«Выиграл свои медали? А теперь сиди в Воронеже - не мешай!» Как живет олимпийский чемпион Саутин
Двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Саутин рассказывает о новой моде в прыжках в воду и сравнивает себя с Александром Зубковым – чемпионом, который в России никому не нужен.
Разговор с Саутиным случился спонтанно. Дмитрий принимал присягу у спортрот ЦСКА, «Советскому спорту» нужен был небольшой комментарий: об армии, да противостоянии России и Китая в современных прыжках в воду. Но почти полчаса мы проговорили совсем о другом. Так бывает, когда человек хочет, чтобы его услышали.
ЗМЕЯ, СОБАКА, КОММУНИЗМ
- На чемпионате мира в Барселоне Китай взял 9 золотых в прыжках в воду, Россия – ноль. Почему так?
- Работают много. Хотя, знаете, у них все до автоматизма доведено. Можно, сказать, что как эти прыгают…
- Как роботы?
- Ну, примерно так. Уточняющий вопрос: сколько китайцев прыгают с 27 метров (хайдайвинг вошел в программу чемпионатов мира по водным видам спорта. -- Прим. ред.)?
- Ну пять, десять...
- Ноль! Был один отчаянный, но он расшибся. И где китайцы? Да они и близко к соревнованиям не подходят.
- То есть, если трамплин будет не на трешке, а на полметра выше...
- То китайцы будут нам проигрывать. Дело именно в автоматизме.У них сотни тысяч человек занимаются, дети с закрытыми глазами прыгают. Я сам все это видел.
- Были в Китае недавно?
- Да пацаном. 13 лет было, повезло поехать со старшими ребятами. Бассейны там поразили даже больше, чем Великая Китайская стена. У нас таких шикарных комплексов не было. А кормили как! Меня, воронежского паренька, привели в ресторан. Там огромный стол, блюда крутятся, только успевай накладывать. Я к одной тарелке, к другой, не разбирая. Вкусно! Правда, как только мы отобедали, вышел переводчик: «Хотим рассказать, что сегодня было в меню…»
- Что-то плохое?
- Змея с собакой – это плохое?
- Кому как.
- А мне 13 было — так что все. Зато приехал обратно в Воронеж, в школе вывели меня на сцену актового зала. Получился нормальный лектор по географии - даже учителя с раскрытыми ртами слушали.
- Коммунизм в СССР и Китае — где лучше?
- Со стороны туриста — у них. Тебя привезли, увезли, змеей накормили. Но сверни с центральной улицы в обычный квартал – господи, это ужас, как люди живут. Кашеварят на открытом воздухе, запахи невыносимые. В быту в Воронеже было лучше, красивее, особенно при коммунизме. С перестройкой посложнее стало.
РЕВОЛЮЦИЯ, ДЕНЬГИ, АНГЛИЯ
- Перестройка денег лишила?
- Было. Попал в 1991 году на взрослую Европу, выиграл серебро. Бонусом причитались какие-то деньги от государства. Ехал из Греции довольный, считал воображаемую валюту. И тут, прямо в поезде подходят: «Ребята, чрезвычайная ситуация, революция. О деньгах и обещаниях забудьте»… Такая же ерунда произошла и в 1993 году. Тяжело было.
- Говорят, в то время вы могли уехать из России.
- В начале 90-х не звали точно. Позже — да, было. В 2000 году пригласили с тренером в Англию, якобы поработать на сборе с британской командой.
- Только поработать?
- Конечно, мы понимали, что это мягко сказано. Закрутить нас хотели в британский флаг.
- Получается, послали их?
- Честно говоря, нет. Переговоры вели довольно долго. Но в итоге главный тренер - был у нас такой Алексей Евангулов - сказал: «Хватит заниматься ерундой, какая вам Англия»?! Вот и остались... Самое смешное, что через восемь лет Евангулов сам в Англию махнул. Стал там главным тренером сборной, директором в федерации. В общем, большим начальником. Медали олимпийские Британии принес.
- Жалеете, что Евангулова послушали?
- Честно?.. Сложно сказать. Не жалею, наверное, раз сижу перед вами, а не в Англии. У меня семья, вот-вот дом дострою. Дети начинают прыжками заниматься. Старшему 6 лет, все время болеет: неделю ходит в бассейн, две – болеет. Но сейчас вроде иммунитет подняли. В общем, жаловаться не на что.
- Почему дом до сих пор не построили?
- Я в жизни почти ничего не заработал.
- Как так?
- Потому что прыжки. Потому что время другое было. Помню, за первую Олимпиаду получил тысячу долларов. Для 1992 года деньги хорошие. Купил себе джинсы, свитер – вот и вся тысяча долларов.
- А как же квартиры, машины в подарок?
- Это сейчас дают, а раньше ничего не было. Квартира вот служебная есть в Нахабине – и то приятно.
ЗУБКОВ, ОБИДА, СБОРНАЯ
- Свою школу прыжков открыть не пробовали?
- В Воронеже есть школа, названная моим именем. Я там просто работаю. Свое же дело сделать нереально, аренду никогда не потяну. Судите сами: в Воронеже один нормальный бассейн с трамплинами. Он принадлежит московскому ДОСААФ. Там вода столько стоит, что можно с ума сойти. Вы вдумайтесь: дорожка – 3500 рублей. Даже в Москве таких цен нет.
- Почему так дорого?
- Да потому что пойти больше некуда. Монополия: одни ценник ставят, другие из бюджета платят. Кстати, если мы оттуда все-таки уплывем – бассейн умрет. Вот сейчас кризис, финансирование урезают: футбол страдает, баскетбол, гандбол. Хорошо, что прыжки пока не трогают, 260 ребят продолжают заниматься.
- Со школой понятно. Почему в сборной России не работаете?
- Это хороший вопрос. У меня ответный: кто мне даст?
- В смысле?
- В прямом. Никому я не нужен. Живет Саутин в своем Воронеже – и пусть живет. Спросите в Министерстве спорта, почему так происходит. Почему людей забывают, не пускают?
- Вы сами предлагали себя? Стучались в дверь?
- Постоянно, но результата не было. Спасибо, новый президент федерации Владимир Сальников сделал меня вице-президентом. Это, конечно, круто. Я езжу на все крупные соревнования, участвую в церемониях награждения, выполняю представительские функции.
- А право голоса имеете?
- С инициативами в тренерский коллектив я не лезу, а предлагать что-то мне не дают.
- То есть тренерский штаб к вам не прислушивается?
- Не только не слушают, даже не приглашают никуда. Выиграл свои медали, и сиди, не мешай никому.
- Недавний скандал с участием Александра Зубкова по схожей причине возник.
- Думаете, в других федерациях лучше? Такие отношения везде. Я Сашу понимаю: мы тратили свое здоровье, многого добились. Но есть окружение, которое нас никуда не пустит, которому мы будем мешать.
- Зубков заявил, что может уехать в другую
страну.
- Да кому мы там нужны?! Вот возьмем прыжки. В мире раньше русские работали, а теперь китайцы. В США и Австралии местных уже нет. Разве что в Германии немцы еще трудятся, но и там все скоро поменяется. Девочки у них слабоваты – кого будут подтягивать? Правильно, китайцев.
- В Воронеже вы все-таки тренируете.
- Да. Вот моя девочка Диана Чиплеева с Надей Бажиной прыгали на чемпионате Европы. Балла им не хватило до третьего места. Тренер Олег Зайцев взял, да их разделил. Зачем? До Олимпиады полтора года! Пара ведь создавалась, жила. Воронеж теперь в стороне. Мол, молодцы, ребята, но вы нам не нужны! Для Дианы это все, скандал. «Я брошена, я не буду больше заниматься». И ладно бы от этих перестановок результат был. Этот Зайцев своими махинациями довел до того, что в Лондоне у нас в женском синхроне никого не было. Экспериментатор то одну пару на отборе ставил, то другую…
Тренировать я хочу. Может, не сейчас, может, позже, но у меня получится, и я все свои знания и силы брошу, чтобы мы сильнее стали.
ПЛЮЩЕНКО, «ВЫШКА», ШОУ-БИЗНЕС
- Вы появлялись на телевидении в
развлекательных программах.
- 2013 год насыщенным был. Сначала «Вышка» начиналась, потом в Китае такое же кино сделали, в Украине. Сейчас все затихло, да еще и война. Может, не интересны больше прыжки?
- Где была лучшая «Вышка»?
- В Китае. Там, кстати, команда моего имени была, интерес у публики потрясающий.
- Почему в российской «Вышке» вы участвовали лишь первую неделю?
- Сначала все нормально было. Прыгал, в жюри сидел. Потом со мной не очень хорошо поступили.
- Что случилось?
- Не могу и не хочу про это говорить. Первый канал – это Первый канал. Они очень крутые, а я очень принципиальный. У нас с ними была четкая договоренность, у меня был к ним простой вопрос, они сказали «да», но не выполнили. Сказал: «Ребята, вы продолжайте, но только без меня». «Первый» не стал задерживать.
- Кто был самым крутым в «Вышке»?
- Максим Шарафутдинов. Он выиграл. Молодец, был самым ответственным, действительно хотел чему-то научиться.
- Все хотели учиться. Мы даже самоотверженностью Даны Борисовой восхищались.
- За три месяца она выучила спадик с трех метров. Честно говоря, ни о чем. У нас дети через пять дней такие элементы выучивают. Все это совершенно несовместимо с любительскими прыжками. Люди, которые идут на тренировки, стремятся к цели через пот и слезы. А звезды заводят: «Ой, палец болит. Ай, не в настроении».
- То есть, ничего героического?
- Это же шоу, которое так часто несовместимо с реальностью.
- У вас нет ощущения, что закончили карьеру рано, не подготовившись к жизни после спорта? Могли бы еще прыгать, зарабатывать деньги как спортсмен сборной. Все так делают.
- Появились молодые Захаров и Кузнецов. Они были сильнее меня, 36-летнего. За место биться правдами и неправдами не хотел. Дал дорогу молодым. С ребятами сейчас очень хорошо общаемся, встречаемся. В общем, я не стал поступать так, как некоторые люди.
- Плющенко имеете в виду?
- Он ведь уже выиграл Олимпиаду, стал двукратным. Ну дал бы молодому Ковтуну шанс, пустил бы. Но нет: хотел трехкратным прямо в Сочи стать. Это ведь тоже было что-то типа шоу. Ладно, у каждого своя голова на плечах… Вот Липницкая не выходит на награждение. Некрасиво. И что? Хай подняли, пообсуждали – все. Также и у Плющенко все забудется.
- Плющенко хочет в Олимпиаде-2018 участвовать. Минспорта даже включил его в состав сборной, готовящейся к играм.
- Даже не знаю, что про такую историю сказать. Дай Бог ему здоровья.