«Если папа выиграет, у нас будет курица на обед»

История жизни 5-го чемпиона мира Макса Эйве, короля шахмат, у которого не было денег на такси после победы в матче с Александром Алехиным.
news

История жизни 5-го чемпиона мира Макса Эйве, короля шахмат, у которого не было денег на такси после победы в матче с Александром Алехиным.

Махгилис Эйве родился 20 мая 1901 года. Его отец Корнелиус Эйве был учителем младших классов в церковной школе. Позднее он перешел в гражданскую школу – там была больше зарплата. По вечерам он давал уроки игры на скрипке и фортепьяно.

Супруги Эйве любили шахматы и раз в неделю устраивали турниры для знакомых. Макс научился играть в четыре года и скоро начал обыгрывать родителей. Кроме этого у юного Макса были явные способности в математике. 

В 12 лет Эйве в виде исключения приняли в шахматный клуб Амстердама, а к четырнадцати годам он стал участвовать во взрослых турнирах, проводимых Шахматной федерацией Нидерландов.

Доктор математики

В 1918 году Эйве закончил школу и поступил на математический факультет Амстердамского университета. В 1919 году он разделил 2-3-е места в чемпионате Нидерландов, а затем сыграл вничью матч с чемпионом страны Маршаном. В 1920 году Эмануил Ласкер гастролировал по Нидерландам, 19-летний Эйве победил его в сеансе. С этого момента он начал активно играть в зарубежных турнирах, пока, правда, не в самых сильных.

В начале 1921 года Эйве успешно сдал кандидатский экзамен. Затем впервые выиграл чемпионат страны (позднее он делал это еще двенадцать раз) и сыграл в двух турнирах – в Будапеште и Гааге. Победил там, и там Алехин. Эйве выступил неудачно — 6-е место в Будапеште и предпоследнее в Гааге, но приобрел бесценный опыт участия в сильных турнирах.

В 1923 году Эйве закончил университет и в конце года дал тур из пятнадцати сеансов одновременной игры по Голландии, а затем выиграл турнир в Гастингсе. В 1926 году Эйве защитил докторскую диссертацию и получил назначение на должность преподавателя математики в женском лицее в Амстердаме, которую занимал до самого 1940 года, периодически делая перерывы для участия в турнирах. То есть, Эйве не был профессиональным шахматистом.

Путь к трону и первый матч с Алехиным

Было понятно, что в Голландии равных Эйве нет, поэтому Амстердамский клуб стал подбирать ему противника для матча из числа сильнейших шахматистов мира. Ласкер отказал – он вообще на несколько лет прекратил выступления. Боголюбов потребовал слишком большой гонорар, что было характерно для этого маэстро. Согласился Алехин, он тогда готовился к матчу с Капабланкой. Эйве проиграл две первые партии, сравнял счет, выиграв седьмую и восьмую, но в решающей, десятой партии, протекавшей с взаимными ошибками, Алехин одержал победу.

В 1927 году Эйве возглавил сборную Нидерландов на первой шахматной Олимпиаде в Лондоне. Нидерланды заняли четвертое место, Эйве набрал 10,5 очков из 15, проиграв одну партию Грюнфельду.

В течение 1928 года Эйве сыграл два матча (5,5:0,5 против Колле и 4,5:5,5 против Боголюбова) и принял участие в двух крупных турнирах. Только что образованная ФИДЕ провела чемпионат мира среди любителей в Гааге, Эйве победил уверенно (12 очков из 15), а после этого сыграл в Бад-Киссингене. Там голландец переиграл Маршалла и Рубинштейна, сыграл вничью с Капабланкой, но проиграл в последнем туре Ейтсу и разделил 3-4-е места. Это был серьезный успех.

В конце года Боголюбов сыграл с Эйве еще один матч, завершившийся с тем счетом, что и предыдущий – 5,5:4,5. Перед тем на конгрессе ФИДЕ летом 1928 года обсуждалась возможность объявить победителя матча новым чемпионом мира ФИДЕ, а позднее провести объединительный матч между чемпионом мира ФИДЕ и Алехиным, однако ничего из того не было сделано.

Важным на пути к матчу на первенство мира стал турнир в Карлсбаде в 1929 году. В нем участвовала вся шахматная элита. Эйве занял почетные 5-7-е места (12 очков из 21). 

В конце года он вновь принял участие в очередном рождественском турнире в Гастингсе, который выиграл, обойдя при этом Капабланку. Через полгода Эйве и Капа сыграли матч из десяти партий, который закончился со счетом +2 −0 =8 в пользу Капабланки. В двух партиях Эйве упустил явный выигрыш. Поражение отчасти объясняется утомлением Эйве после учебного года, он по-прежнему преподавал каждый день в лицее.

В 1932 году Эйве сыграл вничью матч из 16 партий с набиравшим силу Флором, и поделил второе место в Берне (выиграл Алехин). После этого Эйве стал рассматриваться как один из главных соперников Алехина. Он отправил вызов чемпиону мира, который Алехин принял.

В 1934 году Эйве побывал в СССР. В Москве в ресторане гостиницы «Метрополь» в честь него был устроен прием. Руководитель советских шахмат Николай Крыленко спросил у Эйве, каковы его шансы в матче с Алехиным.
- Откровенно говоря, небольшие, - ответил Эйве. -- Алехин выдающийся шахматист, и победить его, конечно, очень трудно.
- В чем же смысл вашего вызова? - продолжал Крыленко.
- Во-первых, это очень престижно - сыграть матч на звание чемпиона мира, а во-вторых, моя маленькая страна хотела бы иметь своего национального героя, -- сказал Эйве.

Подготовка к матчу жизни

В 1934 году Эйве успел удачно выступить в нескольких турнирах. В Цюрихе разделил 2-3-е место с Флором, впереди Боголюбова, Нимцовича, Ласкера. Победил Алехин, но он проиграл единственную партию именно голландцу. На рождественском турнире в Гастингсе Эйве разделил 1-3-е места с Флором и Томасом, позади остались Капабланка и Ботвинник.

Голландия хотела видеть своего чемпиона, но найти такую сумму (10 тысяч долларов) даже в богатой Голландии было непросто. Поэтому был создан специальный комитет «Алехин - Эйве» и многие подкомитеты в разных городах страны. Правительство разрешило провести лотерею в фонд предстоящего матча. Официально соглашение о матче Алехин - Эйве было подписано в мае 1935 года.

Алехин вряд ли полагал, что может проиграть, но все же внес в контракт пункт, что в случае победы Эйве не позднее чем через два года должен состояться матч-реванш.
Эйве готовился к матчу тщательно и даже скрупулезно, со своим помощником Кмохом они изучили почти все партии Алехина. В сентябре они отправились в Вену, где Эйве консультировался с Грюнфельдом и Шпильманом. Голландцу даже предоставили возможность ознакомиться с большой картотекой известного теоретика Беккера. Консультировал голландца и Соломон Флор.

«Ему твоя помощь, как мертвому припарки»

Интерес к матчу в самой Голландии был очень велик, также как и в СССР. В Голландию почти ежедневно звонили из журнала «64», «Вечерней Москвы» и других изданий. На матче в качестве корреспондента «Красного спорта» (ныне – «Советский спорт». – Прим. ред.) был аккредитован Эммануил Ласкер. 

Матч начался 3 октября 1935 года в Карлтон-отеле в Амстердаме, в нем жил Алехин. Чемпион привез в Голландию сиамского кота по кличке Чесс (Шахматы). Он приносил кота и заставлял обнюхивать шахматную доску до начала партии. Эйве протестов не подавал, видимо, из-за воспитания большого уважения к сопернику.

Первая партия явилась холодным душем для Эйве. Алехин разгромил претендента.Секундантом Эйве был Мароци, но Флор консультировал голландца во время матча. Алехин после блестящей победы в первой партии пребывал в отличном настроении. Он шутил над Флором: «Кому ты взялся помогать?! Ему твоя помощь, как мертвому припарки». Алехин даже предложил пари: матч закончится не позже 25-й партии. Алехин сказал. «Это будет не матч, а игра кошки с мышью». Флор пари принял.

После 9-й партии счет был 3:6. Эйве был угнетен. «Похоже на то, что Алехин со мной обойдется так же, а то и еще хуже, чем с Боголюбовым». Имеется в виду матч, в котором Алехин разгромил соперника. И добавил: «Может быть, выбросить белый флаг?»

Из-за прекрасной игры Алехина оказался под угрозой призовой фонд. Организаторы обещали Алехину выплатить гонорар в размере 10 тысяч долларов. По другим данным, речь шла о 10 тысячах гульденов. Эту сумму Оргкомитет надеялся собрать с городов, изъявивших готовность провести у себя отдельные партии. Однако, из-за неудачной игры Эйве многие города начали было отказываться от намерений провести запланированную партию. Все ждали, что Эйве наконец начнет выигрывать. Спасало ситуацию то, что претендент не потребовал ни гроша.

Однако голландский математик смог переломить неудачно складывающийся матч. Алехин был уверен в себе и Эйве стал раз за разом наказывать своего великого противника за самонадеянность. Борьба в матче развернулась жесткая. И в этой борьбе преимущество оказалось на стороне голландского гроссмейстера. Он был в отличной форме. Регулярно гулял, занимался боксом, плаванием, не испытывал проблем со сном. Здоровье же Алехина оставляло желать лучшего. К тому же он злоупотреблял спиртным.

Гроссмейстерских ничьих почти не было, соперники не брали тай-ауты. В голландской прессе появились обвинения Алехина: мол, русский гроссмейстер пьет специально, чтобы затем принизить возможную победу Эйве. 

«Да здравствует новый чемпион мира доктор Эйве!»

Сам Эйве в последствии весьма сдержано говорил о состоянии соперника. По его словам, Алехин, вероятно, пил перед 18-й партией, закончившейся вничью, точно перед 21-й, которую Алехин проиграл, и перед 30-й, закончившейся вничью.

К 30-й, последней, партии напряжение достигло предела. Лихорадило всю Голландию.

Решающая партия игралась 15 декабря 1935 года в Амстердаме в «Белльвю» - в то время крупнейшем зале. Но Голландию охватила такая шахматная горячка, что пришлось арендовать еще несколько залов, в которых мастера и гроссмейстеры демонстрировали зрителям ход партии. Белые были у Эйве, Алехин явился на партию во фраке. Он этим хотел подчеркнуть уважение к противнику и шахматному миру. Алехин был бледен и пришел без кота. Во время партии он явно нервничал, то и дело закуривал и тут же ломал сигарету. Часто консультировался с врачом. Принимал какие-то лекарства. Это было грустное зрелище - шахматный гений метался, как раненый зверь в клетке.

Дебют сложился неудачно для Алехина и Эйве не дал ему шансов на атаку. Позиция чемпиона мира с каждым ходом ухудшалась, и настал момент, когда он протянул сопернику руку: ничья! Счет стал 15,5:14,5 (+9 −8 =13). Матч на этом был закончен, он игрался из 30 партий.

«Да здравствует новый чемпион мира доктор Эйве!» - на французском языке провозгласил Алехин. Его слова потонули в шквале аплодисментов, в руках зрителей появились маленькие голландские флажки и зал запел национальный гимн.

«Если папа выиграет, у нас будет курица на обед»

Перед матчем с Алехиным у маленькой Эле Эйве спросили в школе:

- Что произойдет, если твой отец станет чемпионом мира?

- Тогда у нас будет курица на обед, -- отвечала девочка.

И она говорила искренне. После победы Флор предложил Эйве отдохнуть месяц на Ривьере, на что новый чемпион мира заметил, что у него нет денег даже на такси.

Вечером после 30-й партии пошел сильный снег и трамваи в Амстердаме не ходили, поэтому новый шахматный король отправился домой пешком. Голландцам так и не удалось собрать весь призовой фонд. А так как Алехину гарантировалась определенная сумма, то все собранные деньги достались ему. Эйве не получил ничего.

Выигрыш Эйве стал неожиданным для шахматного мира. В Советском Союзе реакция была в духе сталинских процессов конца 30-х. Если коротко, то суть такая: монархист и белогвардеец, Алехин развенчан и как шахматист. При этом советские газеты восхваляли Эйве.

Матч-реванш

Эйве передал права на организацию следующего матча на первенство мира ФИДЕ. Однако до первого розыгрыша под эгидой ФИДЕ должен был состояться предусмотренный регламентом матча 1935 года матч-реванш между Алехиным и Эйве.

В ранге чемпиона мира Эйве продолжил выступать в турнирах. В Зандвоорте он проиграл партию Боголюбову, и в итоге стал вторым после Файна. В Ноттингемском турнире приняли участие все сильнейшие шахматисты того времени. Эйве с самого старта боролся за первое место, однако проиграл Алехину в седьмом туре и допустил грубую ошибку в партии с Ласкером, поэтому финишировал на 3-м месте - на пол-очка позади Капабланки и Ботвинника.

Матч-реванш начался 5 октября 1937 года в Нидерландах. Эйве вел -- 1:0 и 3:2. Решающей стала шестая партия, в которой Алехин уже в дебюте разгромил соперника. Следующие две партии тоже выиграл Алехин. Начиная с 21-й партии, в игре Эйве произошел надлом: в пяти партиях Алехин набрал 4,5 очка. Последней стала  25-я партия, которую Алехин выиграл и вернул себе титул чемпиона мира (счет матча -- 15,5:9,5).

Окончание карьеры и президент ФИДЕ

После 1948 года Эйве выступал в основном в чемпионатах страны и командных соревнованиях. Его последним крупным турниром стал турнир претендентов в Цюрихе в 1953 году, на который Эйве и Решевский были приглашены персонально. Эйве занял предпоследнее место с 11,5 очками из 28. Однако в первом круге одержал красивые победы над Найдорфом и Геллером. Партия Геллер - Эйве получила приз за красоту.

В 1970 году Эйве, выдвинутый группой ведущих гроссмейстеров и поддержанный советской федерацией, был единогласно избран на пост президента ФИДЕ, сменив Фольке Рогарда.

Как президент ФИДЕ Эйве внес большой вклад в развитие и пропаганду шахмат. Хотя обратной стороной популяризации стало обесценивание званий, Кроме того, Эйве сыграл важную роль в принятии рейтинга Эло в качестве основы квалификационной системы ФИДЕ.

В 1972 году в Рейкьявике состоялся матч за звание чемпиона мира между Борисом Спасским и Робертом Фишером, закончившийся победой последнего. Матч был под угрозой срыва из-за чудачеств Фишера. И большая заслуга Эйве, что матч все-таки состоялся. Необходимо было максимально нивелировать выходки Фишера, что Эйве блестяще удалось. В противном случае человечество могло бы никогда не узнать чемпиона мира по имени Роберт Джеймс Фишер.

В ходе второго четырехлетнего срока Эйве принял два решения, которые вызвали недовольство советского руководства. В 1976 году президент ФИДЕ настоял на том, чтобы шахматная Олимпиада прошла в Хайве. СССР, ряд соцстран и арабских государств бойкотировали Олимпиаду в Израиле.

Тогда же Эйве оказал поддержку бежавшему из СССР Виктору Корчному. В частности, Эйве гарантировал Корчному право участвовать в претендентских матчей. В Советском Союзе такая позиция Эйве вызвала большое недовольство.

Советское руководство инициировало кампанию против выдвижения Эйве на третий срок. На очередных выборах в 1978 году Эйве не стал выставлять свою кандидатуру, и новым президентом был избран исландский гроссмейстер Фридрик Олафссон.

В начале ноября 1981 года Эйве полетел в Израиль на отдых. На второй день у него случился сердечный приступ, и он вынужден был лечь в больницу. Выписавшись, он вылетел в Нидерланды, там ему была сделана операция. 26 ноября 1981 года Эйве скончался от еще одного сердечного приступа в амстердамском госпитале, где находился после операции. Тело Эйве было кремировано 1 декабря, на церемонии в Амстердаме присутствовали несколько сотен людей.

В Голландии увековечена память о 5-м чемпионе мира. В центре Амстердама есть площадь Макса Эйве. На площади расположен Центр Макса Эйве с музеем шахмат и библиотекой. Перед входом в Центр находятся открытый в 2004 году памятник Эйве. 

Новости. Шахматы