«РПЛ смотрят больше, чем ЛЧ». Глава программной дирекции «Матча» — о работе канала
В эксклюзивном интервью «Советскому спорту» директор программной дирекции и заместитель генерального продюсера «Матча» Вячеслав Леонов рассказал, как канал выстраивает свою сетку вещания в период изоляции, ответил, останется ли Лига чемпионов на ТВ, а также оценил рост нашего издания за последний год.
— Насколько сложно пришлось телеканалу «Матч ТВ» в период, когда наш спорт начал становиться изолированным, как выстраивалась сетка вещания?
— В принципе, сетку вещания спортивного канала верстать очень интересно, потому что его программа не похожа ни на один другой канал. Есть сходства с сеткой новостного телеканала: когда появляются новостные инфоповоды, всё плывёт по времени. Важно учитывать очень много нюансов. Что перед, что после международных санкций принцип составления сетки остаётся один и тот же: меняются внутренние компоненты, меняются сами трансляции, но всё остальное то же самое. Сейчас стало больше внутренних соревнований: появляются Спартакиады, Игры дружбы, Фиджитал Игры. Нужно понять, какие запланированы спортивные соревнования, их дату и время проведения, регламент, расставить их, выбрать наиболее рейтинговые, добавить прямые эфиры новостных и аналитических эфиров. Да, мы потеряли рейтинговые соревнования на международной арене, на большинстве их них нет российских спортсменов. Но спорт остаётся и живёт.
— Удалось ли выравнять статистику по просмотрам?
— В сравнении с временами, когда были международные соревнования с участием россиян, наверное, нет. Зрителю более интересны соревнования «наши против не наших», но мы и сейчас даём возможность получать эмоции, ради которых они включают наш канал. Социологические показатели внутренних соревнований растут, мы это видим во всех отчётах.
— По поводу рейтингов матчей: что собирает больше – матч РПЛ «Балтика» – «Оренбург» или миланское дерби? Правда ли, что российский футбол смотрят больше, чем такие центральные встречи топовых чемпионатов?
— Мне кажется, такие матчи сравнивать не очень корректно. Но важно отметить, что, скорее всего, эти матчи будут идти в разное время: «Балтика» с «Оренбургом» играют днём, миланцы - вечером. Цифры этих двух матчей будут примерно равны, почему бы не показать оба матча, и они соберут хорошую аудиторию. В этом и задача программной дирекции канала — выбрать и поставить в сетку как можно больше интересных событий.
— А если сравнивать зарубежный и российский футбол?
— Если выстроить по порядку зрительского интереса, то сначала идёт РПЛ, Кубок России, Лига чемпионов, только потом чемпионаты Италии и Германии. Внутренние события нашему зрителю интереснее, это радует. Лига чемпионов на групповой стадии собирает меньше зрительского интереса, а уж тем более Лига Европы. Есть вот ещё какая занимательная особенность. Для нас с вами, для людей, которые в теме, возможно, будет более интересна игра, которая более значима с турнирной точки зрения, а для массового зрителя, аудиторию, которую охватывает федеральный канал, более значимы встречи с именами: «Барселона», «Реал», вот это намного интереснее. Думаю, это связано с медийным охватом, да и фан-база у таких клубов большая. Услышали, что сегодня играет «Реал» — и это имя, благодаря которому придут посмотреть трансляцию. Та же история с РПЛ: «Зенит», «Спартак», ЦСКА — они всегда будут наиболее интересны для зрителя.
— Лига чемпионов действительно уходит с «Матч ТВ»?
— На данный момент, как говорил ранее генеральный продюсер Александр Тащин, у нас нет каких-либо подписанных документов на следующие сезоны. Работа в этом направлении ведётся.
— Я помню, были случаи, когда более конкурентные противостояния из РПЛ не попадали на основной канал и шли на «Матч Премьер», а на основном крутили ту же самую «Балтику» и «Оренбург». Как проходит выборка того, что идёт на основной канал, а что - на «Премьер»?
— Мы стараемся показать в федеральном эфире все клубы примерно одинаковое количество раз, исключение — топовые клубы. Но одна из задач нашего субхолдинга - развитие тематических каналов, поэтому у нас есть телеканал «Матч Премьер». Он живёт, работает, растит базу подписчиков. Все матчи, которые не показывают на основном канале, вы можете посмотреть по подписке за не самую большую цену. Здесь никакого несоответствия, наверное, нет.
— «Матч ТВ» в последнее время часто показывает сборную России по футболу. Можно сказать, что за последние годы «Россия» и Первый в спортивном плане уступили позиции «Матчу»?
— Мы не стремимся конкурировать с коллегами, но мы так же, как и они, входим в первый мультиплекс. И, главное, мы профильный спортивный канал, у нас должны быть лучшие футбольные матчи. Не только игры внутреннего первенства, но и матчи первой сборной. Мы только рады этому.
— Чемпионат мира по хоккею без России вызывает интерес?
— Финал крупных турниров всегда вызывает интерес. Матчи топовых команд, те же Финляндия – Швеция, Канада – США, они точно смотрибельны.
Если будет существовать выбор, между игрой Дания -Норвегия и финалом Единой лиги ВТБ, конечно, мы покажем баскетбол, но, если показ финала чемпионата мира не помешает показу внутренних соревнований, почему бы и нет. На нишевых каналах показываем много соревнований, проходящих без участия российских спортсменов. Спорт интересен не только с точки зрения боления, но и как фоновый продукт: включил, занимаешься своими делами, отдохнул, пошёл дальше. На том же телеканале «Матч Премьер» – в основном все прямые трансляции сосредоточены вокруг выходных, однако в будни ты можешь включить записной матч и посмотреть его. Кто-то может позалипать в соцсети, но болельщику этого недостаточно, он готов футбол смотреть 24 часа в любое время, в метро, автобусе, где угодно, на любом ресурсе.
— Планирует ли «Матч» как-то фигурное катание в плане трансляций возвращать на канал?
— Целевая аудитория нашего телеканала - мужчины от 14 до 59 лет. Мужская аудитория, мы видим по аналитике, смотрит этот вид спорта довольно сдержанно. Пока вопрос о возвращении фигурного катания на «Матч ТВ» не стоит, но понимаю, что крупные международные соревнования интересны зрителю.
— Нет идеи возвращением фигурного катания на канал привлечь новую аудиторию? У него достаточно большая фан-база.
— Да, абсолютно точно, но, если купить фигурное катание и показывать чемпионат России, который идёт в уикенд, оно встанет в конкуренцию с футболом. Нужно ли это? Кроме того, наверное, некорректно с моей стороны рассуждать о продукте, который показывает другой канал. Мне всегда интересно, когда есть события, из которых можно выбирать, хуже, когда выбирать не из чего. Спорт интересен живым эфиром. Ещё на телеканале «Спорт» серьезно обсуждали, что плашка «прямой эфир» даёт 40% к рейтингу. Никаким образом это не измеришь, но это так. Болельщику хочется переживать за любимую команду или спортсмена в лайве. Это привлекает аудиторию.
— Было время, когда на канале показывали сериалы и фильмы, сейчас каналы стали чисто спортивными. Может ли «Матч ТВ» потенциально вернуться в то время, когда показывали фильмы про различных китайских бойцов или Брюса Ли со Стивеном Сигалом?
— Мы два года назад изменили концепцию канала, назвали ее «Больше спорта!», в нынешнее время считаем правильным идти именно с этим девизом. У нас есть документальные фильмы о российских и иностранных спортсменах, значимых исторических событиях - они заполняют эту нишу. Например, про Льва Яшина, Марадону, Пеле. На данный момент этого вполне достаточно, пока мы не собираемся возвращаться к художественным фильмам, пускай даже имеющим спортивную направленность.
— По количеству спортивного контента с «Матчем» могут помериться только стриминги. Как у вас с ними выстраиваются отношения? С теми же Оkkо и «Кинопоиском», они для вас конкуренты или партнёры?
— На данный момент, мне кажется, мы в разных весовых категориях. Мы со стримингами пока две параллельные субстанции, которые если и пересекаются, то редко. Да, мы периодически общаемся, стриминги могут получать права на те или иные соревнования — это нормальная история. Но на данный момент телевизор выигрывает конкуренцию.
— Действительно ли была борьба за права на РПЛ с «Яндексом»?
— Борьба за права с цифровыми платформами действительно была. Но, главное, что права остаются на федеральном канале, наверное, это правильно. Нашему зрителю хочется смотреть футбол и все топовые события в России бесплатно.
— Как считаете, нужно ли популяризировать идею платы за трансляции или подстраиваться под нашу ментальность и давать какой-то топовый спорт бесплатно?
— В линейке «Матч ТВ» представлены ещё 12 тематических каналов. Мы тщательно формируем программу для каждого из них. В силу того, что события пересекаются, нам приходится иногда размещать топовый контент на платных каналах и после этого в комментариях видим негатив и недовольство из-за того, что на бесплатном телеканале не показали хоккей или футбол. Нужно идти к идее оплаты спортивного контента, но аккуратно, постепенно приучая зрителей к необходимости платить за топовый спорт.
— Как «Матч ТВ» развивает свои онлайн-платформы, стриминги?
— Есть приложение «Матч», которое активно развивается: ребята запустили таймлинии, мультикамеру на определённые трансляции, альтернативные комментарии. Наш сайт – первый по цитируемости среди спортивных СМИ, поэтому можем сказать, что субхолдинг развивается и в этом направлении. Тестируем трансляции в 4К на сайте, следующий этап - внедрить их в приложение. Вопрос в том, позволят ли наши сети с технологической точки зрения увидеть это телезрителю. Года два-три назад была тестовая трансляция в 4К на РПЛ, но на стадионе был туман, и большой вопрос – было ли зрителю лучше относительно обычной трансляции.
— Матч Босния — Ирландия в 2016 году, туман, ничего не видно. Как в таких форс-мажорных обстоятельствах действуете?
— Недавно во время показа матчей «Крылья Советов» - «Оренбург» в Самаре и «Балтика» – «Спартак» в Калининграде были похожие ситуации. Большую роль для выхода из них играет комментатор. Кстати, Дима Шнякин, который комментировал один из этих матчей, после завершения трансляции говорил, что ему всё было видно с комментаторской позиции. А как ещё можно действовать в такой момент? Матч идёт, трансляция идёт, комментатор описывает то, что происходит. Наверное, только взаимодействовать с организаторами, рассказывать зрителям о том, что на телевизионной картинке все выглядит хуже, чем есть на самом деле. Уходить с трансляции - странно. Это погодные условия, о чём тут можно говорить? А как поступать, когда поле плохое и размыто дождём? В каждом отдельном случае мы принимаем решение, исходя из обстоятельств, благодаря слаженной работе программной дирекции, творческого персонала и комментаторов.
— Погружаете людей в атмосферу Озерова?
— Да, можно и так сказать. Всегда же может быть туман, дождь или снег. Вспомните биатлон, когда валит снег, ничего не видно, и только слышен голос Дмитрия Губерниева. В этом тоже есть свой плюс для зрителя. Ты смотришь и думаешь: а вот как они играют, бегут, соревнуются? А вот так, преодолевая себя. Спортсмены выполняют свою работу, мы – свою.
— Расскажите, как «Матч ТВ» следит за использованием своего видеоконтента, в частности в социальных сетях других СМИ.
— Следит. Очень серьёзно следит. Тут всё довольно просто. ФИФА и УЕФА не дают возможности снимать в чаше стадиона неаккредитованным средствам массовой информации, почему мы должны давать такую возможность? Мы платим большие деньги, производим много трансляций. Соответственно, для нас это очень важный момент, мы задействуем большие ресурсы на это. Использовать наши трансляции без нашего разрешения – пиратство, по-другому это никак не назовёшь.
— Как относитесь к тому, когда берут хайлайты с вашей пометкой в уголочке?
— Если «Советский спорт» берёт этот кусочек после договорённости с «Матч ТВ», то, наверное, он берёт это либо в нашем плеере, либо на определённых условиях, о которых мы с вами заранее договорились. Никаких проблем тогда не будет. Но если «Советский спорт» захочет это использовать сам, без нашего разрешения, то, опять же, это пиратство.
— Можете оценить рост «Советского спорта» за последний год, его возвращение?
— Наверное, неправильно говорить «за последний год». Пожалуй, измерю большим периодом. Я в детстве читал газетную версию «Советского спорта», сейчас читаю телеграм-версию. Никаких проблем нет. Хотя я Евгению (Евгений Кириллов, PR-директор «Матч ТВ» — Прим. «Совспорта») честно сказал: «А что, есть газета?» Я правда очень скучаю по тем временам. «Советский спорт», помню, ещё с отцом ходили, покупали. Кстати, очень удобно для работы иметь газетную версию, не телеграм-канал, не интернет. На самом деле нам не хватает на работе газетной подписки. Потому что ты можешь себе что-то вырезать, положить в папочку, потом найти то или иное интервью или информацию. Для меня это намного проще, чем собирать закладки в браузере. Поэтому можно только поздравить «Советский спорт» с тиражами, с тем, что вы растёте. Честь вам и хвала, ребята!
— Недавно из жизни ушёл Василий Уткин. Есть ли у вас какая-то история, связанная с ним?
— История, конечно, есть, хотя мы с Васей не были знакомы. Не буду говорить общих слов, ведь есть коллеги с «Матч ТВ», которые лучше и больше были знакомы с Василием. Он, думаю, являлся для них другом, учителем, старшим братом. Большинство ребят были с ним близко знакомы. У меня совершенно другая история, не знаю, насколько это уместно рассказывать. В 1997 году я пришёл на телевидение, работал инженером в аппаратных НТВ+. Совершенно случайно сорвался какой-то эфир, то ли «Футбольного клуба», то ли одной из программ на тематическом канале, точно не помню. Ребята вывели меня в эфир, нужно было задать какой-то вопрос. Вот и всё. Собственно, это было, наверное, единственное общение с Васей, после эфира пожали друг другу руки и пошли дальше. Ну, Вася был тогда уже известным журналистом, а я - обычным инженером. Но при этом нельзя не сказать о том, что в те времена я также бежал к телевизору, включал его и смотрел «Футбольный клуб». Да, Вася – это эпоха, это один из тех людей, которые запустили спортивное телевидение и вывели его на совершенно другой уровень.
— Сетку вещания на долгий срок почти невозможно выстроить?
— Мы обязаны составлять сетку вещания заранее, за две недели программа уже выходит в публикацию. Ты планируешь, выпускаешь, потом у тебя всё рушится, ты злишься, но при этом переделываешь. Надо прогнозировать не на неделю, а на месяц-два, как можно дальше вперёд, ведь есть ещё коммерческий департамент, который должен продать событие, департамент спортивных трансляций, который должен составить план производства трансляций. Но в какой-то момент всё может пойти не так. Понятное дело, что каждый матч в плей-офф КХЛ ты рассматриваешь: а если будет один, два или три овертайма, заползём на следующую трансляцию или нет. Но все события просчитать до конца невозможно. Да, какой-то план в голове есть, но ты всё равно каждую минуту в тонусе. Мы всегда стараемся выбирать самое интересное событие для зрителей и показать его. Но есть виды спорта, скажем так, не очень удобные с точки зрения планирования, например, теннис, хронометраж, которого совсем невозможно предугадать.
— Но теннис «Матч ТВ» не транслирует.
— Почему? Бывает. Мы в декабре показывали выставочный турнир, правда, турниры «Большого шлема», к сожалению, для нас сейчас недоступны.
— А купили бы?
— Конечно, да. Тем более россияне участвуют на международной арене. Но опять же, надо смотреть, с чем пересекается то или иное событие «Большого шлема». При обсуждении покупки события мы должны учитывать массу факторов: возможность показа, продажи рекламного инвентаря, производства и так далее. Собрать это воедино и принять решение о показе – в этом задействованы многие службы.
Я вот так вспоминал недавно, что не помню ни одной трансляции в последний день Олимпиады, потому что приехал с работы, налил себе 100 граммов коньяку и лёг спать, большая работа сделана. Такая была скорость смены событий в прямом эфире.
— Эфир или программа, которая запомнилась больше всего с хорошей стороны.
— Это как вопрос про любимую книгу. Моя любимая книга та, которую я последней прочитал. Или про театральную постановку. То же самое. Вспоминать что-то по эфиру по работе – да я не помню. Я помню основные принципы работы на всех крупных соревнованиях, таких как чемпионаты мира и Европы по футболу, Олимпиады и все другие. У нас каждую неделю летучки, мы постоянно разбираем ошибки и что-то придумываем: смотрим футбольные и хоккейные «обвязки» (предматчевые и послематчевые студии на стадионах — Прим. «Советского спорта»). Перед матчем Россия – Сербия полтора часа обвязки на стадионе и возле него, общались с болельщиками, с экспертами, с игроками матча — сумасшедший эфир. Всё и всех собрали воедино. Зрители видят картинку, а я бы обращал внимание на тех, кто за кадром, кто работает и остаётся в тени. Они стараются для того, чтобы зритель получил удовольствие от трансляции. Это важно.