«Мы живем на дивиденды, которые обеспечил нам Роберт Фишер»
40 лет назад, в апреле 1975 года, Анатолий Карпов был объявлен чемпионом мира по шахматам после отказа Бобби Фишера сыграть матч за шахматную корону.
«ЧЕСТЬ КОРОНЫ ШАХМАТНОЙ НА КАРТЕ»*
В 1972 году Бобби Фишер в 29 лет стал чемпионом мира. Он прервал гегемонию советских гроссмейстеров на шахматном троне. Всю послевоенную эпоху чемпионами мира были только представители СССР – Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян. Последнего в 1969 году на шахматном троне сменил самый талантливый на тот момент представитель советской шахматной школы Борис Спасский.
Чтобы добраться до матча со Спасским, Фишер в блестящем стиле обыграл одного за другим Марка Тайманова, Виктора Корчного и Тиграна Петросяна.
А затем в Рейкьявике в 1972-м был повержен, тоже очень уверенно, действующий чемпион Борис Спасский.
СССР потерял шахматную корону в самый разгар Холодной войны, да еще отобрал ее представитель главного идеологического противника Советского Союза. Понятно, что задача – вернуть корону была наиглавнейшей в спорте.
И тут как раз очень вовремя появилась в СССР новая звезда – Анатолий Карпов. Фишер разгромил всех представителей старой советской школы, но с Карповым ему встречаться не довелось.
«НО ТЫ УЧТИ, ЧТО ФИШЕР ОЧЕНЬ ЯРОК»*
Следующий матч за звание чемпиона мира должен был состояться в 1975 году. Но Фишер встал на привычного конька - начал выдвигать свои условия ФИДЕ, когда имя соперника еще даже не было известно. Это было начало конца – стало первыми шагами к тому, что матч в результате не состоялся.
Выкручивал руки Фишер и собственной федерации - требовал по 150 тысяч долларов за участие в шахматных Олимпиадах. Выдвигал он условия и журналистам – требовал таксу в 5 тысяч за короткий разговор по телефону, за большое интервью – 25 тысяч.
Главным его требованием, которое отказалась выполнять ФИДЕ, было проведение чемпионского матча до десяти побед кого-либо из соперников. Количество партий, которые требовались для выявления чемпиона, было не ограничено. На таких условиях игрались матчи в 19-м веке, а в наше время такой марафон грозил затянуться на неопределенный срок.
Что и показал знаменитый безлимитный матч между Карповым и Каспаровым. Хотя там игра шла до 6 побед, а не до 10. Но матч продолжался с сентября 1984 до конца февраля 1985-го, пока не был прерван волевым решением президента ФИДЕ при счете 5:3 в пользу Карпова. От этого матча устали все.
Кроме этого Фишер требовал, чтобы при счете 9:9 чемпионское звание оставалось у его обладателя, значит, претендент должен был выиграть на две партии больше.
ФИДЕ ПРОТИВ ТЕАТРА АБСУРДА ПО-ФИШЕРОВСКИ
ФИДЕ не могла принять эти абсурдные требования Фишера, как бы не хотела провести такой матч. Да и ни один соперник не согласился бы с такими условиями.
Отказ ФИДЕ удовлетворить требования чемпиона мира и послужило причиной для Фишера отказаться от матча. Президент ФИДЕ Макс Эйве до самого конца надеялся, что Фишер все же согласится играть, но это было вряд ли возможно. Сейчас, про прошествии лет, это понимают многие.
Одной из самых популярных версий отказа Фишера от матча являлся страх перед Карповым. Со всеми своими предыдущими соперниками Фишер был отлично знаком, всех обыграл в матчах, обыграл уверенно.
Карпов же ворвался в элиту после того, как Фишер стал чемпионом. А, как известно, завоевав корону, он так и не сыграл ни одной официальной партии. Карпов же за три года, предшествующих несостоявшемуся матчу, выиграл несколько очень сильных турниров. Затем победил в претендентских матчах.
Карпову в 1975-м было 24 года. Он находился в рассвете сил. Очень похоже, что Фишер, просто боялся играть с неизвестным соперником. Кроме того, известно, что Фишер патологически страшился потерять корону. И если бы даже Корчной победил Карпова в финальном матче, можно предположить, что и с хорошо известным соперником Фишер вряд ли сел бы за доску. Опять же надо не забывать, что за три года он не сыграл ни одной турнирной партии.
ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК
3 апреля 1975 года в Колонном зале Дома Союзов президент ФИДЕ Макс Эйве провозгласил Анатолия Карпова 12-м чемпионом мира. На следующий день все советские центральные газеты вышли со снимком Карпова на первой полосе, увенчанным лавровым венком. Анатолий Евгеньевич стал единственным чемпионом мира, который завоевал это звание не только без боя, но и вообще ни разу не сыграв со своим предшественником.
Карпов считал огромной потерей для истории шахмат свой несыгранный матч с Фишером.
«Я не знаю никого другого в истории шахмат, кому бы наша игра была так обязана, – писал впоследствии Анатолий Евгеньевич. - До него популярность шахмат была весьма ограниченной - Фишер сделал их всемирной игрой. Он сумел поднять популярность шахмат на столь невероятную высоту, что вот уже второй десяток лет мы тратим накопленный им капитал, но все же ни нашему поколению шахматистов, ни следующим не стоит забывать, что мы живем на дивиденды, которые обеспечил нам Роберт Джеймс Фишер».
ТОКИО. ОТЕЛЬ
Карпова очень задевал факт, что матч не состоялся, и он прикладывал много усилий, чтобы сыграть с Фишером, если не в рамках ФИДЕ, то хотя бы коммерческий матч. В рамках ФИДЕ матч был невозможен. Как мог перешедший в ранг одного из претендентов Фишер встретиться с действующим чемпионом мира? Только пройдя все круги отбора. Кто-то верит, что это реально?
Поэтому речь могла идти только о неофициальном матче. Переговоры начались при посредничестве будущего президента ФИДЕ филиппинца Флоренсио Кампоманеса.
25 июля 1976 года ровно в 10 утра по местному времени Корчной вошел в полицейский участок Амстердама, чтобы попросить политического убежища на Западе. Именно в этот момент - ровно в семь часов вечера на другом конце земли, в Токио, Карпов вошел в гостиничный номер к Фишеру.
Встреча в Токио хранилась в строжайшей тайне. Карпов исчез на целые сутки. Посол СССР в Японии очень нервничал: «Что я скажу Брежневу и ЦК партии?». Первый этап переговоров прошел успешно. Потом были еще две встречи – в испанской Кордобе и Вашингтоне. Все условия сторонами были обговорены, включая рекордный призовой фонд в 5 миллионов долларов. Матч должен был пройти на Филиппинах. Единственным препятствием стало название. Фишер настаивал, чтобы соревнование назвалось «Матч на первенство мира среди профессионалов». Как известно, в СССР профессионального спорта не существовало. Карпов никак не мог играть под такой вывеской. Кампоманес предложил сформулировать название матча позже, а пока подписать контракт. Фишер было согласился поставить свою подпись под договором, но вдруг сказал, что не может подписывать по частям. На этом стороны прекратили переговоры.
Подготовлено по материалам сайта aif.ru
* Подзаголовки сделаны из строчек знаменитой песни Владимира Высоцкого.
Только факты
Будучи чемпионом мира, Фишер требовал у шахматной федерации США 150 тысяч долларов за участие в Олимпиаде, за прочитанное, присланное ему письмо – 1000, а с журналистов – 2500 за разговор по телефону и 25 000 - за интервью.