Мат от Корчного, соперник Геллер, святая земля из Эчмиадзина и ключи от 21-й «Волги»
История жизни 9-го чемпиона мира по шахматам Тиграна Петросяна.
«Да, может быть, защищаться я люблю больше, чем атаковать, но кто доказал, что защита — менее опасное и рискованное занятие, чем атака! Я глубоко убежден, что в шахматах нет ничего случайного. И это мое кредо. Я люблю только такие партии, где я играл в соответствии с требованиями позиции. Я верю только в логичную, правильную игру».
Тигран Петросян, 9-й чемпион мира
«Моя система», чемпион Грузии и Армении
Тигран
Петросян родился в 1927 году в Тбилиси в семье привратника Дома офицеров. В
годы Великой Отечественной войны он потерял родителей. Воспитывала
его тетя (в некоторых источниках – старшая сестра). Оставшись за старшего
мужчину в семье, Тигран начал рано работать, но при этом учебу не бросил.
Тетя позволяла ему откладывать копейки. Так он накопил на книгу Арона
Нимцовича «Моя система на практике». Главная книга для многих
поколений шахматистов. «Моя система» оказала большое влияние на формирование
шахматных взглядов будущего чемпиона мира.
В 13 лет Тигран пришел в тбилисский Дом пионеров, где стал заниматься у известного мастера Арчила Эбралидзе. Учитель обратил внимание на логичную игру мальчика, который совсем не стремился к жертвам и комбинациям, что так любили в те годы все молодые шахматисты. Более того, паренек проявил умение глубоко оценивать позицию и упорно защищаться.
Переломным стал 1943 год. Книга Нимцовича и упорные занятия дали свой результат: Петросяну не было равных в шахматном кружке. Взрослые шахматисты удивлялись его зрелой манере игры, а на фоне азартных сверстников он казался матерым мастером. Уже тогда его отличало чувство опасности за доской. В 1945-49 годах Петросян показывает хорошие результаты и постепенно выходит на всесоюзный уровень. Делит 1-3-е места в юношеском чемпионате СССР в 1945 году. В этом же году выигрывает чемпионат Грузии среди взрослых. В 17 лет! На следующий год Тигран выигрывает юношеский чемпионат СССР и побеждает во взрослом чемпионате Армении!
Свой титул сильнейшего шахматиста Армении Петросян подтверждает в 1947 и 1948 годах. В полуфинале чемпионата СССР в 1947 году он выполняет норму мастера и получает путевку в финал.
Ефим Геллер и «заслуженный тренер» Рона Яковлевна
Чемпионат СССР 1949 года прошел с 16 октября по 20 ноября в Москве. 20 сильнейших шахматистов страны сыграли в один круг. Давид Бронштейн и Василий Смыслов разделили 1-2-е места. 20-летний мастер Петросян занял 16-е место. Он проиграл 6 партий, выиграл 4 – все у шахматистов из нижней части турнирной таблицы. Дебют в компании сильнейших получился не очень неудачным. Но дал хорошую пищу для размышлений, он стал работать над шахматами еще больше.
Прорыв наступил через два года. В 1951 году в чемпионате СССР он делит 2-3-е место с Ефимом Геллером. Победил тогда Пауль Керес. Позади остались Михаил Ботвинник и Василий Смыслов. В следующем году Петросян разделил 2-3-е места на межзональном турнире в Швеции и стал международном гроссмейстером. Удачное выступление в этом турнире кардинальным образом отразилось на личной жизни Тиграна. У него завязались отношения с будущей женой Роной Авинезер. Она была на четыре года старше мужа, от первого брака у нее был сын Миша, которого Тигран всегда любил также, как их общего ребенка Вартана.
За Роной Яковлевной ухаживал еще один гроссмейстер – Ефим Геллер. Она долго думала, кому отдать предпочтение. И когда ее спросили: кого же она выбирает, Рона ответила: «Межзональный покажет». Петросян в Стокгольме разделил 2-3-е места с Марком Таймановым (по 13,5 очка). Геллер расположился на 4-м месте (13 очков), а победил с большим отрывом Александр Котов (16,5 очков). Рона Яковлевна слово сдержала.
Тигран Вартанович спустя годы признавался, что без жены не добился бы таких вершин в шахматах. Она оставила профессию переводчика и полностью посвятила себя карьере мужа, создала ему все условия. В шахматных кругах даже шутили, что Роне Яковлевне надо присвоить звание заслуженного тренера. В турнире претендентов в 1953 году Петросян занял 5-е место – позади Смыслова, Бронштейна, Кереса и Решевского. В общем-то, для начинающего претендента на мировой шахматный трон, результат хороший.
Несмотря на успехи, Петросяна продолжали критиковать. «За игру ругали, за стиль, за все ругали», - вспоминал потом Петросян. Он даже едва не оставил шахматы еще за несколько лет до завоевания короны.
Претендент
1958 год стал для Петросяна первым шагом к трону. В чемпионате СССР он занял 2-е место, отстав на полочка от Михаила Таля, который находился на пике карьеры и вскоре стал чемпионом мира. Однако в следующем, 1959 году, Петросян впервые стал чемпионом СССР (13,5 очка). На полочка отстали две молодые звезды - Борис Спасский и Михаил Таль.
«Если Петросян станет немного больше комбинировать, с ним станет невозможно бороться», - сказал победитель Алехина, экс-чемпион мира Макс Эйве. Решающим для Петросяна стал 1962 год. Турнир претендентов в Кюрасао. Из восьми участников пятеро представляли СССР. В четырехкруговом турнире шла «заруба», как сейчас модно выражаться. Петросян выиграл (17 очков), всего на полочка на такой длинной дистанции опередил разделивших 2-3-е места Геллера и Кереса. Сразу за ними с 14-ю очками расположился 19 летний Роберт Фишер. Далее - Виктор Корчной (13,5), американец Пал Бенко (12), Михаил Таль (7), замкнул таблицу, занявший 8-е место гроссмейстер из Чехословакии Мирослав Филип (у него тоже 7 очков).
Матч с Ботвинником
Победа на Кюрасао дала право Петросяну сыграть матч на первенство мира с «патриархом» Михаилом Ботвинником. Матч прошел с 23 марта по 20 мая 1963 года в Москве. Регламент матча: 24 партии на большинство, при счёте 12:12 чемпион сохраняет звание. Главным арбитром был швед Гидеон Штальберг.
Сам Петросян говорил, что желание побороться за титул чемпиона мира появилось у него лишь в 1956 году, после того как он разделил 3-7-е места в очередном турнире претендентов. Тогда шахматная пресса не обратила внимание на этот результат молодого гроссмейстера. Однако Петросян пришел к выводу, что до предела его возможностей еще далеко.
Перед матчем между участниками разразилась небольшая психологическая война. Необходимо была подписать регламент матча. Мы помним, как Ботвинник старался вывести из равновесия Таля, но тот соглашался со всеми его требованиями, поэтому психологическая атака не удалась.
На этот раз отказался подписывать Петросян - ему не понравился какой-то неважный пункт. Ботвинник пригрозил, что он позвонит президенту ФИДЕ Рогарду. Руководители нашей федерации попросили Ботвинника подождать пару дней, мол, Петросян согласится. Он соглашался, но потом снова отказывался. И так несколько раз!
Еще был один примечательный случай. Когда Петросян поднимался по лестнице Театра эстрады, армяне сыпали перед ним святую землю из Эчмиадзина. Петросян воспринимал это, как должное.
Первую партию Петросян проиграл – волнение сказалось. Однако ход матча показал огромную психологическую устойчивость молодого претендента.
Из оставшиъхся 21-й партии проиграл лишь однажды, зато одержал 5 побед над самим Ботвинником!
Матч был выигран со счетом 12,5:9,5 (+5 –2 =15). Петросян стал девятым чемпионом мира.
В 1959 году ФИДЕ отменила право проигравшего чемпиона на матч-реванш (начиная с 1963 года, так как решение было принято уже во время очередного цикла соревнований на первенство мира, и не распространялось на текущее трехлетие), и матч с Петросяном стал последним выступлением Ботвинника в борьбе за шахматную корону. В 1965 г. он отказался участвовать в претендентских матчах.
«Новый чемпион мира обладает удивительным стилем игры, - писал впоследствии Ботвинник. – Прежде всего, он беспокоится о своей безопасности, лишает противника возможности нападать. Делает он это артистически, без всякого напряжения».
Победитель матча за мировую шахматную корону 1963 года получил 2000 рублей, проигравший — 1200 рублей. После торжественного закрытия матча Союз композиторов Армянской ССР подарил Петросяну ключи от новой «Волги» (ГАЗ 21).
Матчи со Спасским
Тем временем на авансцену выдвинулся талантливый гроссмейстер из Ленинграда Борис Спасский. К этому периоду ФИДЕ заменила турнир претендентов на претендентские матчи, в которых участвовали восемь сильнейших гроссмейстеров. Борис Спасский победил в матчах трех соперников подряд и стал претендентом.
Специалисты охарактеризовали стиль Спасского - как универсальный. Делая шаги в период шахматного «детства», он играл солидные дебюты, стремился к позиционной трактовке. Затем под влиянием своего тренера Александра Толуша начал отдавать предпочтение смелым атакам, жертвам, гамбитным системам. Далее обогатил свой репертуар позиционными, но агрессивными схемами, отточил технику и показал тонкий психологический подход к различным по стилю противникам. В первую очередь это отразилось на умении Спасского в зависимости от плюсов и минусов соперников выбрать наиболее неприятные для них дебютные схемы и стратегию борьбы.
За доской Спасский хорошо чувствовал настроение и состояние партнера. К примеру, регулярно отказывался от ничьей в худших позициях. Он чувствовал неуверенность игрока напротив, понимал, что тому не нравятся возникающие позиции и этим можно воспользоваться. И наоборот, Спасский спокойно играл на ничью, если чувствовал, что соперник в ударе. По сути, Спасский - это Ласкер середины ХХ века. Универсальный игрок и психолог в одном лице.
Петросян обладал стилем, идеально подходящим для матчевой борьбы - сравнительно редко выигрывал, но еще реже проигрывал. Такой стиль в сочетании с высоким классом, позволил ему устоять в первом матче против Спасского.
Спасскому пришлось тяжело. Матч проходил в 1966 году, в Москве, в Театре эстрады. Там же, где три года назад Петросян победил Ботвинника. Петросян чувствовал себя на сцене как дома, а Спасский выглядел напряженным, скованным. В результате, Спасский проиграл со счетом 11,5:12,5 (+3 -4 =17). Спустя три года Борис Спасский вновь добился права сыграть с Петросяном матч на первенство мира. Матч прошел с 14 апреля по 17 июня 1969 года.
Играли вновь в счастливом для Петросяна Театре эстрады. Но на этот раз фортуна отвернулась от армянского гроссмейстера. Более молодой, 32-летний, находящийся на пике гроссмейстер из Ленинграда был сильнее – 12,5:10,5 (+6 –4 =13). Так Спасский стал десятым чемпионом мира.
«Вам мат, гроссмейстер»
Нельзя вкратце не коснуться одного из самых необычных матчей в истории шахмат - полуфинального матча претендентов между Виктором Корчным и Тиграном Петросяном, который состоялся в Одессе в 1974 году. Подробнее об этом мы расскажем в специальной рубрике «Самые необычные матчи». Но сейчас вкратце. Предоставим слово Александру Галясу, написавшему рассказ про этот матч.
«Президент ФИДЕ Макс Эйве выступил с речью перед началом первой партии, из-за чего она задержалась на десять минут. Эта задержка оказалась для Петросяна роковой. Он перегорел и явно нервничал. К тому же Корчной неожиданно для соперника оказался подготовленным к домашней заготовке экс-чемпиона, и уже к 26 ходу добился грозной атакующей позиции. А дальше случилось нечто такое, что всех повергло в шок: Петросян получил мат. Даже сам Корчной до такой степени был ошеломлен представившейся ему возможностью, что предупредил соперника: «Вам мат!» Но Петросян, у которого к тому времени были большие проблемы со слухом (он носил слуховой аппарат), никак не реагировал, так что Корчному ничего не оставалось, как заматовать короля экс-чемпиона мира.
У Петросяна к тому времени появилась привычка в конце партии, когда возрастает нервное напряжение, трясти ногой. Он поневоле задевал ноги соперника. В первых партиях Корчной ограничивался просто замечаниями, а потом стал отвечать «ударом на удар». Стол ходил ходуном, и серьезнейшее соревнование грозило превратиться в фарс. Практически после каждой партии гроссмейстеры писали заявления в судейскую коллегию, обвиняя соперника в неспортивном поведении. Корчной к тому же обращал внимание судей на то, что в зале собирается группа армян с лозунгами поддержки в адрес Петросяна. Оргкомитет долго ломал голову, как выйти из ситуации, но потом нашел выход: поставили под столом перегородку».
Последние годы
В 1968-1077 годах Петросян был главным редактором журнала «Шахматная Москва», затем основателем и редактором журнала «64». Занимался научной работой. Он ушел из жизни чрезвычайно рано, в 55 лет, 13 августа 1984 года. И Тиграна Вартановича был рак желудка. Похоронен 9-й чемпион мира на армянском кладбище в Москве.