«Золото Карлсена и Непомнящего – неправильно». Мурзин – о триумфах и скандалах ЧМ-2024
Чемпионат мира по рапиду и блицу в Нью-Йорке отгремел в конце декабря 2024 года, а эхо от его итогов ещё накрывает шахматное сообщество. Будь то разделённое чемпионство по блицу Магнусом Карлсеном и Яном Непомнящим или же сенсационный триумфатор рапида – Володар Мурзин. 18-летний россиянин блистательно провёл турнир, выиграв первый титул на взрослом уровне. О дальнейших амбициозных планах и жилищном вопросе покоритель Нью-Йорка рассказал в эксклюзивном интервью «Советскому спорту».
«Хотел и в блице удачно выступить»
– Что вы чувствуете после завоевания титула чемпиона мира?
– Несколько дней прошло. Уже более спокойно себя чувствую.
– Есть видео, где в аэропорту по приезде в Россию вас приветствуют представитель вашего спонсора и несколько журналистов. Не обидно, что не было ажиотажа?
– Да, встречали в спокойной обстановке. Мне не обидно. Самое главное, что родные и партнёры поддерживают.
– Как вас встретили ваши родные?
– Мама со мной ездила в Нью-Йорк. А сёстры встретили уже дома, поздравили.
– На чемпионате мира сработали какие-то домашние заготовки?
– Домашние заготовки были. В рапиде и блице старался играть «левые» и немного «кривые» дебюты. Которые, так скажем, недостаточно известны. Где-то по ходу турнира перестраивался. С определёнными соперниками солидно играл.
– Нарастала ли у вас уверенность по мере продвижения по турниру, когда вы обыгрывали элитных шахматистов вроде Фабиано Каруаны или Хикару Накамуры?
– Конечно. Да, небольшое напряжение присутствовало. Но в целом появлялась уверенность, что стоит немного поднапрячься – и я смогу это сделать.
– Ваша лучшая партия на турнире?
– С Каруаной, пожалуй. Очень хорошо там играл. Можно сказать, агрессивно.
– Не считаете, что он провалился в Нью-Йорке?
– Сложно сказать, что он провалился в блице. Он достаточно хорошо там выступил. В первый день шёл 7 из 7. Да, в плей-офф потерпел не самое приятное поражение от Дуды. Вылетел в четвертьфинале, хотя позиции у него были лучше.
– Чувствовалась ли недооценка вас со стороны соперников?
– Да, такое присутствовало. Отчасти из-за рейтинга. Он у меня в рапиде не очень высокий, потому что редко его играю.
– Насколько сложно было настроиться на блиц после чемпионства?
– После рапида ночью плохо спал. Хорошо, что на следующий день выдался выходной. Я погулял по городу, спокойно настроился. В целом проблем к началу турнира не было. Хотел и в блице удачно выступить.
– Как считаете, получилось?
– Да, в блице тоже, считаю, удачно выступил. Немного не хватило опыта в матче с Яном. Мало практики именно в блице на таком уровне. Теперь понимаю, какие аспекты нужно подтянуть.
«После победы в Нью-Йорке начали появляться приглашения на турниры»
– Могли на большее рассчитывать в матче с Яном?
– Шансы были. Главная проблема – нервы. В проигранной партии позицию получил хуже – правда, где-то ещё уравнял. Но после поражения расстроился, не смог собраться. И в решающей партии немного амбициозно играл, что сказалось на результате. Плохо справился с эмоциями.
– Ян сейчас объективно сильнейший российский шахматист?
– Да, в России пока сильнейший. Как и многие топовые гроссмейстеры, он много работает над шахматами.
– У вас на сегодняшний день какой процент времени занимают шахматы?
– Стараюсь в день заниматься по пять часов. Думаю, надо увеличивать нагрузку. Если заниматься в день 7-8 часов, это было бы идеально. Постепенно планирую увеличивать нагрузку.
– Есть ли в ближайших планах турниры?
– Честно говоря, на ближайшие пять месяцев вообще никаких турниров не было. Но после победы в Нью-Йорке начали появляться приглашения. Пока не очень много.
– Как в целом сейчас рассматриваете траекторию своей карьеры?
– Хочу попасть в шахматную элиту. И, конечно, титул чемпиона мира по классике.
– Тем более вы ровесники с Гукешем Доммараджу.
– Да, нам обоим 18 лет.
– Как вам уровень игры в матче за шахматную корону?
– Уровень был не самым сильным с обеих сторон. Но Гукеш играл более активно и посильнее, чем Дин.
– Какой у вас баланс встреч с Гукешем?
– Мы неоднократно пересекались. У меня положительный баланс.
– А как вам его уровень игры?
– У него бывают перепады по игре. То очень сильно проводит матч, то не очень. Не знаю, с чем это связано.
– Планируете отобраться на турнир претендентов – 2026?
– Да, через Кубок мира. Надеюсь, меня позовут. Либо через него, либо через FIDE Circuit (система очков, разработанная ФИДЕ для квалификации в турнир претендентов. – Прим. «Совспорта»).
– Вам интереснее развиваться в классике или коротких контролях, тем более после такого успеха?
– Пока классика для меня основной контроль.
– Гукеш выигрывает шахматную корону в 18 лет. Вы становитесь чемпионом мира по рапиду в таком же возрасте. Можно ли говорить об окончательной смене поколений в шахматах?
– Поколение действительно сменяется. Появляется всё больше молодых звёзд, и в ближайшее время они заменят всех. Не сразу, конечно, но скоро.
– Магнусу стоит опасаться?
– Его всё равно ещё сложно будет сместить. Но многих других точно.
«Считаю, что чемпион должен быть один. Есть правила, которых следует придерживаться»
– Понравилась ли вам организация турнира в Нью-Йорке?
– Организация хорошая. Неплохой игровой зал, был предусмотрен перекус между партиями для игроков. Время действительно выбрано не очень удачно – накануне Нового года. С другой стороны, отметить праздник в Нью-Йорке – не самый плохой вариант. Я впервые был в США. Очень понравился город. В ночь с 31-го на 1-е поехали с мамой и тренером на Таймс-сквер. Смотрели на падение новогоднего шара.
– Турнир оказался богатым на события и скандалы. Отвлекал ли этот инфошум?
– Нет, спокойно на это реагировал. С «джинсами» не в первый раз случается история. На прошлом чемпионате мира по рапиду и блицу в Самарканде Магнус также пришёл на партию в джинсах и спортивной форме. Поэтому уже не обращаю внимания на такие моменты.
– Здесь он хотя бы надел пиджак.
– (Смеётся.) Да-да!
– Что думаете о разделении звания чемпиона мира по блицу между Магнусом и Яном?
– Это неправильно. Считаю, что чемпион должен быть один. Есть правила, которых следует придерживаться.
– По-вашему, на ком больше ответственности здесь: на ФИДЕ или на шахматистах, прежде всего на Магнусе, как многие считают, прогнувшем международную федерацию?
– Сложно сказать. В регламенте турнира прописано, что в случае ничейного результата матч продолжается, пока кто-то не выиграет. Наверное, было бы правильно сделать армагеддон после четырёх партий (название особой шахматной партии, которая проводится, если предыдущие тай-брейки не выявили победителя. – Прим. «Совспорта»). Насчёт Магнуса всю ситуацию не знаю. Якобы он предлагал Яну делать ничьи, пока ФИДЕ не согласится на разделение первого места. Это неправильно, на мой взгляд. Многие фанаты хотели зрелища и интересной борьбы. Тут такой сюрприз. Я сначала подумал, что это шутка о «двух чемпионах». Не поверил. Потом был в небольшом шоке.
– Если бы вы оказались на месте Яна, согласились бы на предложение Карлсена?
– Не осуждаю Яна: он проигрывал 0:2, тут такой камбэк. Понимаю, что у него нервы. Мне сложно сказать, как бы я поступил на его месте. Подумал бы, что это шутка какая-то.
– Вы получили солидный денежный приз. Есть уже мысли, как его использовать?
– Отдам все деньги маме. Они пойдут на улучшение жилищных условий.