Вильгельм Стейниц: Корона ценой в две тысячи долларов
Первый в истории шахмат официальный чемпион мира Вильгельм Стейниц стал основоположником нового, научного подхода к шахматам. Он разработал главные принципы учения о позиционной игре, явившиеся фундаментом для всего здания современных шахмат.
«КУРОПАТКА» ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРОФЕССИЮ
Вильгельм Стейниц родился 14 мая 1836 года в Праге. Он стал девятым ребенком (а всего было 13 детей — 7 мальчиков и 6 девочек) в семье 47-летнего бедного еврейского портного Йозефа-Саломона Стейница и его 32-летней жены Анны.
Йозеф-Саломон особенно не утруждал себя воспитанием подрастающего поколения: у него итак едва хватало времени на шитье штанов и производство детей. Однако в перерыве между этими двумя занятиями его можно было видеть и за шахматной доской. Тем не менее будущего чемпиона он даже и не думал посвящать в таинства 64 клеток, и Вильгельм лишь в 12 лет научился делать первые ходы.
Однако новое знакомство так увлекло юношу, что вскоре он начал обыгрывать всех ребят, не делая исключения и для школьного учителя, и для местного раввина. И все же настоящих игроков Стейниц повстречал в Вене, перебравшись туда для поступления в институт.
В 1858 г. Вильгельм Стейниц стал студентом Политехнического института, но так и не преуспел в науках, зачастив в находящееся неподалеку кафе «Куропатка». Здесь играли на ставку, и проигрыш для бедного студента, снимающего угол на окраине города, предвещал недельный отказ от обеда. Все это приучало к строгости и жесткости в игре, и очень скоро шахматы стали основным занятием студента, которого в конце концов отчислили из института. Как писал исследователь его жизни Курт Ландсбергер, «будущий блестящий журналист, мыслитель, оратор и мировая величина не получил формального образования».
«АВСТРИЙСКИЙ МОРФИ»
Тем не менее после «кофейной» закалки «венский студент» успешно выступает в солидных чемпионатах Венского шахматного общества, последовательно занимая 3-е (1859 г.), 2-е (1860 г.) и 1-е место (1861 г.). Его стиль игры в это время отличался высочайшей остротой и комбинационной насыщенностью, что вытекало из неодолимого пристрастия к гамбитам. Этот стиль очень напоминал стиль пронесшегося метеором по Европе американского маэстро Морфи, и вскоре австрийские любители шахмат стали восхищенно величать Стейница «австрийским Морфи».
К ВЕРШИНАМ МАСТЕРСТВА
В 1862 г. восторженная Вена делегирует Стейница в Лондон на второй в истории шахмат международный турнир. Среди четырнадцати маэстро дебютант занимает 6-е место, а победитель турнира — великий Андерсен — предсказывает Стейницу блестящее будущее.
Именно здесь, в Лондоне, в 1866 году Стейниц, оставшийся жить в Англии, побеждает мастера комбинаций Адольфа Андерсена в матче (до 8 побед одного из участников) со счетом 8:6. В этом матче не было ни одной ничьей, что объяснялось гамбитной игрой обоих участников.
Эмоциональное воздействие на прессу этой победы Стейница было столь велико, что его сразу после матча стали называть чемпионом мира, хотя до официального матча за мировую корону с Цукертортом оставалось еще… 20 лет!
Тем не менее в 1870 г. в Баден-Бадене Андерсен опережает Стейница в 1-м международном турнире в Германии, и Вильгельм понимает, что чисто комбинационная игра без основательной позиционной закваски не всегда гарантирует успех. Он, правда, по инерции еще продолжает выступать, побеждая в 1872 г. в матче Цукерторта, а в 1873 г. выигрывая 1-й приз в крупнейшем турнире в Вене. Причем берет реванш у Андерсена, выиграв у него обе партии. Но в конце концов великий маэстро на десять лет прекращает выступления в турнирах, поставив перед собой цель углубленного проникновения в суть шахматного творчества. Еще не став официально чемпионом мира, Вильгельм Стейниц пытается сконструировать основные принципы обустройства нового шахматного королевства, взяв за основу сугубо позиционные мотивы, связанные с важностью владения открытыми линиями, учением об использовании пешечных слабостей, стремлением к постепенному накоплению преимуществ перед решающей атакой.
ЧЕМПИОН МИРА
Именно эта строго выраженная логическая природа шахмат Стейница, сумевшего в позиционной игре открыть истинную их красоту, помогла ему победить в 1886 году Иоганна Цукерторта с общим счетом 12,5:7,5 в историческом матче на первенство мира. Этот матч проходил в трех городах США — Нью-Йорке, Сент-Луисе и Новом Орлеане, причем соперники разыгрывали мизерную по нынешним меркам ставку в 2000 долларов, затрачивая по два часа на первые 30 ходов (а затем по часу на 15). Любопытно, что первому чемпиону до 50-летнего юбилея оставалось полтора месяца!
Первого чемпиона мира всегда отличали благородство и честность и неутомимый характер бойца, не выбирающего легких путей. Именно поэтому в 1889 году он предпочел Михаила Чигорина другим претендентам, помня о двух поражениях от него в лондонском турнире. Именно поэтому в 1892 году он не отказался от повторного матча с Чигориным, едва не стоившим ему потери титула (оба матча игрались в Гаване).
Всего же за свою жизнь Стейниц сыграл 33 матча, в том числе шесть на первенство мира. Он победил в двадцати девяти, причем в десяти из них не проиграл ни одной партии! До матча на первенство мира с Ласкером он, сыграв 30 матчей, уступил лишь дважды — в матче-гандикапе — Де Веру (1865 г.) и в матче по телеграфу — Михаилу Чигорину (1892 г.).
В 1893 году он получил письмо от 25-летнего мастера Эммануила Ласкера с предложением играть матч на первенство мира и не смог отказаться, хотя был старше Ласкера на 32 года. Матч игрался в 1894 году в Нью-Йорке, Филадельфии и Монреале до 10 побед, причем гонорар победителя составлял 2250 долларов (740 — побежденному). Последней в матче стала 19-я партия, проиграв которую первый официальный чемпион мира произнес троекратное «Ура!» в честь второго чемпиона мира Эммануила Ласкера.
В 1896–97 гг. в Москве также до 10 побед игрался матч-реванш Ласкер — Стейниц. На протяжении всего матча Стейниц чувствовал недомогание и проиграл со счетом 4,5:12,5. Великий Стейниц не стал объяснять свое поражение болезнью, назвав Ласкера «величайшим игроком, лучшим, когда-либо вообще существовавшим».
Тем не менее Стейниц продолжал участвовать в турнирах вплоть до последнего турнира века, состоявшегося в Лондоне в 1899 г. Впервые в своей шахматной карьере он остается за чертой призеров. Стейниц возвращается в Америку. 12 августа 1900 года величайший шахматный скиталец нашел свой последний приют на острове Уорд, неподалеку от Нью-Йорка.
Стейниц всю жизнь провел в неустанном поиске и незадолго до своей кончины сказал: «Никто не собьет меня с пути поиска истины».
Эммануил Ласкер, сменивший Стейница на чемпионском троне, считал, что «Стейниц был мыслителем, достойным университетской кафедры», а преемник Ласкера Капабланка назвал первого чемпиона мира «пионером и одним из самых глубоких исследователей истин игры, скрытых от его современников».