Главный тренер сборной России Алексей Евангулов считает, что железных китайцев можно побеждать

Вчера у организаторов Олимпиады болела голова даже не о церемонии открытия. Ее уже давно и много раз отрепетировали, вбухав в спектакль уйму денег. Но как сделать, чтобы это шоу действительно увидел весь мир? Именно увидел – ведь Пекин по-прежнему тонет
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ПЕКИН-2008. ПРЫЖКИ В ВОДУ
СЕГОДНЯ СТАРТУЕТ ОЛИМПИЙСКИЙ ТУРНИР

Вчера у организаторов Олимпиады болела голова даже не о церемонии открытия. Ее уже давно и много раз отрепетировали, вбухав в спектакль уйму денег. Но как сделать, чтобы это шоу действительно увидел весь мир? Именно увидел – ведь Пекин по-прежнему тонет в свинцовом смоге, из-за которого президент МОК Жак Рогге грозится даже перенести марафон.

«КО-ОБИ!»

Накануне церемонии открытия в Пекине наступил «мертвый сезон». Закрылось даже то, что к «Птичьему гнезду» и Яо Мину с флагом не имеет отношения. Например, центр «Вингдонг Наталориум», где пройдет турнир по водному поло. На доске объявлений колышется ветром бумажный листок: «Мы готовимся к открытию». А дорогу к «Водному кубу», где с утра тренировалась сборная России по прыжкам в воду, перегородили сто три близнеца, одинаковых с лица, в синих жилетках волонтеров: «Просим вас покинуть территорию близ Национального стадиона после 11 часов».

Оголодавшие из-за недостатка информации журналисты бросились на пресс-конференции, которых в МПС – не Министерство путей сообщения, а главный пресс-центр (Main Press Centre) – проходит по десятку за сутки.

Так… Сборная Новой Зеландии по парусному спорту… Монгольские тяжелоатлеты… Все это очень занятно, но не для «Советского спорта». Сборная США по баскетболу. Ради интереса я подошел к главному актовому залу, где показывали дрим тим. Коридор забит, как станция метро «Тверская» в Москве в час пик. Сотни китайских репортеров, забыв о восточной сдержанности и профессионализме, взревели «Ко-оби!», когда появился Брайант, и начали лихорадочно щелкать «мыльницами». Звезда НБА засмеялся, запрокинув голову и обнажив белые зубы. Его даже в Лос-Анджелесе так не встречают.

Нет, делать тут нечего. Тем более мой коллега Александр Зильберт уже писал о пресс-конференции дрим тим в Шанхае. В те же дни Брайант, помните, согласился играть в России за 40 миллионов долларов в год. Надеюсь, аппетита у Коби не прибавилось…

ГОРОД, В КОТОРОМ ТРУДНО ДЫШАТЬ

А вот это привлекает внимание. Организаторы так встревожены экологией в столице Олимпиады, что созвали пресс-конференцию на тему «Состояние воздуха в Пекине». Атмосфера в Пекине вызывает легкий шок даже у американцев и англичан, у которых есть свой фирменный смог...

«Серая стена дыма вокруг «Птичьего гнезда», — пишет телекомпания CNN на своем сайте. – Не видно ничего на расстоянии одной мили. Несмотря на огромные усилия Китая, организаторы не могут справиться с плотным удушающим маревом…»

Это самый мягкий комментарий, прочитанный мной в иностранной прессе.

Четверо американских велогонщиков, прибывших на Олимпиаду, сошли с трапа самолета… в марлевых масках. Пресса США вскрикнула: «Спортсмены беспокоятся за свое здоровье! Как они выживут в этом адском месте до 24 августа?!»

Потом все, включая велосипедистов, дружно извинились. Но проблемы это не решило.

В четверг индекс загрязненности воздуха в Пекине составил 96 баллов. Больше ста – это уже опасно для детей и стариков. 120 – для всех остальных.

И главное, ситуация становится хуже с каждым днем. На том же сайте CNN дана замечательная фотораскадровка — «Птичье гнездо» на фоне неба. Первое августа – небо лазурно-голубое, с белыми облаками. Второе – матово-синее. Третье – пепельное. Четвертое – свинцовое… Девятое августа – «А где «гнездо»? Ничего же не видно!»

Пока до такого не дошло, китайцы ломают голову, как им в прямом смысле спасти лицо Олимпиады, которое исчезает в смоге. Собственно, голова у хозяев начала болеть еще в 2001 году, когда Пекин получил право на проведение летних Игр. Китай потратил 20 миллиардов долларов (!) на то, чтобы улучшить экологию в городе. В частности, было удвоено количество линий метро (удар по пробкам и автомобильным выхлопам), созданы городские парки, модернизированы фабрики и заводы… Все тщетно.

Да, пекинцы говорят, что воздух стал на 20 процентов чище, чем год назад (страшно представить, как они тут раньше жили, рискуя получить астму или болезнь сердца). Да, Жак Рогге высоко оценил усилия Китая в борьбе за экологию и заявил, что здоровью спортсменов ничего не угрожает, но ведь президенту МОК не надо участвовать в велогонке или прыгать с шестом.

Правда, Рогге оговорился, что, если уровень смога зашкалит за разумные пределы, тот же марафон, венец любой Олимпиады, может быть отложен или перенесен. Если так и случится, это будет колоссальный скандал…

После пресс-конференции я нашел в интернет-поисковике, что по многим рейтингам Пекин входит в десятку самых загрязненных городов мира. А возглавляет список Чернобыль (Украина). На втором месте – Дзержинск, на восьмом – Норильск, где зимой выпадает черный снег из-за дикого количества серы и металлов в воздухе, на десятом — Дальнегорск… Россия, увы, лидер в этом «ТОП-10».

МАЛЫШ ТОМ И ПАРТНЕРЫ ПО БИЗНЕСУ

Британский прыгун Томас Дэйли, «малыш со свинцом в голове, вертикально входящий в воду», как его метко охарактеризовал тренер сборной России Алексей Евангулов, давал пресс-конференцию по соседству.

У каждой страны на Олимпиаде есть свои иконы. Швейцария – Роже Федерер, Китай – Яо Мин, США – лучезарный Коби и Майкл Фелпс… Британской иконе всего 14 лет.

— Я всю жизнь мечтал выиграть олимпийскую медаль, — взволнованным звонким голоском говорит Дэйли. – Но не думаю, что возьму золото здесь, в Пекине. Мое время должно прийти в 2012 году, когда Олимпиада пройдет в Лондоне.

Самый юный олимпиец Великобритании за последние 48 лет будет выступать в двух дисциплинах – индивидуальные и синхронные прыжки в воду с 10-метровой вышки. На мартовском чемпионате Европы в Эйндховене этот мальчуган взял золото. Странно, что он сейчас не нацеливается на то же самое. Но Томас в свои юные годы славится взвешенным отношением к жизни.

Дэйли приехал в Пекин в большой компании – папа, мама, три брата, дедушки-бабушки…

— Включая партнеров по бизнесу, всего нас 12 человек, — уточняет Том, мило сверкнув брекетами на зубах. — Чьи партнеры по бизнесу? Не мои, конечно, – родителей.

Я никогда не видел, чтобы в Китае так восторженно принимали прыгуна в воду, который был рожден не в Поднебесной. Правда, криков «Томми!», как в адрес Брайанта, тут не было. Но мистер Дэйли в Пекине, скажу я вам, чрезвычайно популярен.

ЕВАНГУЛОВ: «САУТИН ЗАКУСИЛ УДИЛА»

Вчера сборная России по прыжкам в воду тренировалась в полдесятого утра в пестрой компании с Колумбией, Кубой, Германией, Венгрией, Кореей, Малайзией и Венесуэлой. На разминке был неполный состав – так, я не заметил Дмитрия Саутина.

Юлия Пахалина, оттачивающая синхронные прыжки вместе с Анастасией Поздняковой, успевала в паузах обсудить с другими прыгунами, пойдут ли они на церемонию открытия Олимпиады. Алексей Евангулов важно сидел на стуле у кромки бассейна, как Наполеон на походном барабане. Внимательно, со знанием дела наблюдал за своими спортсменами. Что-то обсуждал с другими тренерами.

— Есть какие-то проблемы накануне старта Олимпиады? – интересуюсь у Евангулова.

— Хочу постучать по дереву, — Алексей Георгиевич оглядывается, но рядом только пластиковая стена «Водного куба». – Впервые за долгие годы у нас нет проблем. Мы отменно подготовились к Олимпиаде. Выполнили абсолютно все медальные планы. Дай бог, чтобы команда оставалась в таком же состоянии до старта. А он не за горами – уже в воскресенье девочки будут прыгать в синхроне с трехметрового трамплина. И пошло-поехало, до 23 августа, — информирует Евангулов.

Я надеюсь на интересную борьбу. Да, мы хорошо подготовлены. Но прекрасно понимаем, что соперники тоже не дремлют. Тем более китайцы у себя дома станут выкладываться на всю катушку. У хозяев не будет проколов, таких подарков от них не ждем.

— У нас так все хорошо, что отсутствуют даже травмы?

— Совершенно здоровых нет, не было и не будет. Это спорт высших достижений. Но если сравнивать с тем, что раньше, у нас здоровая команда. Грамотно поработала наша медицинская группа. Ребята забыли о травмах и болячках.

— Почему не тренировался Саутин?

— Сегодня у Димы и его напарника Юры Кунакова запланированный отдых. У нас же все работают по индивидуальным планам. Все подстроено под расписание соревнований.

Я знаю несколько возрастных прыгунов. Они ведут себя на Олимпиаде так, будто едут с ярмарки. Саутин не такой. Он занимается так, будто еще на несколько Игр поедет. Пашет в зале, выдерживает колоссальные нагрузки… Мне приходится его одергивать. Но Саутин словно закусил удила.

— Здесь, в Китае, ему, наверное, будет сложно подняться выше бронзы. Тем более Дмитрий занимал третье место в Афинах и Сиднее.

— По качеству прыжков Саутин абсолютно не уступает конкурентам. Просто уже несколько лет Дима не повышает их сложность – здоровье не позволяет. Он выполняет ту же программу, как и в Афинах. Если китайцы или канадец Александр Депати обгонят Саутина, то только за счет коэффициента.

«ПРЫЖКИ В ВОДУ ВЫШЛИ ИЗ ЦИРКА»

— Вас не смущает пекинский смог?

— Нет, абсолютно. Мы очень довольны обстановкой в Китае. Нас так пугали, так пугали перед поездкой…

— Чем, например?

— Всем! И дышать тут нечем, и кондиционеры плохо работают, и сорокаградусная жара. Но сами видите, нет и тридцати. Ждали плохого питания, а оно обалденное!

— Не козлятиной вас кормят? – намекаю на недавнее интервью Евангулова «Советскому спорту», в котором главный тренер описывал, чем его спортсменов пичкали в Афинах-2004.

— Ни в коем случае! Ни на одной Олимпиаде не было такого отменного рациона. Вспоминаю «Макдоналдсы» в Атланте-1996, своеобразную кухню Сиднея-2000… Пекин по сравнению с этим – высота!

— Вы восхищались предолимпийскими сборами в Корее. Неужели тут лучше?

— Все-таки нет. Те сборы – вообще эталон. Мы занимались одни, а не в компании с другими. Даже в лучшие времена нам приходилось делить воду как минимум с четырьмя-пятью командами. Но в Корее муниципальные власти предоставили нам бассейн в полное распоряжение.

— Пекин хвалите не только вы, но и другие спортсмены. Почему азиаты так удачно организовали Олимпиаду?

— Дело не в азиатах, а в социалистическом строе Китая. Думаю, японцы, например, так бы Игры не обустроили. Обратите внимание, сколько волонтеров в Пекине. В капиталистической стране невозможно привлечь бесплатно такое количество людей. Мы впервые не прикасались к своим чемоданам – из аэропорта их доставили прямо в комнаты Олимпийской деревни. Из таких нюансов складывается удивительная картина.

— Пекин-2008 напоминает вам Москву-1980?

— К сожалению, я видел Московскую Олимпиаду только по телевизору. Но антураж примерно похож. Посмотрите, как тут облизывают газоны и улицы. Город очистили, и не только от мусора. Наша сборная выступала в Пекине на февральском Кубке мира – столица Китая была шумной, переполненной, задыхалась от уличных пробок. Сейчас этого нет. Уж не знаю, куда убрали половину населения Пекина. Но сейчас тут просторно.

— Вам уже сказали, что на прыжки в воду придет руководство компартии Китая?

— Не говорили, но я и так знаю. Именно потому, что это у них спорт номер один. Очень «медалеемкий» — группа из 10–12 человек может выиграть восемь золотых медалей. Прыжки в воду – один из козырей китайцев.

— Есть даже шутка, что если компартия Китая поставит задачу перед своими спортсменами стать чемпионами мира по футболу или хоккею, лет через двадцать старательные китайцы и тут выиграют золото.

— Не знаю, что будет светить Китаю в хоккее... Очень многое зависит от традиций. Дело в том, что до появления прыжков в воду и гимнастики тут существовал традиционный китайский цирк. Всегда в мире самым красивым, эффектным, постановочно сложным считался советский цирк. Но Китай находился где-то рядом. А по уровню мастерства акробатов, эквилибристов даже превосходил остальных. Так вот, прыжки в воду вышли из цирка, а не появились на ровном месте.

— Китайские прыгуны безупречны и непобедимы?

— Они такие же люди, как мы. Я нередко вижу у них и технические, и даже тактические ошибки. Это при том, что у китайцев огромное количество менеджеров, тренеров, психологов, экстрасенсов… Я бы не сказал, что Китай невозможно победить. С ним можно и нужно бороться на равных.

— Насчет экстрасенсов – ваш коллега, наставник хоккейной сборной Вячеслав Быков признался после чемпионата мира в Квебеке, что против его команды работали десятки экстрасенсов. А здесь, в Китае, вы не чувствуете негативных флюидов?

— Я – материалист. Верю только в то, что можно пощупать и потрогать. Но китайская нация насколько древняя… Может, она постигла то, чего не знаем мы? Что-то космическое?

— За судейство не боитесь?

— Арбитры ведь не из Китая. Я уже изучал список судей – турнир будут обслуживать грамотные независимые специалисты. Каждого знаю лично и не сомневаюсь в нем. Вообще, предвзятость в прыжках в воду уходит в прошлое. Все должно быть объективно.

— Собираетесь на церемонию открытия?

— Лично я – да. Со мной пойдет часть сборной. Но многих спортсменов бережем. Ведь эта церемония – тяжелое физическое испытание. Есть страны, которые приехали на Олимпиаду, как говорят англичане, «just for fun». Повеселиться, потусоваться. Они могут махать ручкой в телевизор во время открытия, бросать шляпы в воздух…

Однако те, кто приехали в Пекин бороться за медали, не должны тратить силы на такие церемонии, которые длятся пять-шесть часов, причем в душном климате. Я отношусь к этому как к обязаловке. Хотя не сомневаюсь, что шоу будет потрясающим и неповторимым.

Вы знаете, ходят слухи, что китайцы отправят на церемонию подставных спортсменов. Что им, сложно взять одну деревню и намуштровать жителей, нарядив их в форму? Никто разницы не заметит. Мы же, увы, такой возможности лишены. Хотя я бы на месте ОКР отправил только тренеров представлять нашу делегацию на стадионе.

Нужно жалеть спортсменов. Вот в прошлый раз, в Афинах, у ребят были мозоли на ногах после церемонии. Сейчас, накануне Олимпиады, мы следим за каждой мелочью: как прыгуны спят, едят, ходят в туалет… Учитывается все. Ради этих дней мы отдали четыре года жизни.

Новости. Прыжки в воду