«В армии номера передавали через ограду». Колосков - о важности возрождения журнала «Футбол»
Для меня «Футбол» всегда был чем-то особенным. В 1960 году, когда он впервые вышел в качестве приложения к «Советскому спорту», мне было 19 и я служил в армии. Понятно, что там его не выписывали, но мы договаривались с местными ребятами, чтобы они передавали его нам через ограду. И мы с большим удовольствием читали.
В советские времена он был фантастически популярен. Его было невозможно достать. Люди с ночи вставали в очередь, чтобы заполучить экземпляр. Поэтому, когда в 1980 году главный редактор Лев Филатов пригласил меня – как нового начальника управления футбола Спорткомитета СССР – стать членом редколлегии, я просто не мог отказаться от столь лестного предложения. Ещё бы! В её состав входили такие мэтры, как Валерий Лобановский, Константин Бесков, Борис Майоров, Игорь Нетто, Виктор Тихонов… Легенды нашего спорта!
Конечно, мы не были включены в работу еженедельника каждый день, но определяли философию и идеологию. Мы видели основную задачу в пропаганде футбола через призму анализа проблем и результатов в командах мастеров, массовом и детско-юношеском футболе. Маститые тренеры неоднократно устраивали интересные дискуссии на тактические темы. Условно: школа Бескова или школа Лобановского?
Конечно, собрать такой культовый состав было нелегко, но Филатов и его преемник Виктор Понедельник, легендарный автор «золотого» гола в финале Кубка Европы – 60, обладали колоссальным авторитетом. Эти главные редакторы без преувеличения – история отечественного футбола. К тому же многим тренерам присуще чувство тщеславия. Им и самим хотелось засветиться в таком серьёзном издании, как «Футбол-Хоккей». Туда приглашали не каждого, и Бесков с Лобановским это ценили.
Почему же мы тогда в 1990 году решили выйти из состава «Советского спорта» – перестать быть приложением к газете, спросите вы. Причина проста. Содержание любой газеты или журнала зависит от руководства. А всеми нами очень уважаемый главный редактор «Советского спорта» того времени Валерий Кудрявцев, скажем так, не очень трепетно относился к футболу. У него было много других проблем и пять десятков различных видов спорта. И футбол был лишь одним из них.
Поэтому редакция «Футбола-Хоккея» решила создать отдельный печатный орган, который занимался бы пропагандой развития именно футбола. Помню, как мы его создавали. Надо было убедить отдел пропаганды ЦК КПСС утвердить новый журнал «Футбол» как самостоятельное юридическое лицо. С этим проблем не было, у нас в отделе были хорошие связи. И потом, футбол сам по себе популярный вид спорта и давно перерос понятие приложения.
С того момента я не имел к «Футболу» непосредственного отношения. До распада Советского Союза он контролировался отделом пропаганды ЦК, а затем стал самостоятельным изданием. У меня такая жизненная позиция – не подменять другие органы управления. Да и прав таких не было.
А в конце 1990-х «Советский спорт» возродил то приложение в формате еженедельного журнала. Если честно, я не акцентировал на нём внимание – своих забот хватало. Вы же помните, что творилось в футболе, в спорте и в стране в целом в те годы. Сплошные революции, заговоры. Абсолютно нулевое финансирование…
И я, конечно, очень рад, что сегодня «Советский спорт» возвращается к истокам. Историю обязательно надо знать, в том числе и такого популярного издания, которое выявляло тенденции развития мирового футбола и боролось с негативными явлениями.
Верю в то, что и теперь «Футбол» продолжит радовать болельщиков интересными материалами, помогать им разбираться в футболе, обсуждать тактику и развлекать читателей. А самому журналу желаю продолжать оставаться столь же популярным и актуальным и соответствовать высоким стандартам, заданным его историей.