«Я в одном ряду с Роналду? Никогда об этом не думал»
С 29 мая по 11 июня в Минске пройдет чемпионат Европы среди мужчин. Действующий чемпиона Европы, российский гроссмейстер Эрнесто Инаркиев дал интервью «Советскому спорту».
«ИЛЮМЖИНОВ ПРИГЛАШАЛ ШАХМАТИСТОВ, И Я ОТПРАВИЛСЯ В ЭЛИСТУ»
- Эрнесто, у вас необычная биография, ведь вы родились в Киргизии…
- Действительно, родился я в Киргизии, отец в 5 лет научил меня играть в шахматы, но тогда игра меня не увлекла. Но однажды в нашей школе в Бишкеке провели урок шахмат, и вот тогда уже увлекся серьезно. Мне было семь лет. Начал заниматься, появились первые успехи: выиграл детский чемпионат Киргизии, а в 13 лет стал чемпионом республики среди взрослых.
- Но вскоре вы оказались в Калмыкии. Почему?
- Стало понятно, что если хочу и дальше развиваться, как шахматист, надо уезжать. В Киргизии для роста условия были не самые лучшие – нет хороших тренеров, не проводились сильные турниры. Кирсан Илюмжинов тогда приглашал шахматистов в республику, и я в 15 лет отправился в Элисту.
- Илюмжинов предоставил отдельный дом в Сити-чесс?
- Нет, дом мне не дали, - смеется Эрнесто. – Родители купили квартиру в Элисте, но сами остались в Бишкеке, я жил один. Это было непростое решение для родителей, он они меня поддержали. Федерация шахмат Калмыкии оплачивала сборы, проезд на соревнования. Вдобавок, как первая доска Калмыкии, я стал получать wild-card на турниры. Словом, были созданы все условия, чтобы сосредоточиться исключительно на шахматах. В 2002 году, в 17 лет, я стал первым гроссмейстером в Калмыкии. Затем переехал в Москву, поступил в РГСУ.
- Когда молодой шахматист достигает определенных успехов, он начинает мечтать о борьбе за звание чемпиона мира. Вы о короне задумывались?
- Если ты выбрал путь шахматного профессионала, то рано или поздно об этом задумываешься. Иначе зачем переезжать на новое место, резко менять свою жизнь? Повторю, для моей семьи мой переезд в Элисту был трудным решением. Но мечта о шахматной короне, это все же из детства. Сейчас я смотрю на это немного по-другому, титул для меня имеет меньшее значение. Знаю, что могу играть сильно, что многое могу открыть для себя в шахматах.
«КОСОВО – ЭКЗОТИЧЕСКОЕ МЕСТО, НО СПОРТСМЕН ДОЛЖЕН ВЫСТУПАТЬ ВЕЗДЕ»
- Перейдем к прошлогоднему чемпионату Европы. ФИДЕ выбрала для его проведения весьма экзотическое место - Косово. Когда узнали, где придется играть, что подумали?
- С Косово была проблема в том, что Россия не признала это государство. До последнего момента не было понятно, будут ли российские шахматисты участвовать в турнире? Я и сам сомневался - ехать не ехать? И когда было принято решение, что российская делегация все же отправится на чемпионат, настало время подумать о гостинице. Организаторы уже ничего не могли предложить. Чемпионат проходил в небольшом городе Гяково, все номера в гостиницах были забронированы. Я нашел в интернете один свободный номер на весь город. Пришлось его срочно бронировать, выбора не было. Был очень этим недоволен – гостиница находилась далеко от игрового зала, пешком не дойдешь. И оказалось, что моя гостиница лучшая в городе, такой уютный семейный отель. А та старенькая гостиница, где поселились большинство участников, буквально разваливалась на глазах.
- В каком смысле?
- В номере у одного шахматиста ночью прорвало трубу. Пока вызвали ремонтников, пока они работали, наступило утро. Человек всю ночь не спал, поэтому играть в этот день не смог.
- Опасений по поводу безопасности не было?
- Я считаю, что нужно проводить турниры в таких местах, чтобы шахматы развивались везде. И если чемпионат поможет установлению в Косово мира и порядка, это хорошо. В этом, в том числе, и состоит долг спортсмена. А на счет безопасности, нас предупреждали, чтобы по-русски громко не разговаривали - местные могут принять за сербов.
- Когда поняли, что можете выиграть чемпионское звание?
- Я приехал в Косово прямо после окончания командного чемпионата России, где мы заняли второе место. Я очень прилично сыграл на своей доске, набрал хорошую форму. Это продолжилось в Косово. В таком турнире обеспечить большой отрыв сложно. Я играл в нескольких чемпионатах Европы, делил первое место, но уступал чемпионский титул по дополнительным коэффициентам. На этот раз сразу захватил лидерство, затем выиграл несколько партий черными у главных конкурентов, и за три тура до конца была понято, что победу не отдам.
«ГЛАВА ИНГУШЕТИИ ПОДАРИЛ КВАРТИРУ»
- Как встретили героя на родине, в Ингушетии?
- Встреча пришлась на День России, и это было здорово. На главной площади Магаса собралось много народа. Глава республики Юсус-Бек Евкуров пригласил меня на сцену, поздравил и сказал, что от имени руководства республики мне выделена квартира в Магасе.
- Теоретически вас можно поставить в один ряд с другими чемпионами Европы – Иньестой, Хави, Роналду. Правда, они побеждали в другом виде спорта.
- Интересная ассоциация, никогда об этом даже не задумывался. Теперь вот задумаюсь.
- Какие у вас футбольные предпочтения?
- Я увлекаюсь футболом с юных лет, даже мяч с собой брал на турниры. И еще когда жил в Элисте, стал болеть за «Локомотив». Тогда блистали Лоськов, Нигматуллин, Джанашия. Мне нравилась и игра команды, и ее характер.
- Кто самый популярный спортсмен Ингушетии – Магомед Оздоев, Эрнесто Инаркиев или олимпийский чемпион Рио по дзюдо Хасан Халмурзаев?
- Всех вышеназванных спортсменов в республике хорошо знают, но, думаю, самый популярный Хасан. Он действительно всеобщий любимец. Я знаком с Хасаном - очень приятный парень.
- Для Ингушетии шахматы – экзотика. Все мальчишки увлечены борьбой, смешанными единоборствами.
- Да, это так. Хорошо, что ребята развиваются физически, но должно быть гармоничное развитие личности. И меня, как президента шахматной федерации Ингушетии на общественных началах, радует всплеск интереса к шахматам в республике.
С 2014 года в Магасе работает шахматный клуб. Я приглашаю тренеров, они проводят сессии с ребятами. На сегодня в сорока школах Ингушетии проводятся шахматные уроки. А в прошлом году мы провели большой шахматный детский фестиваль, в его рамках я сыграл матч с Борисом Гельфандом.
«ПРОФЕССИОНАЛ ИЗ ПЕРВОЙ СОТНИ МОЖЕТ ДОСТОЙНО ЗАРАБАТЫВАТЬ»
- Вы играете за команду немецкой бундеслиги. Каковы успехи?
- Это команда из маленького городка. Там туровая система, похожая на футбольную бундеслигу. Прилетаешь на выходные, играешь партии в субботу и воскресенье, и улетаешь обратно. Сезон недавно завершился, мы заняли четвертое место.
Но я еще выступаю за сборную Москвы. В прошлом году я играл на первой доске, поскольку наш лидер - Сергей Карякин - был занят в других турнирах. Мы заняли тогда третье место на клубном чемпионате Европы и стали серебряными призерами чемпионата России.
- Как живет шахматный профессионал из топ-50 мирового рейтинга?
- Игрок из первой сотни может достойно зарабатывать на уровне хорошего московского специалиста. Но с другой стороны, все достаточно индивидуально. Твои доходы зависят от того, играешь ли ты за какой-нибудь клуб. А чтобы играть за хороший клуб, надо иметь приличный рейтинг, который зарабатывается удачной игрой в сильных турнирах. Все взаимосвязано.
- Сейчас все популярнее турниры с укороченным контролем. Но не убивает ли это шахматы как искусство?
- На мой взгляд, в шахматах самое ценное – качество партий. Если шахматист играет хорошо, он покажет то, что не могут делать другие люди. Этого даже не может компьютер, хотя он сейчас и обыгрывает человека. Но компьютеру не подвластны идеи, которые способен генерировать человек.
- Однако смотреть семь часов на сидящих за доской игроков тяжело. Поэтому организаторы все больше склоняются к рапиду. Когда дело доходит до цейтнота, когда мелькают руки, летят фигуры, это уже превращается в шоу, это можно продать.
- Тем людям, которые хотят разобраться в шахматах, докопаться до сути, интересны идеи. Если нравится следить за мельканием рук, лучше сходить на бокс.
В будущем будут существовать все форматы, это очевидно, но, на мой взгляд, цельную партию все-таки с большей вероятностью можно сыграть в классике, нежели в рапиде. Однако умение играть в быстрые шахматы сейчас очень важно. Напомню, что судьба шахматной короны решилась на тай-брейке.