истории яхтинга совершил одиночное кругосветное плавание на макси-яхте, рассчитанной на профессиональный экипаж в 10–12 человек.
news

КРУГОСВЕТКА

 Недавно Федор Конюхов установил мировой рекорд – впервые в истории яхтинга совершил одиночное кругосветное плавание на макси-яхте, рассчитанной на профессиональный экипаж в 10–12 человек.

– Я управляю яхтой, – говорит Федор Конюхов. – Я – капитан. Я – шкипер. Я отвечаю за яхту. И зову Бога себе на помощь. Потому что я понял: капитан не тот, кто способен управлять яхтой, а кто способен сохранить и яхту, и себя. И если я сумею провести яхту вокруг света и достигну берега, то, как только ступлю на причал Фалмута, подниму глаза к небу и возблагодарю Господа за то, что он мудро провел мою яхту через все океаны и сохранил мне жизнь.

Многие думают, что я легко смогу выйти из любых передряг, что я вечно плавающий под парусами, сжился с яхтой и не замечаю океана и опасности. Такова особенность человеческого рассудка. Ему свойственно верить, что море создано для яхты, а не яхта для моря.

ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ ОКЕАНА

Для кругосветного путешествия был выбран классический маршрут с запада на восток, утвержденный Всемирным советом по регистрации рекордов под парусом (WSSRС): через мыс Доброй Надежды (Африка), мыс Люин (Австралия) и мыс Горн (Южная Америка). На языке яхтсменов это плавание называется «вокруг Антарктиды», так как большую часть времени яхта, огибая ледовый континент, находится в Южном океане – в «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых». Плавание началось 24 ноября и успешно завершилось 8 июня. Шкипер преодолел четыре океана, прошел 30 000 морских миль и провел в океане 188 дней. За время плавания у Конюхова успели родиться два внука.

В ходе кругосветки каждый океан преподносил свои испытания макси-яхте и ее 54-летнему шкиперу. Старт в ноябре совпал с сильнейшими штормами на выходе из Бискайского залива и затем на траверсе Португалии.

В Северной Атлантике случилась первая серьезная поломка – вышел из строя основной гидравлический автопилот. Федору пришлось большую часть времени самому стоять за штурвалом, иногда используя запасной автопилот, который был предназначен для легких, встречных ветров.

Из судового журнала Федора Конюхова.

25 ноября 2004 года. Я стартовал. В 15.30 прошел мыс Лендс-Энд (юго-западная оконечность Англии), на нем маяк. Я ухожу от него. Дай Бог, последний раз вижу землю. Там увижу мыс Горн, а затем снова Лендс-Энд.

18-МЕТРОВЫЕ ВОЛНЫ

Ожидания Федора не сбылись: до достижения финиша ему случилось увидеть землю еще раз. Пришлось зайти на починку – плавание оказалось гораздо длиннее, чем планировалось изначально. Это стало неизбежным после того, как в южной части Индийского океана, в районе острова Кергелен, макси-яхта попала в мощную зону низкого давления. Конюхова преследовали гигантские 18-метровые волны и ветер в 65 узлов (120 км/ч). Позднее Федор скажет, что в такие шторма не попадал ни за одну из четырех пройденных кругосветок. Из-за перенапряжения лопается стальная диагональная ванта на мачте, и шкипер вынужден немедленно выходить с «неистовых пятидесятых» на север, менять курс и заходить в австралийский порт Хобарт на острове Тасмания. Вместе с починкой это задержало кругосветку на 40 суток и сделало невозможным план уложиться в 120 дней.

За тысячу миль до мыса Горн макси-яхта снова попала в сложные метеоусловия. В Южном полушарии уже наступала зима, и нужно было искусно лавировать между целыми полями дрейфующих льдов. Многие интересующиеся плаванием Конюхова просто не верили, что при 10-метровых волнах и борясь с ветром в 50 узлов, ему удастся обойти мыс Горн и не оказаться выброшенным штормовыми волнами на скалы чилийского побережья. Однако 9 апреля 2005 года макси-яхта успешно обогнула мыс Горн и вышла в Южную Атлантику.

В день пересечения экватора на яхте произошла вторая серьезная авария – с палубы вырвало один из передних штагов, на котором крепится парус стаксель. В очередной раз над проектом одиночного кругосветного плавания нависла угроза.

Из судового журнала Федора Конюхова.

12 мая. Порвался штаг от стакселя, в палубном креплении разошлась скоба.

13 мая. Ветер хороший для исправной яхты. А я хотел бы, чтобы он стих, мне надо отремонтировать штаг стакселя.

(В тот же день, позднее.) Уже начало темнеть, когда мне удалось поставить штаг стакселя. Это было что-то, он весит под 150 килограммов. Но Господь помог мне, и все обошлось хорошо.

Незадолго до плавания Федор в одной из английских яхтенных мастерских нашел болт и, следуя чутью, зачем-то взял его с собой на яхту. Болт пригодился, когда вырвало штаг и Федор закреплял конструкцию с помощью подручных средств. При этом яхта шла со скоростью 7–8 узлов и «рыскала» из стороны в сторону. А сбрасывать скорость было нельзя, так как обездвиженная яхта раскачивается еще сильнее.

ОТ АНГЛИИ ДО АНГЛИИ

Из судового журнала Федора Конюхова.

6 мая. Иной раз останавливается время. И ты не знаешь, кто ты и где находишься, в каком мире – реальном или потустороннем. В такие минуты надо контролировать себя, если это, конечно, возможно. Потом жизнь опять возобновляется. Дело дрянь. Я, должно быть, слишком долго нахожусь в океане и туго соображаю. 165 дней плавания.

Федор считает, что мало сделал за свою жизнь. Ему «только» 54 года, он боится, что покинет этот мир и не успеет того, что уже запланировал. Он еще не летал на воздушном шаре вокруг света. Не пробовал на одномоторном самолете обернуться вокруг Земли. Пересечь на буере Гренландию, а затем на этом же буере дойти до Южного полюса. Не пробовал сам построить яхту и обойти на ней вокруг света. Установить мировой рекорд по скорости и затем превратить ее в исследовательское судно, чтобы продолжить дело Жак-Ива Кусто в исследовании океана.

Из судового журнала Федора Конюхова.

7 июня. Пролив Ла-Манш. Ночь перед прибытием в Фалмут.

20.30. С правого борта корабль. Опасность столкновения.

22.35. С левого борта корабль. На носу корабль.

23.10. Туман и морось. Видимость плохая. По корме появился пароход. Ночь будет отвратительная: и ветер плохой, и видимость плохая, и опасно – много кораблей.

(Далее запись крупнее и неразборчивее.)

Скорость 7,5 узла. Ветер встречный. Бьет лодку. Господи, спаси и сохрани меня, грешного, на этих последних милях. Ты меня всегда спасал не по делам праведным, которые я сотворил, а по своей милости.

…8 июня в погожий яркий день в 8.47 утра по Гринвичу Федор Конюхов успешно завершил свое четвертое кругосветное плавание и, по словам английских яхтсменов, открыл эпоху одиночных кругосветок на макси-яхтах.

СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ

Макси-яхта – парусное судно с длиной корпуса по ватерлинии от 25 (яхта Конюхова была 26 метров) до 40 метров. Мега-яхты – от 40 до 70 метров. Супермега-яхты – больше 70 метров.

Шкипер – яхтсмен, который управляет яхтой, но не является ее владельцем – обычно управляет по доверенности или по трудовому контракту.

Морская миля 1,83 км. Конюхов в кругосветке прошел 30 000 морских миль, что равно 54 900 км. Всего же с учетом этой кругосветки Федор прошел под парусом свыше 200 000 морских миль, что примерно равно расстоянию от Земли до Луны.

Узел – единица измерения скорости яхты или ветра над поверхностью океана. 1 узел = 1 морской миле в час. Пример: ветер в 50 узлов = ветру 50 морских миль в час = 90 км/ч. Шкала баллов Буфорда базируется на узлах. 1 балл = 5 узлам ветра. 12 баллов = 60 узлам ветра, или 108 км/ч (свыше 65 узлов ветра – это ураган).

Ванта – снасть стоячего такелажа, удерживающая мачту. Ванты устанавливаются по обоим бортам. Аналогично вантам, которые удерживают радиомачты или антенны. На яхте Конюхова ванты выполнены из стальных прутов. Бывают ванты из стальных тросов.

Передний штаг – снасть стоячего такелажа, удерживающая мачту. Верхней частью штаг крепится к мачте, нижней – к палубе. На штаг также крепится один из передних парусов.

ПРИШЛИ SMS!

Уважаемые читатели! А что бы вы хотели сказать Федору Конюхову? Шлите SMS на номер +7-916-377-03-47, и ваше обращение будет опубликовано в следующем номере «Советского спорта».

Новости. Экстремальные