Александр Тропарёв: скоро спортивные трансляции будет вести искусственный интеллект

Эксперт по спортивному вещанию в интернете рассказал о возможностях онлайн-трансляций.
news

Представьте, что вы болельщик и не смогли попасть на матч века! Обидно и досадно. Однако современные технологии решат проблему. Если есть интернет под рукой, можно включить онлайн-трансляцию. Сегодня это большой бизнес. Самыми дорогими считаются стримы футбола, хоккея и командных видов спорта. Одним из лучших предпринимателей в этой сфере по версии престижного конкурса The Best Business Awards 2022 стал Александр Тропарёв, стоявший у истоков направления. Руководитель компании Олимп-ТВ (г. Санкт-Петербург), автор лучших трансляций Высшей хоккейной лиги для клуба ХК »Динамо» (Санкт-Петербург), с ним работают Федерация хоккея, настольного тенниса России, Всероссийская федерация лёгкой атлетики и ФК и БК »Зенит» Санкт-Петербурга. Мы поговорили с ним о новых возможностях интернет-трансляций матчей и о том, как он увидел перспективную нишу.

- Александр, первый прямой эфир с футбольного матча страна увидела 70 лет назад. Но наблюдать за ним в интернете стало возможно лишь в 2013 году благодаря онлайн-трансляциям. Вы были одним из тех, кто увидел эту перспективную нишу и организовывал первые вещания онлайн. Чем технически отличаются эти способы трансляций?

- Техническое отличие состоит только в том, что вещание идёт в интернете. Меняется площадка, но принципы остаются те же. Моя команда выставляет оборудование на арене: это камеры, кодеры, которые отправляют сигнал в интернет, комментаторские позиции. Также у меня есть режиссёры, операторы, видеоинженеры, комментаторы. Нередко я сам сижу за режиссёрским пультом.

Самыми важными считаются онлайн-трансляции таких видов спорта, как футбол, хоккей. Конечно, с развитием технологий это значительно облегчило жизнь болельщиков. Не обязательно быть привязанным к телевизору, чтобы посмотреть долгожданный матч. С любого смартфона можно подключиться к онлайн-трансляции и болеть за любимую команду. Это повышает популярность спортивного ресурса, а значит, помогает монетизировать наш труд.

- Вы построили серьёзный бизнес по организации интернет-трансляций. Вашей компании «Олимп-ТВ» доверяют интернет-трансляции ведущие спортивные клубы страны, такие как ХК «Динамо» и БК «Зенит». Помогло ли вам в этом ваше спортивное прошлое?

- Действительно, как показывает опыт, спортивное прошлое играет немалую роль. Обращению с видеокамерой и нажимать правильные кнопки научиться можно, а годы, проведённые в профессиональном спорте - я - мастер спорта по лёгкой атлетике -  ничем не заменишь. Это нам очень помогает. Могу сказать, что костяк команды, которая работает со мной, не из мира телевидения, но со спортивным прошлым, как и я сам. В большинстве случаев нам уже не нужно разбираться в правилах соревнований, мы по умолчанию знаем ведущих спортсменов, тренеров, знаем их биографию. Поэтому каждому из нас не составит труда найти в кадре олимпийского чемпиона, если потребуется.

Легче всего даются хоккейные трансляции, потому что и до нас их было проведено множество. Поэтому даже ТЗ не требуется. Даже если возникают вопросы, достаточно, например, посмотреть трансляцию Олимпийских игр, чтобы в голове уже сложились камерные позиции и нужные ракурсы. А дальше уже можно фантазировать. Во время трансляций, конечно же присутствует и спортивный азарт. Хочется быть лучшими. Уже сейчас у меня в телефоне список из 10 позиций, которые нужно интегрировать в съёмочный процесс, чтобы повторить награды с ХК »Динамо» СПб в дальнейшем.

- Вы задаёте тренды для всей индустрии стрима спортивных игр. Например, именно с Вашей подачи появился новый формат вещания, когда студия начинает работать до начала матча, а потом продолжает эфир в перерывах. Какие ещё приёмы и методики вы применяете?

- Действительно, помимо трансляции самого матча, я добавил ряд элементов, которые на тот момент не применяли другие команды. То, что вы упомянули — раннее начало вещания, интервью в перерывах — всё это пришло из желания сделать спортивное шоу ещё ярче, не отпускать зрителя ни на минуту. Во время пауз, в которые раньше был технический перерыв, мы начали приглашать медийных гостей и вместе с ними разбирать самые интересные моменты игры. Нашим конкурентам понравился этот ход, и скоро все каналы отказались от перерывов и начали использовать эту «фишку».

Во время активной фазы пандемии мы нашли технические возможности, чтобы эксперты подключались удалённо и общение проводилось в режиме телемоста. Также я внедрил телевизионные приёмы в онлайн-трансляцию, такие как: прямые включения со скамейки с тренером прямо во время матча, видеоряд того, что происходит перед началом матча и во время рекламных пауз.

- Вы говорите о том, что до вас уже придумали, как правильно снимать матчи: с каких ракурсов, с каким количеством камер, какие форматы использовать. Принципиальное различие в том, что вам удалось обеспечить картинку телевизионного уровня, используя более бюджетное оборудование, тем самым успешно конкурируя с телевидением за аудиторию. Как вы этого добились?

- Долгой и планомерной работой с персоналом. Операторы научились очень хорошо обращаться с небольшими камкордерами, режиссёры – вполне профессионально понимать логику действий на бюджетных пультах, да и для коммутации на рынке есть доступные решения, которые не особо используют в спортивном телевидении. Так и зарождалась индустрия интернет-вещания. Телевидение к этому относится как к демпингу, но конкуренция тоже стимулирует их совершенствоваться, занимая свою долю за уже меньшие бюджеты. Вообще, интернет-вещание – это удивительное сплетение IT-технологий и телевидения. Недостаточно иметь только железки, софтверная часть имеет не меньшее значение. Кстати, операторам иногда не помешали бы умные очки, которые подскажут положение шайбы и возможные варианты её траектории.

- Сегодня трансляцией матчей занимается довольно много организаций, поэтому за ареной тоже разворачивается своя битва. Вы выиграли её, одержав победу в конкурсе, который проводит Высшая хоккейная лига между клубами. Качество ваших трансляций было признано лучшим. Это позволило клубу расширить рекламные возможности,  привлекая больше спонсоров и рекламодателей. Расскажите подробнее о конкурсе и как вам досталась победа.

- Это конкурс, который Высшая хоккейная лига проводит по итогам сезонов между клубами. На нём оцениваются победители в нескольких номинациях: лучшие соцсети, лучший PR-отдел и в том числе лучшие трансляции. Задача конкурса — стимулировать повышение качества работы в клубах, это добавляет спортивного азарта не только на льду, но и в повседневной работе всех участников хоккейного процесса.

Наши хоккейные трансляции для клуба ХК «Динамо» (Санкт-Петербург) выигрывали этот конкурс три года подряд (2019–2020, 2020–2021 и 2021–2022). С первых дней трансляций для ХК «Динамо» (Санкт-Петербург) требовался высокий уровень качества трансляций, приближённый к телевизионному. И если последние делаются с использованием профессионального и дорогостоящего оборудования, то нам удалось за счёт профессионализма, понимания процесса и самоотдачи выйти на высокий уровень и бороться за высшую награду.

- По каким критериям жюри определяло лучших и с кем вам пришлось соревноваться?

- В конкурсе приняли лучшие специалисты лиги и участники из других клубов. Это более 25 команд из различных регионов России, а также из Казахстана и Китая. Это довольно серьёзная конкуренция, если учитывать, что некоторые клубы входят в структуры лидеров российского хоккея: СКА, «Авангард», «Ак Барс», ЦСКА. Нам пришлось конкурировать с опытными мастерами, которые работают на профессиональном оборудовании высокого класса. Но мы вырвались в лидеры, так как смогли достичь такого же уровня или даже выше для интернет-вещания.

- Насколько мне известно, нейросети добрались и до вашей ниши и помогают человеку «поместить» себя на футбольное поле. Как по-вашему, какое будущее ждёт эту сферу, как изменится интернет-вещание с развитием новых технологий?

- Сейчас я вижу два основных направления, куда мы движемся: это облачные технологии и ИИ. Это позволит существенно оптимизировать процесс подготовки к онлайн-трансляции. Если сейчас, например, перед матчем на площадку приезжает большое количество персонала, который привозит очень много оборудования, то в будущем с развитием сетей 5 и 6g в этом не будет необходимости. Пропускная способность сети позволит передавать видеосигнал высокого качества и с наименьшей задержкой на любые расстояния. Это приведёт к тому, что режиссёр, видеоповторщик смогут работать из студии в любой точке мира, а на арене будет достаточно операторов с камерами. Далее подключится искусственный интеллект, который с помощью камер научится следить за шайбой и передавать данные на режиссёрский пульт,  который будет автоматически переключаться между ракурсами. В итоге количество персонала сократится. Востребованными останутся только несколько человек для поддержки оборудования и контроля за работой нейросетей.

Новости. Хроника