От коммуналки в Златоусте до мировой короны. Весь путь Анатолия Карпова
40 лет назад Анатолий Карпов впервые завоевал шахматную корону. Sovsport.ru вспомнил весь путь 12-го чемпиона мира.
7-ЛЕТНИЙ ТОЛЯ ПРОТИВ 70-ЛЕТНЕГО МОРКОВИНА
Анатолий Карпов родился 23 мая 1951 года в уральском городе Златоусте. Предки Карпова и со стороны отца Евгения Степановича, и со стороны матери Нины Григорьевны принадлежали к старейшим династиям рабочих.
Семья Карповых (сестра Лариса была старше Толи на 5 лет) жила в пятикомнатной коммунальной квартире в центре Златоуста. Населяли ее пять семей. Когда одна из соседок съехала, Карповым разрешили занять еще одну комнату.
С юным Толей в шахматы часто играл отец Евгений Степанович. Первые поражения вызывали у Толи слезы, папа утешал его. Но один раз пригрозил: «Еще раз заревешь - ни в жизнь больше не сяду с тобой играть». Маленький Толя урок усвоил.
В шахматный клуб во Дворце спорта Металлургического завода, первоклассника Карпова привели товарищи по двору с разрешения родителей. Руководил занятиями второразрядник Алексей Иванович Пак. Для того чтобы сделаться участником квалификационного турнира, 7-летний Карпов должен был обыграть 70-летнего Морковина. Толя выиграл, а затем выполнил норматив 3-го разряда. К десяти годам Толя Карпов стал перворазрядником и чемпионом Челябинской области среди школьников.
«Мне повезло: когда мне было семь лет, в шахматы ворвалась яркая звезда - Михаил Таль, Как мне помнится, это имя все знали, все болели за Таля. Тогда шахматы захватили многих. В те годы и у нас, в Златоусте, был настоящий шахматный бум. В нашем дворе почти все пацаны умели играть в шахматы. В какой-то миг шахматы вытеснили все остальные игры», - вспоминал Карпов.
В 1963 году 12-летний Карпов стал самым юным в стране кандидатом в мастера и при этом уже был чемпионом Златоуста среди взрослых. В том же году он оказался среди самого первого набора в школу Михаила Ботвинника, организованную в Подмосковье. Юный Карпов большого впечатления на Ботвинника не произвел. «Мальчик понятия не имеет о шахматах», -- сказал экс-чемпион мира своему помощнику. В сеансе одновременной игры, проходившем на одной из сессий, Ботвинник зевнул Карпову ферзя. Мальчик обратился к ассистенту, чтобы тот предложил сеансеру взять ход обратно. Мэтр отказался, и тогда Толя умышленно допустил ответный просмотр, приведший партию к ничьей. Слово Анатолию Карпову.
«Ботвинник просматривал наши партии, мы анализировали дебютные схемы, лучшие партии, сыгранные гроссмейстерами. Подход Ботвинника к шахматам и, конечно, его непосредственные замечания по поводу моего совсем бездарного знания дебютов - все это впечатляло меня. Я стал читать различные шахматные книги, потому как до знакомства с Ботвинником единственной книгой (я прочитал ее от корки до корки) были избранные партии Капабланки».
В 1965 году семейство Карповых переехало в Тулу, где Евгений Степанович стал главным инженером завода «Штамп».
САПОГИ ДЛЯ МАТЕРИ, 100 «МАСТЕРСКИХ» РУБЛЕЙ
В 1966 году в 15 лет Карпов выполнил звание мастера. В том же году Анатолий впервые поехал за границу на международный турнир в Чехословакию, где занял первое место. Приз за победу в чешских кронах равнялся эквиваленту в 200 рублей. На эти деньги он купил маме сапоги, а себе - портативные шахматы за 26 крон (три рубля по тем деньгам). Эти шахматы долго служили Карпову, были его талисманом, пока в начале 90-х он их не потерял.
Летом 1968 году Анатолий закончил с золотой медалью математический класс тульской школы № 20. И поступил на механико-математический факультет МГУ. Тогда же Карпов перешел из общества «Труд» в ЦСКА, у армейцев условия были гораздо лучше. Его мастерская стипендия составила 100 рублей. Переход в ЦСКА повлиял на судьбу Анатолия: он заключил творческий союз с опытным тренером Семеном Абрамовичем Фурманом, с которым познакомился еще в 1963 году на сессии школы Ботвинника. Фурман входил в штаб Ботвинника во время матча на первенство мира с Петросяном.
«50 КИЛОГРАММОВ? ДА, У ТОЛИ 51!»
В 1969 году в Стокгольме Карпов стал чемпионом мира среди юношей. Последний раз юношескую корону советский шахматист выигрывал в 1955 году – это был Борис Спасский. Своей великолепной игрой Анатолий завоевал симпатии хозяев чемпионата. Когда он простудился, один из болельщиков принес из дома в гостиницу термос с горячим чаем. На финише чемпионата пробиться к столику, за которым играл Карпов, было невозможно.
Однажды несколько болельщиков взобралась на подоконник, чтобы было удобнее наблюдать за происходящим на доске у Карпова. Под их весом прорвало батарею отопления, вода потекла на пол, срочно пришлось вызывать ремонтную бригаду.
После юношеского чемпионата у Ботвинника во время лекции спросили: «Имеет ли Карпов шансы стать чемпионом мира среди взрослых?» Ботвинник отшутился: «Талант Карпова значителен, но хватит ли у него физических сил? В истории шахмат ещё не было чемпиона, чтобы тот весил меньше пятидесяти килограммов». На что Фурман отреагировал вполне серьезно: «А у Толи уже пятьдесят один!»
ЗНАКОМСТВО С КОРЧНЫМ
В 1969 году Анатолий перевелся с мехмата МГУ на экономический факультет Ленинградского университета. Одна из основных причин - стремление быть поближе к Фурману - тот жил в Ленинграде. Интересно, что Фурман параллельно тренировал Виктора Корчного – будущего «отщепенца», соперника Карпова по матчам за корону.
Первая встреча Карпова с Корчным прошла в доме отдыха под Ленинградом, где Корчной отдыхал с женой Бэллой. Как водится, обычно при знакомстве шахматисты играют в блиц. Длинный матч затянулся за полночь. «Если ты хочешь, чтобы нас отвезли домой на машине, должен победить», - тихонько сказал Анатолию на ухо Фурман. Выиграл Карпов. Разозленный Корчной, понятно, никуда гостей не повез. За руль 21-й «Волги» села Бэлла и развезла Карпова и Фурмана по домам.
В 1970 году Карпов победил в чемпионате России в Куйбышеве (нынче - Самара) и завоевал право играть в чемпионате СССР. В 1970 году Анатолий в первый раз участвовал в сильном международном турнире в Каракасе (Венесуэла) и с ходу выполнил гроссмейстерскую норму.
ТУРНИР ЖАРЕНЫХ ЦЫПЛЯТ
Удачным получился для Карпова 1971 год. Вначале 20-летний гроссмейстер занял 4-е место в чемпионате СССР. Победил Владимир Савон (15 очков), Смыслов и Таль разделили 2-3-е места (по 13,5 очков), Карпов отстал от экс-чемпионов мира всего на пол очка – 13. В турнире участвовали 22 шахматиста.
Едва закончился марафонский чемпионат страны, как стартовал Мемориал Алехина в Москве. На жеребьевке Карпов никак не мог открыть матрешку, в которой был его порядковый номер. Кто-то из зрителей воскликнул: «Силенок маловато. Как же он выдержит такой турнир?!»
Анатолий выдержал. Вместе с Леонидом Штейном он поделил первое место в самом сильном по составу турнире того времени, опередив действующего чемпиона мира Спасского и трех экс-чемпионов мира - Смыслова, Таля и Петросяна.
В конце того же года в Сан-Антонио (США) состоялись соревнования с колоритным названием – «Турнир жареных цыплят». Спонсор турнира - техасский миллионер Чорч - разбогател на продаже жареных цыплят. В турнире не участвовал новый чемпион мира Роберт Фишер. «Мы решили не приглашать Бобби, потому что опасались, что он потребует в качестве гонорара все состояние господина Чорча», - пошутил американский мастер Колтановский. Фишер посетил в качестве зрителя последний тур. Из-за этого сдвинули начало на 15 минут. Чемпион мира появился вместе с президентом ФИДЕ Максом Эйве, поднялся на сцену и поздоровался за руку с каждым участником. Это была первая встреча Фишера и Карпова, который выиграл «Турнир жареных цыплят».
В 1973 году Карпов сделал первый шаг к званию чемпиона мира, разделив на межзональном турнире в Ленинграде первое место с Корчным. Несмотря на то, что до шахматной короны оставалось всего только четыре шага, Анатолий сказал: «Это не мой цикл».
«ЗАЧЕМ МНЕ ПОЛКОВНИК? Я И ТАК ГЕНЕРАЛ»
Студенты вузов обязаны были проходить военные сборы. Не было сделано исключения и для Карпова. Военную кафедру Карпов закончил при Ленинградском университете и стал офицером-артиллеристом в запасе. Впоследствии два министра обороны хотели присвоить Карпову звание полковника. Сначала маршал Гречко после победы в Багио в 1978 году в матче первенства мира над Корчным. А в начале 80-х маршал Устинов предложил Карпову: «Почему бы вам не перейти из запаса на военную службу? Подберем вам хорошее место, соответствующее полковничьему званию». «Зачем мне звание полковника? Я и так в шахматах – генерал», - ответил Карпов.
Летом 1973 года советские гроссмейстеры Анатолий Карпов и Михаил Таль были в числе почетных гостей Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине. Карпов проводил сеанс одновременной игры на 50 досках. Когда последний участник сдался, к Карпову подошла пожилая худощавая леди с старательно зачесанными седыми волосами и записной книжкой в руке.
- Я наблюдала за вашей игрой и записала некоторые партии, которые показались мне особенно интересными, - произнесла она на достаточно чистом русском языке. - По-моему, у вас неплохие шансы со временем одолеть моего сына.
- Благодарю вас за участливость и добрые слова, - любезно ответил Карпов. - Видимо, ваш сын будет играть в завтрашнем сеансе? Надеюсь, что смогу выделить его посреди других участников, и постараюсь оправдать ваш прогноз...
В это время Карпов глянул на Таля – тот с трудом сдерживал смех.
- Но учтите: мой сын весьма сильный шахматист, - продолжала дама.
- Что ж, тем интереснее будет с ним встретиться за доской...
- Боюсь, что вы все-таки не очень меня понимаете. Дело в том, что я мама Бобби Фишера.
ПРОРОК КОРЧНОЙ
В 1974 году в претендентском матче Карпова в трудной борьбе одолел Льва Полугаевского. Следующим соперником стал Борис Спасский.
«Мне весьма нравится Карпов. Прежде всего, тем, как он густо играет. Он дает содержание, действует с напряжением, у него есть законченность. Бывают яркие звезды, но мерцающие, а он - ровного света», - высказался незадолго до матча Спасский. И не зря похвалил соперника. Молодой гроссмейстер оказался сильнее.
Еще до начала этого цикла розыгрыша первенства мира благодаря Фурману Карпов и Корчной стали достаточно близкими приятелями. И более того, провели совместную подготовку. Однажды их общие знакомые устроили вечеринку. Кто-то предложил всем присутствовавшим загадать фамилии участников финального матча претендентов. На своем листочке Карпов записал: Спасский-Петросян. Когда определились финалисты, к Анатолию пришел товарищ, забравший записки на хранение. Только в одной из них значился точный прогноз: Корчной-Карпов. Пророком оказался сам Корчной.
Финальный матч претендентов в Колонном зале в Москве выиграл Карпов и получил право на матч с Фишером.
ЧЕМПИОН МИРА
Этого матча ждал весь мир. Фишер выдвигал условие за условием, требовал внесения изменений в регламент матча. Почти все его требования конгресс ФИДЕ удовлетворил, но к установленному сроку Фишер так и не подтвердил готовность сесть за доску. Карпов сделал все возможное, чтобы спасти матч, более того послал Фишеру телеграмму с предложением встретиться лично и обсудить регламент матча. Но ответа не последовало. 3 апреля 1975 года в Москве президент ФИДЕ Макс Эйве увенчал Анатолия Карпова лавровым венком и провозгласил 12-м в истории шахмат чемпионом мира.
Первую поездку в качестве чемпиона Карпов совершил в Златоуст. Он перерезал ленточку у входа в только что открывшийся шахматный клуб. В сеансе одновременной игры Анатолий выиграл все партии. Лишь одна партия в том сеансе закончилась вничью - с другом детства Сашей Колышкиным.
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ЗА КОРЧНОГО
В 1975 году в СССР началась травля Корчного и он стал «невыездным». Карпов помог своему будущему сопернику по матчам за корону - дал Корчному поручительство на выезд для участия в международном турнире, которое никто не хотел подписывать. Корчной не подвел поручителя. Не вернулся Виктор Львович в СССР и попросил политического убежища во время второй поездки, когда поручительство Карпова уже не действовало. 25 июля 1976 года в 10 утра по местному времени Корчной вошел в полицейский участок Амстердама. Именно в тот самый миг - в семь часов вечера на другом конце земли, в Токио, Карпов вошел в номер гостиницы к Фишеру. Встречу организовал будущий президент ФИДЕ филиппинец Флоренсио Кампоманес.
Встреча шахматных чемпионов в Токио хранилась в строжайшей тайне. Но Карпов исчез на целые сутки. Посол СССР весьма нервничал: «Что я скажу Брежневу и ЦК партии?» К поискам Карпова подключились спецслужбы Японии. Переговоры Карпова и Фишера о матче на первых порах развивались успешно. Во время трех встреч в Токио, испанской Кордобе и Вашингтоне сторонами были обговорены и приняты все условия матча, включая рекордный призовой фонд в пять миллионов долларов. Единственным препятствием стало название. Фишер настаивал на названии «Матч на первенство мира среди профессионалов». Карпов на это никак не мог согласиться - все спортсмены в СССР были любителями.
БАГИО, МЕРАНО
В 1978 году не стало Фурмана. Через три месяца Карпову предстояло защищать звание чемпиона мира.
Анатолий Карпов: «Что-то умерло во мне самом, какая-то доля души онемела, омертвела навечно в тот день, когда из моей жизни ушел мой ненаглядный верный друг, мой второй папа - Семен Абрамович Фурман».
Матч на первенство мира в Багио стал самым скандальным в истории шахмат. Нервная ситуация вокруг матча объяснялась идеологической подоплекой: советскому чемпиону противостоял «отщепенец» Корчной. Проигрывая в начале матча, Корчной сумел выиграть три партии кряду и сравнять счет - 5:5. Но Карпов все же выиграл решающую, шестую партию.
В 1981 году Карпову вновь пришлось играть матч за шахматную корону с Корчным в итальянском Мерано. На это раз больших проблем у чемпиона мира не возникло.
КАСПАРОВ
С середины 80-х началась эпоха великого противостояния Каспаров-Карпов, в общей сложности они сыграли пять матчей на первенство мира.
Первый матч 1984-85 г.г. остался незавершенным.
В 1985 году в Москве со счетом 13:11 выиграл Каспаров и стал 13-м в чемпионом мира.
В 1986 году в матч-реванше, проходившем в Лондоне и Ленинграде, вновь победил Каспаров - 12,5:11,5.
В 1987 году в Севилье (Испания) перед заключительной партией матча Карпов выигрывал с перевесом в одно очко. Но Каспаров сумел выиграть последнюю партию и сравнять счет - 12:12, что позволило ему сохранить звание чемпиона мира.
В 1990 году в поединке, проходившем в Нью-Йорке и Лионе, победу снова праздновал Каспаров - 12,5:11,5.
«Факты говорят, что финальный матч Каспаров-Карпов был договорным. Я намереваюсь написать книгу и обосновать это. Я хочу сообщить посредством прессы тысячам людей, что все матчи между этими соперниками были договорными». Р. Фишер, 1992
Первый матч в 1984-85 годах в Москве оказался самым долгим в истории шахмат, потому что ничьи в нем не учитывались. После пяти месяцев матч был прерван в феврале 85-го без объявления победителя при счете 5:3 в пользу Карпова.
Отношения между двумя великим К были напряженными, как обычно бывает между конкурентами.
В 1986 году во время Всемирной шахматной Олимпиады в Дубаи отношения между Карповым и Каспаровым немного потеплели. Объединенными усилиями они смогли переломить ход неудачно складывавшейся для сборной СССР Олимпиады и привести команду к первому месту. По окончании Олимпиады Каспаров отправил Карпову олимпийский конвертик под №1 с филателистическим спецгашением, а Карпов Каспарову - конвертик под №2.
В 1987 году Карпов получил право на очередной поединок с Каспаровым, победив Андрея Соколова в финальном матче претендентов в Линаресе (Испания).
Анатолий Карпов: «Мы занимали с Соколовым в отеле «Анибал» два просторных номера. Номера находились в противоположных концах коридора. По образу жизни я - «сова»: поздненько ложусь - поздненько встаю. А тут каждый день в восемь часов утра кто-то за стенкой начинал играть на гитаре и не давал мне спать. Как выяснилось, это был Андрей. И выяснилось, это после того, как я ему пожаловался на музыкального соседа, Оказалось, что наши номера граничили между собой спальнями. На время матча мы заключили «мирный» договор - не мешать друг другу спать».
ЧЕМПИОН МИРА ФИДЕ
В 1989 году единственный из этапов Кубка мира проходил в Шеллефтео (Швеция). После окончания турнира знакомый швед предложил Карпову сходить в лес пособирать чернику. Карпов с удовольствием согласился. Ягод собрали много. С корзинами собранной черники Карпов явился прямо на официальное закрытие турнира и угощал всех соперников. Включая и Каспарова, с которым Карпов поделил первое место.
«В шахматном мире все находятся между двух полюсов и тяготеют то к одному из них, то к другому. В какой-то миг Каспаров начал сближаться с Кампоманесом, и, хотя я сам нахожусь в дипломатических отношениях с ним, тут меня потянуло к Карпову. Потому что я заметил, что Карпов сильно изменился в лучшую сторону». В. Корчной, 1994
В 1993 году Гарри Каспаров и претендент на звание чемпиона британец Найджел Шорт объявили о выходе из ФИДЕ и провели матч на первенство мира под эгидой только что созданной Профессиональной шахматной ассоциации (ПША). ФИДЕ дисквалифицировала отказников и организовала поединок за шахматную корону между Анатолием Карповым и голландцем Яном Тимманом. Карпов выиграл и снова стал чемпионом мира под эгидой ФИДЕ.
В 1994 году в Линаресе собрался весь цвет мировых шахмат, включая двух чемпионов мира по разным версиям - Карпова и Каспарова. Турнир называли неофициальным чемпионатом мира. Карпов сыграл блестяще и победил (11 очков из 13) с большим отрывом от ближайших преследователей.
КАМСКИЙ, АНАНД
В начале 90-х в самолете, летящем на Мальту, Карпов познакомился с одним из своих давних болельщиков. Много лет назад Анатолий Евгеньевич давал сеанс одновременной игры в тюрьме и среди его соперников был тот самый попутчик из самолета. Он отбывал срок за экономические преступления. Такие вот случаются в жизни встречи.
В 1996 году в Элисте Карпов победил в матче за шахматную корону Гату Камского. В конце 80-х он стал невозвращенцем – вместе с отцом Рустамом они покинули СССР. Скандала большого не было, времена уже были демократические. Советские газеты прошлись по предателям, но как-то вяло.
По окончании матча Карпову подарили жеребца по имени Победа. «Почему Карпову подарили породистого жеребца, а нам - только верблюда? Зачем он нам в Америке нужен?» - допытывался Рустам у руководителей Калмыкии.
Спустя некоторое время, Карпов вспоминал тот матч.
«Я доволен, что догадался захватить с собой в Элисту марочную коллекцию. Разбирая ее, я успокаивался. Без нее мне было бы тяжело убивать время. Как еще проводить досуг в калмыцких степях? Прогулки на свежем воздухе и все. И каждый день перед сном по нескольку часов за марками проводил».
В 1999 году в Лозанне проходил финальный матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ. В последней партии с классическим контролем индиец Вишванатан Ананд сумел победить и сравнять счет - 3:3.
Психологический удар был чувствительным. После партии Карпов провел бессонную ночь. А на следующий день соперникам предстояли две партии в быстрые шахматы, в которых индийский гроссмейстер считался непобедимым.
Наутро друзьям удалось отвлечь Карпова от шахматных анализов. Вместе с женой Натальей и друзьями они погуляли по берегу Женевского озера, покормили птиц. «За полчаса птицам скормили четыре батона белого хлеба», - вспоминал Карпов. Эмоциональная разгрузка получилась отличной. Карпов выиграл у перенервничавшего соперника обе партии. И защитил звание чемпиона мира.