Последний прыжок Саутина. Великий русский спортсмен завершил карьеру на Олимпиадах
ПРЫЖКИ В ВОДУ. ПЕКИН-2008
МУЖЧИНЫ. ТРАМПЛИН,
Вот так уходят динозавры. Дмитрий Саутин безнадежно проигрывал двум китайцам и канадцу Деспатье. Перед последней попыткой его обогнал даже немец Розенберг.
Нет, Дима был хорош. Но вот коэффициент сложности крайне низок. Последний прыжок… И Саутин набирает фантастические 99,75 балла! Безумно жаль, что этого не хватило для бронзы.
НА СЛОНА С ДРОБОВИКОМ
Было грустно смотреть на то, как Дмитрий Саутин шел к этому финалу. В полуфинале он занял восьмое место, неровно выполняя попытки. Но главная проблема таилась в коэффициенте сложности прыжков.
Саутин (3,0 – 3,1 – 3,4 – 3,0 – 3,0 – 3,5) уступал китайцам Кину (3,1 – 3,0 – 3,4 – 3,5 – 3,4 – 3,5) и Хе (3,1 – 3,0 – 3,5 – 3,4 – 3,4 – 3,8) соответственно на 0,9 и 1,2 балла. Таким же внушительным, на 0,9 балла, было отставание от канадца Деспатье (3,0 – 3,1 – 3,5 – 3,5 – 3,4 – 3,4). По меркам прыжков в воду это гигантская пропасть.
Выходить с такой программой против здоровых молодых прыгунов было тем же самым, что охотиться на слонов с дробовиком. Или тягаться на «Жигулях» с новенькими «Мерседесами».
В Пекине в синхронном выступлении Саутин выиграл серебро — свою восьмую олимпийскую медаль. Дмитрий тогда сразу предупредил, что в индивидуальных прыжках будет прыгать очень просто. А если выйдет в финал, то подумает, стоит ли усложнить программу.
Но выжать из себя больше Саутин просто не смог.
Его мучили травмы еще с 1995 года. Самые большие проблемы были с позвоночником и кистью. Но Дмитрий, невзирая на боль, взял золото в Атланте-1996 и Сиднее-2000. Он стал первым атлетом, который получил оценку свыше 100 баллов за один прыжок в воду. Тогда казалось, этот неофициальный рекорд простоит долго. Сложнее, чем Саутин, тогда никто не прыгал.
ПРЫЖОК НА 99,75 БАЛЛА
Вчера в прыжковом бассейне «Водного куба» пересеклись две эпохи. Старая, которая носит имя Саутина. И новая, где все остальные. Там сильнее всех китайцы. Там есть канадец-универсал Деспатье. Там прыгает даже растатуированный под якудзу колумбиец Уран. Прыжки обретают популярность в мире, конкуренция растет, увеличивается сложность. А Саутин был вынужден стоять на месте. Если бы он смог взять бронзу (о другом даже не мечталось), это стало бы настоящим чудом.
Ни в одном прыжке Саутин не набрал меньше 81 балла. Он выступал аккуратно, стабильно. Надежда была только на то, что Кай Кин ошибется, недоберет баллы. В принципе четвертая попытка китайцу не слишком удалась, при входе в воду получился большим всплеск. Но оценки ему не занизили. Наивно было ждать такого в Пекине.
Последняя попытка Саутина. Терять больше нечего. Дмитрий выполняет самый сложный прыжок своей программы. Выныривает из воды, смотрит на табло. И там, к ошеломлению и восторгу публики, высвечивается 99,75 балла!
Дробинка Саутина попала слону прямо в глаз. «Жигули» обошел «Мерседес» на повороте. Жаль, что не получилась сотня – это было бы символично. Но и без этого последний прыжок Дмитрия Ивановича Саутина вошел в историю.
Я думаю даже, что судьи умышленно не скупились на оценки. Они так отсалютовали великому человеку, который посвятил прыжкам всю жизнь. Арбитры – тоже люди. И они прощались с эпохой.
Больше Саутина в этот вечер набрал только Чонг Хе – 100,70 при сумасшедшем коэффициенте сложности 3,8. Даже имея огромное желание, Дмитрий не смог бы исполнить прыжок с тремя винтами и двумя с половиной сальто. Позвоночник просто не выдержал бы колоссальной нагрузки.
Когда Саутин уходил из бассейна, ему аплодировал весь стадион. На Олимпиадах его больше не увидят. Но так быстро уходить из спорта Дмитрий не собирается. Как признался Саутин в интервью «Советскому спорту», он еще может выступить вместе с партнером Юрием Кунаковым на чемпионате мира-2009 в Риме.
САУТИН: «Я ПОСТАВИЛ ЯРКУЮ ТОЧКУ»
— Я собой доволен, — сразу сказал Саутин после финала. – Сумму набрал хорошую. Но коэффициента сложности не хватило.
— Почему вы неровно прыгали в предвариловке и в полуфинале? Экономили силы?
— Нет, просто устал. Старый я стал… Куда мне с китайцами тягаться? Они не ломаются. Уверенные в себе люди. А я сегодня с трудом встал. Подъем, разминка – все было нормально. А потом накатило… Сил уже не осталось.
— Если б вы усложнили хотя бы один прыжок, наверняка взяли бы бронзу.
— Да трудно это, поймите! Спина не выдерживает крутить прыжки даже с коэффициентом 3,5.
— Четвертое место для спортсмена – самое обидное.
— Но я ему рад. Не зря съездил в Пекин. Изначально делал ставку на синхрон и сумел взять серебро вместе с Кунаковым. А индивидуально – вы же сами видите, с такой простой программой бороться за медаль крайне сложно. Или мне нужно было делать все прыжки на 10 баллов. Или бы кто-то из основных соперников ошибся…
— Был такой расчет?
— Ни в коем случае. Я никому не желаю зла.
— Следили за тем, как прыгали конкуренты?
— Наблюдал краем глаза. О первом-втором месте сразу забыл. Хе и Деспатье ушли в отрыв. Да и Кин Кая было почти не достать. Один из прыжков Деспатье мне не понравился. Но судьи его оценили высоко – из-за имени канадца.
— Ваш последний прыжок получился очень эффектным.
— Я старался. Сделал его четко, как на тренировочке. Но для медали этого мало, мало…
— Как же вам удалось на него собраться?
— Хотел хлопнуть дверью. Не скажу, что терять мне было нечего… Но я думал поставить яркую точку в карьере. Это же все-таки Олимпиада, а не абы что. Я бы себе не простил, если б смазал этот последний прыжок.
— Вы первым в истории набрали 100 баллов за одну попытку. Помните, когда это случилось?
— Очень-очень давно. В прошлой жизни. Сейчас у всех такие высокие коэффициенты – 3,8 — 3,9. Можно каждый раз в сумме за сотню набирать. Для меня это фантастика.
Мое время уже прошло. Теперь дело за молодежью, которой нужно усложняться, чтобы конкурировать с китайцами. Я верю, что их можно побеждать.
— Дима, а стоило ли выступать индивидуально? Сами говорите, что вам ничего не светило с такой легкой программой.
— Но я же отобрался. И обязан был выступать за Россию. Назад дороги нет.
— Удивились, что Александр Доброскок не попал в финал?
— Вообще-то да. Но на такие темы мы с ним даже после чемпионата мира не разговаривали. Что уж сейчас этот вопрос поднимать? Сами у него спросите.
— «Советский спорт» публиковал ваше интервью после серебра в синхроне, в котором вы говорили о том, что бассейн вашего имени в Воронеже никак не построят. Был какой-то резонанс?
— Министр спорта Виталий Мутко сильно заинтересовался этим вопросом. Спросил, как дела в Воронеже. Я сказал, что неважно. Виталий Леонтьевич понял, что сначала нужно сделать звоночек губернатору, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки…
— Ваша олимпийская история закончена. Что вы сейчас чувствуете?
— Очень хочется отдохнуть, побыстрее попасть в семью. Вы не представляете, как я соскучился! Сын растет, а я его не вижу. Это неправильно.
Пока особого сожаления по Олимпиаде нет. Но пройдет время, и это чувство придет. Обязательно.
СТАТИСТИКА
Прыжки в воду. Мужчины.
1. Хе (Китай) – 572,90.
2. Деспатье (Канада) – 536,65.
3. Кин (Китай) – 530,10.
4. Саутин (Россия) – 512,65.
5. Розенберг (Германия) – 485,60.
6. Думэйс (США) – 472,50.