Вспоминая советское: знак качества
«Советский спорт» начинает новую рубрику, которая поможет воскресить в памяти то, что в советские времена было предметом гордости, а может и познакомить более молодого читателя с забытыми уже явлениями или предметами быта советской эпохи.
На многие годы вперед не скажешь, но нам в голову не придет отказаться от какого-либо из слов в названии нашей газеты. «Советский спорт» - это бренд с 93-летней историей (нет давно на свете комсомольцев, но никто же не заставит, к примеру, «Московский комсомолец» переименоваться, допустим, в «Вестник капитализма»), да и есть у огромного числа наших читателей устойчивый, с прежних времен оставшийся стереотип, который языком плаката гласит следующее:
Если вы пропустили нашу подборку советских плакатов о спорте, то срочно восполните этот пробел. Впрочем, не о плакатах сейчас речь.Советское – значит отличное! Не важно, о чем конкретно идет речь – о подшипниках, о чугуне и стали, о советских женщинах или советских атомных ледоколах. Советское – значит качественное. И многие наши читатели прекрасно помнят простой значок, который встречался на очень многих товарах советского производства 70-80-х годов прошлого века – «Знак качества».
Он был введен в раннебрежневскую эпоху, а именно незадолго до Первомая в 1967 году. Официально это толковалось так: «с целью стимулирования повышения качества и эффективности общественного производства».
По результатам госаттестации качества товаров, предприятия получали право маркировать свою продукцию этим знаком на срок от двух до трёх лет. Порядок проведения госаттестации качества утверждался Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР. Наносился государственный знак качества СССР на особо важную продукцию, носящую массовый или серийный характер. Впервые он был нанесен на электродвигатели, производимые на электромеханическом заводе имени Владимира Ильича в Москве. Произошло это событие 22 апреля 1970 года – надо же было что-то приурочить к столетию вождя.
Сама символика объясняется просто: пятиугольник (у советских звезд – пять лучшей, значит ассоциируется со звездой), только стороны изогнутые. Внутрь вписана стилизованная первая буква слова «качество» — К, повернутая на 90° вправо.
Некоторые источники трактуют изображение звезды знака качества как символ человека. Пять углов – это голова и четыре конечности. А также в изображении звезды знака прослеживается связь с идеограммой и пентаграммой. Пятиконечная звезда известна не только как один из геральдических знаков, но и как древнейший символ-идеограмма. Образовать его можно, если соединить одинаковые линии под углом в 36° в каждой из точек. Если продлить линии в центр звезды, так, чтобы они сошлись вместе, можно образовать пентаграмму. Впервые такие изображения применялись еще в 3500 г. до н. э. Еще с древности пентаграмма известна как оберег от зла.
Еще немного более глубокой, чем времена СССР, истории. Только имея звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», купцы имели право снабжать своей продукцией царский двор. Также оно давало возможность устанавливать на торговых щитах императорский герб. Звание это выдавалось сроком на два года, по истечении которых требовалось пройти повторную процедуру для подтверждения качества продукции. Передать по наследству его было невозможно.
Таким образом, благодаря своеобразному прототипу, появился знак качества СССР. В России отметка поставщика Двора Его Императорского Величества ставилась на таких видах продукции: мармеладе, выпущенном на фабрике А.Абрикосова, кондитерских изделиях производства Адольфа Сиу (после революции – фабрика «Большевик») и других товарах.
Начиная с 1829 года в России право на размещение царского герба претерпело серьезные изменения. Только участвуя в крупных Российских выставках и ярмарках и побеждая в них, можно было претендовать на эту почетную отметку. Купцы и лавочники должны были иметь абсолютно качественный товар, то есть без рекламаций. Их опыт участия в подобных ярмарках должен был составлять не менее восьми лет. В начале XX века носителей столь почетного для поставщика звания было около тридцати.
Наличие знака качества на продукции позволяло не сомневаться как в характеристиках товара, так и в истинности страны-производителя. То, что имеет знак качества, – сделано в СССР.
По задумке, введение Государственного знака качества должно было стимулировать производителей в их движении к мировому уровню. Но, увы, этого не происходило. Хотя знак качества подразумевал, возможность увеличения на 10% наценки на товар, его узнаваемости и популярности, привыкшие работать в условиях абсолютного отсутствия какой-либо конкуренции заводы и фабрики продолжали выпуск стандартно безликой продукции. Отношение покупателей к знаку было безразлично-прохладным.
Иная картина
наблюдалась,
когда в 80-е некоторые
товары стали
маркироваться
слоганом «Made
in USSR». Эти редкие
образцы, достойные
внимания
потребителей,
уходили на
экспорт. Если
же какие-то
крохи и доставались
родным покупателям,
те только удивлялись:
«Умеют же, когда
хотят». Знаменитая
надпись латиницей
стала неким
брендом, знаком
престижа, а как
крылатое выражение,
знак того времени,
живо и сейчас.