Договорной матч в финале ЧМ? Карлсен и Непомнящий спровоцировали жуткий скандал
В Нью-Йорке завершился чемпионат мира по блицу среди мужчин. Это шахматное первенство обречено было закончиться скандалом. Ведь перед ним в турнире по рапиду Ян Непомнящий и Магнус Карлсен были оштрафованы ещё до старта первой партии. Дело в том, что организаторы установили жёсткий дресс-код для спортсменов-интеллектуалов. В зал, в котором проводился турнир, можно было войти только в классических костюмах. Россиянин же и норвежец предпочли джинсы.
И если Ян пошёл навстречу организаторам и вернулся в рамки дресс-кода, но Магнус закатил скандал на весь мир. Он на чём свет стоит поносил организаторов, досталось и самой ФИДЕ. Шахматный мир разделился на две половины – тех, кто просто хотел видеть у шахматной доски лучших из лучших, и консерваторов, радеющих за скрепы.
Чемпионат по блицу без проблем «доехал» до решающей стадии – в финальном противостоянии как раз между россиянином и норвежцем. Как вы понимаете, блиц подразумевает быстроту мышления, мгновенное принятие решений и максимальную концентрацию. Одно неудачное касание фигуры может стоить гроссмейстеру партии. И две первые оставил за собой Карлсен. Но далее дела у 16-го чемпиона мира пошли не так хорошо, как он планировал. Россиянин одержал две победы и сравнялся с Магнусом.
Такие качели не могут не нравиться болельщикам, которые готовились к яркой и непредсказуемой концовке. Ведь, помимо банальной борьбы за медали, Яна и Магнуса связывают давние непростые отношения. И поклонники одной из древнейших интеллектуальных игр рассчитывали на бескомпромиссное сражение. Но последующие три партии откровенно разочаровали зрителей. Гроссмейстеры действовали осторожно и «сушили», если можно так говорить, партии.
И в тот момент, когда Магнус должен был играть белыми, он предложил Яну ничью. Это был натуральный шок для всех – от организаторов до болельщиков и журналистов. За без малого 140-летнюю историю чемпионатов мира по шахматам подобного не случалось ни разу. Расчёт норвежца был прост и понятен. Тут вообще всё по классике: «Я сделаю вам предложение, от которого вы не сможете отказаться.
Российский гроссмейстер прошёл за последнюю неделю долгий и изнуряющий путь. А тут один из сильнейших шахматистов планеты предлагает ему честный (?) расход. Тебе следующую партию играть чёрными, вытащить матч будет не так просто, а тут такое… И парни расписали этот финал пожав друг другу руки и зафиксировав ничью. Повторимся, такого в истории шахмат на официальном уровне не было никогда. И ведь у Непомнящего и Карлсена не самые тёплые взаимоотношения.
Я сделал вывод, что мы оба немного нервничали. Я подумал, что сейчас самое подходящее время предложить это, поскольку в следующем раунде у меня будут белые, а значит – небольшое преимущество. Тогда я и предложил это. Мы оба и так играли очень долго, и я был просто счастлив завершить этот матч. Кому-то это не нравится, но тут как есть, - такое объяснение дал в NRK норвежец после вручения ему награды.
Я был удивлён, когда Магнус это (разделить титул) предложил. Кажется, такой случай был на Олимпиаде в Токио. Мне не нравилось решение разделить золото в онлайн-олимпиаде по шахматам. Довольно спорно, но что поделать. Думаю, это заставит ФИДЕ вернуть армагеддон, однако сегодня я не собираюсь слишком ныть по этому поводу, – приводит слова Непомнящего NRK.
Так что же мы имеем в сухом остатке? Карлсен снова нагнул ФИДЕ, чем в последнее время занимается с завидным постоянством. Сам от такого предложения норвежец ничего не терял, а вот россиянину пришлось подумать, как над решающим ходом, который мог и должен был решить судьбу короны чемпиона. И можем ли характеризовать этот финал как договорной? Ведь не так важно, когда соперники договорились, до матча или во время оного.
Всё та же Норвежская вещательная корпорация (NRK) приводит слова генерального директора ФИДЕ Эмиля Сутовского:
«Логика была такова: если два игрока захотят, они продолжат играть вничью. Было два варианта. Вы могли играть дальше или президент ФИДЕ делал выбор, и президент ФИДЕ Аркадий Дворкович так и решил. Да, это было решение Аркадия».