Враг Америки №1

Как Роберт Фишер угодил под американские санкции и до конца жизни скитался по чужим странам.
news

Как Роберт Фишер угодил под американские санкции и до конца жизни скитался по чужим странам.

«ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ, ЕСЛИ СМОТРЯТ В РОТ, КОГДА Я ЖУЮ»

За свою карьеру Фишер попил немало крови американским властям, как политическим, так и спортивным. Например, в июне 1972 года сам Генри Киссинджер, американский государственный деятель, лично уговаривал Бобби полететь в Рейкьявик на матч на первенство мира с Борисом Спасским. Потому что уже разгорался международный скандал, а президент ФИДЕ Макс Эйве грозил дисквалифицировать Фишера и отменить пока не начавшийся матч.

После победы Фишера встречали в США как национального героя. Сразу по возвращении он был приглашен президентом Ричардом Никсоном

на званый обед в Белый дом, но отказался от приглашения, сказав: «Терпеть не могу, чтобы все мне смотрели в рот, когда я жую».

Можно ли еще представить, чтобы какой-либо спортсмен отказал президенту какой-либо страны. Да еще в такой манере.

Федерация шахмат Америки тоже натерпелась от сумасбродного гения. Он периодически отказывался играть за сборную США на Олимпиадах, называя  федерации нереальные суммы за участие. Однако с 1972 года, после победного матча со Спасским, Фишер больше не сыграл ни одной официальной партии.

После нескольких лет забвения в 1981 году имя Фишера снова появилось на страницах газет. Экс-чемпиона мира арестовали в Пасадене (Калифорния), по подозрению в ограблении банка – полицейские спутали его с находившемся в розыске грабителем. Фишер вырывался, кричал, что он чемпион мира по шахматам, полицейским пришлось применить силу. Через два дня обвинения в ограблении были сняты и Фишера освободили, но присудили штраф в 1000 долларов за порчу имущества тюрьмы и неподчинение полицейским. После этих Фишер выпустил книгу «Меня мучили в тюрьме Пасадены».

«ОНИ РАЗОРИЛИ, УНИЗИЛИ МЕНЯ»

До начала 1990-х Фишер уединенно жил в Пасадене, не появляясь на публике. В конце 1980-х он познакомился по переписке с 18-летней венгерской шахматисткой Зитой Райчани. Через некоторое время переехал к ней в Будапешт и жил там, избегая общения с журналистами. Про него уже практически забыли, когда в 1992 году югославский банкир Василевич предложил Фишеру организовать коммерческий матч-реванш со Спасским и Фишер неожиданно согласился. Зита говорила, что, возможно, именно их с Фишером общение повлияло на решение Роберта вернуться к шахматам.

Призовой фонд матча составил 5 миллионов долларов США. Матч проходил на острове Свети-Стефан в Югославии на условиях, выдвигавшихся ранее Фишером для матча с Карповым: до 10 побед одного из соперников, ничьи не учитывались.

Еще до начала матча Фишеру пришло письменное уведомление от Госдепа США о том, что участие в матче на территории Югославии нарушает международное эмбарго (бойкот Югославии, объявленный США), и Фишеру за это грозит до 10 лет тюрьмы.

На предматчевой пресс-конференции Фишер демонстративно разорвал письмо и плюнул на его обрывки со словами: «Я заставил людей поверить, что Штаты — интеллектуальная держава, что в ней живут умные люди, а они вместо благодарности разорили меня, унизили меня, плюнули на меня. И я отвечаю им тем же»

Матч состоялся, всего было сыграно 30 партий, Фишер победил со счётом 10:5. Тогда и впоследствии Фишер называл этот матч «матчем на первенство мира», подчеркивая, что продолжает считать себя чемпионом, поскольку его так никто и не победил. Сам матч вызвал интерес, главным образом, потому, что должен был показать, сохранил ли Фишер свой высочайший шахматный уровень. По единодушному мнению комментаторов, продемонстрированный в матче уровень игры обоих шахматистов был существенно ниже того, что они показывали в 70-х годах.

ПОДДЕРЖАЛ «АЛЬ-КАИДУ» И ТЕРАКТЫ 11 СЕНТЯБРЯ

Фишеру нельзя было возвращаться в США. Помимо обвинения в нарушении эмбарго Югославии ему предъявило претензии налоговое ведомство: за неуплату налогов с 1976 года, в том числе налога с гонорара прошедшего матча, ему грозил штраф в 250 тысяч долларов. Некоторое время Фишер жил в Будапеште. В 1994 году он расстался с Зитой Райчани.

В 2000 году он неожиданно переехал жить на Восток. На Филиппинах он сошелся с 22-летней местной уроженкой Мэрилин Янг, которая 21 мая 2001 года родила дочь Джинки Янг. Предполагалось, что девочка является дочерью Фишера. Но, согласно экспертизе ДНК, сделанной уже после смерти Фишера по требованию Мэрилин Янг, претендовавшей на наследство шахматиста, выяснилось, что это не так. Ни с Мэрилин, ни с ее дочерью Фишер впоследствии не общался, однако несколько раз присылал им крупные суммы денег.

В основном Фишер проживал в Японии со своей старой подругой Миёко Ватаи, японской шахматисткой, с которой он познакомился еще в 1970-х годах. Уже с 1996 года фамилия Фишера стала чаще появляться в СМИ. В основном, это были резкие выступления в адрес США и евреев. У Фишера был какой-то болезненный антисемитизм. В 1999 его выступление в венгерском радиоэфире было прервано ведущим, так как состояло исключительно из ругательств в адрес евреев. Последними из попавших в эфир слов были: «Эти грязные ублюдки, придумавшие никогда не существовавший холокост, теперь пытаются захватить весь мир…».

Еще в одном из своих радиовыступлений Фишер заявил: «Америка находится под полным контролем евреев. Все начальство — евреи, тайные евреи или цэрэушные крысы, которые на евреев работают. Посмотрите, что они натворили в Югославии». Ну а в интервью филиппинской радиостанции, Фишер перешел черту: заявил, что одобряет действия «Аль-Каиды» и теракты 11 сентября

ЯПОНСКАЯ ТЮРЬМА

В декабре 2003 года Госдепартамент США официально аннулировал паспорт Фишера. Сам Фишер узнал об этом лишь 13 июля 2004-го, когда при попытке вылететь из Японии на Филиппины был арестован за незаконное проникновение на территорию страны и помещен в тюрьму для нелегальных иммигрантов. США тут же потребовали выдать экс-чемпиона мира, как уголовного преступника. И туту активность проявила Миёко Ватаи: она обратилась к мировой общественности с просьбой спасти Фишера, для чего требовалось предоставить ему политическое убежище.

Находясь в заключении, Фишер письменно заявил о своем отказе от американского гражданства, подал прошение о предоставлении политического убежища и иск о незаконном аресте. Адвокаты Фишера утверждали, что он ничего не знал об аннулировании своего паспорта, кроме того, его арест в любом случае незаконен, поскольку на момент приезда в Японию его паспорт был действителен. Было заявлено, что арест Фишера — преследование по политическим мотивам, в котором обвинили персонально президента США Джорджа Буша и премьер-министра Японии Коидзуми.

Фишер провел в тюрьме 8 месяцев, за это время успев предложить Миёко выйти за него замуж и заключить с ней брачный контракт.

Сербия и Черногория, Германия и Исландия заявили о готовности предоставить Фишеру гражданство, и 24 марта 2005 года он был депортирован в Исландию. Перед вылетом из Японии Фишер сказал журналистам, что считает свой арест похищением, повторил обвинения в адрес Буша и Коидзуми и сказал, что они «должны быть повешены как военные преступники»

ЭНДШПИЛЬ

После депортации из Японии Фишер безвылазно жил в Исландии, в Рейкьявике. В ноябре 2007 года он был госпитализирован с почечной недостаточностью. Ему предлагали сделать операцию, но он отказался. Этот недуг, видимо, и послужил причиной его смерти 17 января 2008 года.

Похоронен 11-й чемпион мира в Исландии, на кладбище католического прихода городка Селфосс в 50 км от Рейкьявика. Похороны, по желанию самого Фишера, были скромными, на них присутствовало только несколько его исландских друзей и Миёко Ватаи. На могиле установлено скромное надгробие, на котором выгравировано лишь имя «Роберт Джеймс Фишер» и даты жизни и смерти.

Личное дело

Роберт Джеймс Фишер, родился 9 марта 1943 года в Чикаго (США)

Одиннадцатый чемпион мира (1972 – 1975). По версии популярного сербского журнала «Шаховски информатор» - сильнейший шахматист  ХХ века. Умер 17 января 2008 года в Рейкъявике (Исландия).

Новости. Шахматы