7804 метра славы. Российские восходители удостоены альпинистского «Оскара»

Этой награды наши альпинисты Валерий Бабанов и Юрий Кошеленко удостоены за восхождение на гору Нупцзе Восточную (7804 метра) в Непале, совершенное в сентябре 2003 года.
news

АЛЬПИНИЗМ

Этой награды наши альпинисты Валерий Бабанов и Юрий Кошеленко удостоены за восхождение на гору Нупцзе Восточную (7804 метра) в Непале, совершенное в сентябре 2003 года.

Как уже писал «СС», взойти на Нупцзе Восточную в течение двух десятилетий более пятнадцати раз пытались сильнейшие альпинистские команды мира. И только российским альпинистам Валерию Бабанову и Юрию Кошеленко удалось совершить восхождение на эту гору по самому сложному маршруту – юго-восточному ребру.

Восхождение проходило в очень сложных условиях. На высоте шесть тысяч метров дули ураганные ветры, встречались нависающие сугробы высотой с трехэтажный дом или гладкие, засыпанные порошкообразным снегом скальные плиты крутизной 60–65 градусов, по которым иногда приходилось пролезать 40–50 метров без страховки.

Корреспонденту «СС» сразу после награждения удалось встретиться с одним из героев – легендарным альпинистом, мастером спорта международного класса Валерием Бабановым.

– Этот конкурс существует уже 13 лет, а «Золотой ледоруб» – это своего рода «Оскар» для альпинистов. Номинация там только одна, и награда – ледоруб, у которого все части золотые, – тоже одна. А претендентов на него – семь. Каждый номинант поднимался на сцену, рассказывал о своей экспедиции полному залу. Можно сказать, что церемония награждения была камерной – дело происходило в зале на 1000 человек.

– Надеялись, что получите эту награду?

– Мой напарник Юра говорил, что лучше не настраиваться и получить награду, чем настроиться и уйти ни с чем.

До поездки на церемонию награждения у меня была достаточно неприятная переписка с американцами. Они тоже несколько раз пытались пройти Нупцзе по этому маршруту и в отличие от европейских альпинистов очень ревностно отнеслись к тому, что им не удалось этого сделать. Они писали, что наше восхождение – шаг назад. Главная претензия была в том, что в начале маршрута общей длиной четыре с половиной километра мы провешивали 1000 метров веревки. Выглядела наша переписка примерно так: «Американские альпинисты так хотели залезть на эту гору и обязательно бы сделали это, причем в самом лучшем стиле, если бы вы, русские, не пришли, не обвешали всю гору веревками и все не испортили». Причем рассуждали об этом люди, которые никогда выше 7 тысяч не поднимались. Но и это еще не все. Оказывается, такими же письмами забрасывались и члены жюри. Но все-таки «Золотой ледоруб» получили мы.

– Ты предпочитаешь лазить один, но на Нупцзе пошел с напарником…

– В этой экспедиции работы было очень много даже для двоих. Мне, кстати, не жалко, что я поделился этим восхождением и эмоциями с Юрой. Мы с ним вместе уже проходили один уникальный новый маршрут в 1998 году во Французских Альпах по «упавшей стене» на Птидрю, чем потрясли французов. Так что, выбирая нового напарника, я слишком долго не думал.

– Что тебе запомнилось больше всего?

– Огромные горы, луна все заливает своим светом, а ты стоишь, как фигура на носу корабля, разрезающая пространство. Наверное, еще несколько недель все подробности этой экспедиции прокручивались у меня в голове. И, кстати, если бы я поднялся туда один, мне не с кем было бы поделиться своими эмоциями.

– На Нупцзе ты ходил три раза. Сначала один, потом дважды с напарниками. И гора покорилась лишь с третьей попытки. У тебя часто бывает, что ты возвращаешься, так и не достигнув вершины?

– Когда я только начал ходить в одиночку, таких восхождений у меня было, наверное, процентов 40. Очень часто я приезжал, полтора месяца сидел под горой и в итоге уезжал ни с чем. Когда такое случается, чувствуешь разочарование, обиду за самого себя. Потому что горы – это мерило твоей силы, энергии.

А если какая-то гора упорно тебя не принимает, значит, тебе просто туда не надо. Я помню, как пытался пройти Аксу по Северной стене несколько раз в одиночку. Я приходил и осознавал, что не хочу туда идти, что не понимаю, зачем это делаю. Потом я спускался вниз и, когда надо было вернуться обратно на гору, не мог заставить себя сделать это. Я просидел под ней полтора месяца. Потерял сезон. Никуда не залез.

Обычно в таких случаях я начинаю писать дневники. Искать, почему у меня ничего не получается. Появляются мысли даже бросить альпинизм.

А позже мои друзья пошли на Аксу, и на этом же маршруте буквально перед ними обрушились огромные ледовые сосульки. Я считаю, что это знак, а к ним лучше прислушиваться. Во время нашего восхождение на Нупцзе таких знаков не было. Гора нас не отпугивала, мы прекращали восхождение просто из-за неудачной погоды. Мы все делали правильно, поэтому наша экспедиция увенчалась успехом. Гора приняла нас.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Валерий БАБАНОВ

Родился 10 ноября 1964 года в Омске.

В альпинизм пришел в возрасте 16 лет. До этого момента два года занимался горным туризмом и сколько себя помнит, всегда рвался в горы. В 2002 году Валерий стал первым в мире альпинистом, получившим «Золотой ледоруб» за соло-восхождение. А в этом году – первым альпинистом, получившим эту престижную награду дважды.

Новости. Экстремальные