Расул Мирзаев: Я мог уехать из России. Но пошел с повинной...
СОБЫТИЕ ДНЯ. ХРОНИКА
ЭКСПЕРТИЗА «СОВЕТСКОГО СПОРТА»
Чемпиона мира по смешанным единоборствам Расула Мирзаева, обвиняемого в убийстве студента Ивана Агафонова, решили выпустить из-под стражи под залог в пять миллионов рублей.
В понедельник трехкратного чемпиона мира по боям без правил 25‑летнего Расула Мирзаева вновь привезли в Замоскворецкий районный суд столицы. Напомним, спортсмен, известный под устрашающим прозвищем Черный тигр, неделю назад ударил 19‑летнего студента Ивана Агафонова.
Молодые люди встретились у ночного клуба «Гараж», где каждый отдыхал со своими друзьями, а повздорили из-за девушки Расула. После мощного удара спортсмена, который пришелся как раз в голову обидчика, Ваня Агафонов упал и ударился головой о железную решетку ливневой канализации. Через три дня молодой человек скончался в больнице. Врачи констатировали переломы черепа, раздробление мозжечка, гематомы...
В минувшую субботу адвокат Мирзаева Игорь Дергачев попросил отложить заседание суда на 72 часа, так как он не успел обдумать линию защиты и собрать положительные характеристики клиента.
Судья ходатайство защитников чемпиона удовлетворила. Субботу и воскресенье Черный тигр провел в Бутырке. В понедельник его вновь привезли из СИЗО.
Здание Замоскворецкого суда. Адвокаты Мирзаева (к Игорю Дергачеву подключился еще один юрист – Алексей Гребенский) чувствовали себя гораздо увереннее, нежели в субботу.
Подозреваемый уже не прятал лица и улыбался при виде знакомых лиц: в суд с утра приехали с десяток друзей спортсмена – крепких молодых людей, представителей диаспоры Дагестана и Федерации единоборств.
В это время в коридоре сидели мать погибшего Ивана Агафонова Татьяна и его старшая сестра Ольга. Они приехали в суд, чтобы лично взглянуть в глаза Расула Мирзаева. Правда, в зал заседаний семья Вани так и не зашла...
– Я верю в справедливость российского суда, – сказала Татьяна Агафонова. – И хочу, чтобы таких случаев больше не было, чтобы спортсмен, который защищает честь России, смог подойти к обыкновенному парню и просто ударить его. Для меня не важно, какой он национальности: украинец, белорус, чеченец или кто-то еще. Дело не в этом.
«ТЕБЯ В КАМЕРЕ НЕ ОБИЖАЮТ?»
Заседание суда началось с выступления защиты спортсмена. Адвокаты, успевшие подготовиться за выходные, предоставили судье несколько обращений: первое – от четырех депутатов Госдумы, второе – от одиннадцати депутатов Народного собрания Дагестана, а также Всероссийской федерации самбо и организаторов турнира по смешанным боям Fight Nights. Авторы ходатайств просили суд избрать Мирзаеву меру пресечения, не связанную с лишением свободы, и заявляли о готовности взять на себя ответственность за регулярную явку спортсмена к следователям и на судебные заседания.
Между тем представители гособвинения выступили против приобщения ходатайств об освобождении Мирзаева, поскольку, по их мнению, он может оказать давление на свидетелей или скрыться за границей.
– Подозреваемый не имеет временной или постоянной прописки в Москве, он не живет по месту регистрации, а на руках у Мирзаева есть действующий загранпаспорт, – перечислила доводы следователь Евгения Шаферова. – Таким образом, ему ничего не мешает покинуть пределы страны.
– А вы изъяли у него документы? – спросила судья.
– Только паспорт...
– Мы готовы и заграничный паспорт в любой момент предоставить, – включился адвокат Дергачев. – Но его у нас никто не просил. Можем съездить за документами...
Тут же одного из молодчиков со стороны Мирзаева отправили к нему домой, и уже через полчаса необходимые документы, включая загранпаспорт, были на руках у адвокатов.
– Но мы также просим приобщить к делу еще и протокол допроса промоутера Мирзаева Камила Гаджиева, – взяла слово следователь. – Из показаний Гаджиева следует, что с Мирзаевым недавно был заключен контракт на выездные бои в США. Это подтверждает наши предположения о возможности скрытия подозреваемого за границей...
В этот момент со скамьи подсудимых встал осмелевший Расул Мирзаев.
– Если бы я хотел, я бы уже собрал вещи и уехал из страны! – заявил спортсмен. – Но вместо этого я пришел с повинной. Я хочу, чтобы следствие разобралось в этом деле...
«Я ИЗВИНЯЮСЬ…»
Во время перерыва клетку с Черным тигром облепили его соратники. Вопросы задавал президент Всероссийской федерации кунг-фу Шамиль Джафаров.
– Ну как ты? – тихо спросил он у Расула.
– Нормально. – Мирзаев кивнул головой. – Всю ночь не спал...
– Много вас в камере? Не обижают тебя? – то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался наставник.
– Один! – улыбнулся Расул.
– Мы тебя не бросим! – сжал кулаки Джафаров.
На этих словах мужчин попросили прекратить разговор с подозреваемым и выйти из зала.
– У нас здесь видеокамера установлена. – Один из приставов еле заметно кивнул на потолок. – Председатель суда все видит. Ругается!
После перерыва защита чемпиона попросила отпустить своего клиента под залог в три миллиона рублей.
– Кто внесет эти деньги? – спросила судья.
–Друзья, родственники... – привстал адвокат Дергачев. – В этом проблем нет, все готово!
– Сумму можем предоставить хоть сегодня, – поддержала Полина Клиросова, представитель продюсерского центра, который организовывает бои, в которых принимал участие Мирзаев.
– Расул имеет возможность работать и возместить родственникам погибшего ущерб, а при содержании под стражей он этого сделать не сможет, – заключил адвокат. По его мнению, основания для ареста представителя следствия являются «надуманными и незаконными».
После двухчасового совещания судья Ольга Дубкова объявила:
– Освободить Расула Мирзаева под залог в пять миллионов рублей.
Решение судьи многочисленные соратники чемпиона встретили овациями. Сам подозреваемый отреагировал сдержанно.
– Первым делом я извинюсь перед семьей погибшего, – единственное, что сказал спортсмен…
МНЕНИЕ ЮРИСТА
МИРЗАЕВ СЯДЕТ В ТЮРЬМУ
Председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России Сергей Алексеев заявил, что преступление Расула Мирзаева будет квалифицировано по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса РФ – «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего».
– Теоретически или с чисто бытовой точки зрения сильнейший боксерский удар Мирзаева можно сравнить с тем, как если бы он нападал на Агафонова с ножом, – заявил Сергей Алексеев. – Преимущество у нападающего в обоих случаях примерно одинаковое. Однако российские законы не считают спортивные навыки в такой ситуации отягчающим обстоятельством.
Тут принципиально важно понимать одно: если дело происходило между двумя спортсменами на спортивной площадке, имели бы действие спортивные законы. Здесь же, так как все случилось в ночном клубе, работают только уголовные.
В статье 111‑й главным отягчающим обстоятельством считается сам факт – потерпевший в результате нападения умер. Отдельной статьи, где спортивные навыки приравнивались бы к нападению с оружием, в российском Уголовном кодексе не прописано. Однако судья вправе учесть это при назначении срока.
Не зная всех подробностей дела, я думаю, что срок будет колебаться в пределах от 12 до 15 лет. Возможно, будет чуть ниже – если Мирзаев станет активно сотрудничать со следствием. Однако вряд ли Мирзаев избежит тюрьмы. Условные сроки в таких случаях обычно не рассматриваются.
А В ЭТО ВРЕМЯ
МАМА ИВАНА АГАФОНОВА: ЗА ЧТО РАСУЛ УБИЛ МОЕГО СЫНА?
Вчера тема гибели 19‑летнего Ивана Агафонова стала одной из главных на российском телевидении.
Первый канал. «Пусть говорят»
Ведущий программы Андрей Малахов пригласил в студию родителей Ивана Агафонова. Почти всю программу отец покойного рыдал, и слово взяла мама Ивана Татьяна:
– С утра зазвонил мой телефон, и я увидела на экране имя Вани, – вспоминает она события следующего утра после инцидента у клуба «Гараж». – Когда услышала в телефоне не его голос, а друга Вани, поняла, что дело не ладно. Мне сказали, чтобы я срочно приезжала в Первую градскую больницу.
Приезжаю, а мой сын уже умирает. Он уже не дышал, я была рядом, звала его, просила остаться… Только после этого его увезли в реанимацию и начали делать искусственную вентиляцию легких.
Есть факт, что Расул нанес удар, от которого Ваня умер. За что он убил моего сына?! Он же чемпион, у него поставленный удар. Даже если Ваня сказал слово «снять», хотя я в это не верю, зачем распускать руки? Ты же видишь, что перед тобой 19‑летний мальчишка. У нас в транспорте каждый день друг другу такое говорят… Что теперь, убивать все должны за это?!
«Россия 1». «Прямой эфир»
Получасом ранее (в 19.30) на «второй кнопке» эту же тему обсуждали в передаче Михаила Зеленского «Прямой эфир». В студии находилась мама Расула Мирзаева Патимат Кадиева. Почти всю программу она рыдала, сумев лишь сказать, что просит прощения у родных Ивана Агафонова…
МНЕНИЕ ВРАЧА
«ОТ УДАРА ЛАДОНЬЮ ЕЩЕ НИКТО НЕ УМИРАЛ»
По словам известного спортивного врача Зураба Орджоникидзе, еще ни один человек не умирал от удара ладонью. – Сейчас очень сложно рассуждать, что послужило причиной гибели студента. Для того чтобы дать точный ответ, необходимо дождаться результатов вскрытия, – поясняет Орджоникидзе. – В принципе 4 дня, которые прошли с момента госпитализации, могут свидетельствовать о переломе основания черепа.
Вообще я скептически отношусь к сообщениям СМИ и на их основании никогда не сужу о тяжести травмы. В принципе от удара ладонью еще никто не умирал. Но тренированный спортсмен, тем более занимающийся единоборствами, вполне может одним ударом убить человека. Например, попаданием в висок или в переносицу. Из-за перелома кость может уйти очень глубоко – и человек умирает в течение нескольких часов.
ВОПРОС ДНЯ
А ВЫ ПРИМЕНЯЛИ СИЛУ НА УЛИЦЕ?
Федор ЕМЕЛЬЯНЕНКО, экс-чемпион мира по смешанным единоборствам:
– В армии только… Нужно было поставить ребят на место. А о деле Мирзаева не хочу говорить. Не оправдывать его и не обвинять. Пусть следственные органы разбираются.
Но отмечу, что сам пошел в спорт с главной целью – уметь постоять за себя и за своих близких. Но у меня, слава богу, подобных случаев не было в жизни.
Николай ВАЛУЕВ, экс-чемпион мира в супертяжелом весе по версии WBA:
– Случалось ли мне драться на улице? Вопрос с подвохом. После известных событий (видимо, Николай имеет в виду инцидент с охранником на парковке дворца спорта «Спартак» в Санкт-Петербурге. – Прим. ред.) я стараюсь не поддаваться на провокации и не появляться в тех местах, где могут возникнуть конфликтные ситуации.
Давид РУДМАН, основатель САМБО-70:
– Было дело, всякие ведь ситуации бывают. Вот я сразу вспоминаю случай, когда еще сам тренировал. Мы занимались на первом этаже, как вдруг какой-то здоровый мужик начал стучать в стекло. Выхожу, смотрю – он пьяный. Говорю, мол, не мешай заниматься, иди домой. А он в ответ: «Давай поборемся». И так несколько раз. Дай, думаю, сделаю прием с заломом руки, тихонько толкну, и он головой в сугроб улетит, протрезвится. Только он полетел, как истребитель, и виском прямо о бордюр. Хорошо, что обошлось, я его завел в школу, намазал зеленкой.
Что касается Мирзаева, то понятно, что никого он убивать не хотел. Несчастный случай… Но ясно и то, что это уголовное дело, следствие разберется.